Новости RSS

10 октября - День борьбы против смертной казни


09.10.2009

26 сентября 2007 года Комитет министров Совета Европы решил учредить «Европейский день борьбы против смертной казни», который проводится ежегодно 10 октября.

Coвет Европы был первопроходцем в деле отмены смертной казни, в результате чего Европа с 1997 года де-факто является пространством, свободным от смертной казни.

Проведение этого дня является европейским вкладом в отмечающийся в тот же день ежегодный Всемирный день борьбы против смертной казни.

Большинство стран мира прекратили применять смертную казнь, однако сама идея упразднения этого жестокого наказания не победила.

Томас Хаммарберг, Комиссар по правам человека Совета Европы 5 октября опубликовал комментарий в котором анализирует проблемы, сопровождающие процесс отмены смертной казни. В настоящий момент, констатирует Т. Хаммарберг, большинство стран мира прекратили применять это жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство наказание: 94 государства приняли решение о полной отмене смертной казни, 10 отменили это наказание в отношении всех обычных преступлений, а 35 других стран за последние десять лет не казнили ни одного человека. По мнению европейского омбудсмана, ныне Европа близка к тому, чтобы стать регионом, свободным от смертной казни. Однако сама идея упразднения смертной казни пока не победила.

В 2007 году Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинство приняла резолюцию, содержащую рекомендацию о введении всеобщего моратория на использование смертной казни. Аналогичная резолюция была согласована в 2008 году, причем в ней вновь было подчеркнуто, что мораторий должен быть установлен «с целью отмены смертной казни».

Томас Хаммарберг отмечает, что еще остается сделать не только для ее повсеместной отмены, но и чтобы убедить общественность в необходимости защитить право на жизнь в любых обстоятельствах.

Наша позиция в отношении смертной казни, заключает европейский комиссар, указывает на то, какой тип общества мы хотим построить. Когда само государства убивает человека, находящегося под его юрисдикцией, оно посылает сигнал: крайнее насилие имеет законное основание. Я убежден, что смертная казнь приводит к жестокости в обществе. В каждой казни есть аспект «око за око».

Цивилизованное общество должно раскрыть обман, скрывающийся за этой идеей - государство может убить человека для того, чтобы доказать, что убивать нельзя.

 

Источники: сайт Совета Европы http://www.coe.int/t/commissioner/Source/Viewpoints/VP091005_RU.doc

http://www.coe.int/t/dc/files/events/2007_death_penalty/default_ru.asp?


Комментарий Комиссара по правам человека Совета Европы от 5.10.2009

Необходимо продолжать борьбу за отмену смертной казни

 

 

 

Шаг за шагом идет процесс отмены смертной казни. Большинство стран мира в настоящий момент прекратили применять это жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство наказание: 94 государства приняли решение о полной отмене смертной казни, 10 отменили это наказание в отношении всех обычных преступлений, а 35 других стран за последние десять лет не казнили ни одного человека. Ныне Европа близка к тому, чтобы стать регионом, свободным от смертной казни. Однако сама идея упразднения смертной казни пока не победила.

 

Самые населенные страны мира по-прежнему сохраняют смертную казнь – Китай, Индия, Соединенные Штаты и Индонезия. Это означает, что большинство населения мира живет в странах, в которых смертная казнь продолжает использоваться в качестве наказания. Во время предвыборных кампаний в США эта тема находится под запретом, и даже наиболее прогрессивные кандидаты избегают поднимать ее, опасаясь негативных последствий.

 

Да и в других странах политики сталкиваются с проблемами, касающимися общественного мнения относительно этого вопроса. Российская Федерация приняла на себя обязательство отменить смертную казнь 13 лет назад, когда она вступала в Совет Европы. Был введен мораторий, однако, как представляется, Государственная Дума еще не готова отменить смертную казнь де-юре.

 

После чудовищного террористического акта в школе в Беслане в сентябре 2004 года многие стали высказываться за казнь одного из нападавших, выжившего в этой катастрофе. Однако судебные органы России остались верны решению о моратории даже в этой чрезвычайной ситуации, и смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

 

Опросы общественного мнения в отношении смертной казни обычно показывают, что большинство выступает за сохранение этого наказания. Особенно это проявляется тогда, когда происходит жестокое и широко освещаемое в СМИ убийство. 

 

Однако результаты опросов общественного мнения по этому вопросу нелегко правильно истолковать. Существует большая разница между немедленной реакцией на жестокое преступление и изложением взвешенного мнения об этических аспектах и принципах, касающихся узаконенного государственного убийства.

 

Важно отметить, что в европейских странах не существует широкой поддержки возвращения к смертной казни. Такие предложения не исходят от больших политических партий.

 

И тем не менее я считаю, что важно вновь и вновь излагать сильные аргументы против убийства как наказания в судебном порядке. Эти дискуссии будут продолжаться, и новые поколения должны иметь возможность воспользоваться нашим прошлым опытом.

 

Можно убедительно доказать, что смертная казнь является неэффективной. Она не имеет сдерживающего характера: уровень преступности не ниже в тех странах, которые сохранили это наказание, и не поднимался в тех странах, где смертная казнь была отменена. Более того, тенденция наблюдается как раз обратная.

 

Но что при этом реально существует – так это настоящий риск казнить невиновного человека. Непогрешимой системы правосудия не существует, ведь судьи – это люди, ошибки совершаются и в зале суда. А когда осужденный казнен, то исправлять ошибку слишком поздно. Имеется целый ряд таких дел – некоторые из них удалось прояснить по прошествии времени благодаря новым методам анализа ДНК – и нет гарантий, что такие ошибки не будут происходить в будущем.

 

Было также доказано, что режим смертной казни явно склоняется к дискриминации в отношении бедных и групп меньшинств. Привилегированные люди с широкими связями намного меньше рискуют подвергнуться такому наказанию, чем те, кто совершил аналогичное преступление, но принадлежит к малообеспеченным группам населения. Самая большая угроза существует для маргинализированных людей; как правило, они находятся в невыгодном положении во время судебного разбирательства – и тоже самое касается смертной казни.

 

Это – сильные аргументы. Однако речь не идет лишь об эффективной профилактике преступности, судебной определенности или о предупреждении дискриминации – речь идет о самой сути прав человека.

 

Во Всемирной декларации заявляется, что никто не должен быть подвергнут пыткам или жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению или наказанию. Были попытки найти способы казни с причинением меньшей боли, для того чтобы сделать сам процесс более "гуманным". Все это провалилось, в том числе и в отношении самого акта убийства; существуют недавние примеры долгих мучений на электрическом стуле или при инъекции яда. И даже если этого можно избежать, это никак не снизит психологических страданий от ожидания казни. Смертная казнь является жестокой, бесчеловечной и унижающей достоинство – и так будет всегда.

 

Основной аргумент против смертной казни состоит в том, что она нарушает право на жизнь. Государственные убийства – это действительно крайнее отрицание прав человека. Именно поэтому столь важно, чтобы мы продолжали действовать в поддержку отмены смертной казни.   

 

И в этих усилиях Совет Европы выступает на передовых позициях. Все государства-члены ратифицировали Протокол № 6 к Европейской конвенции об отмене смертной казни в мирное время, а большинство стран согласились взять на себя обязательства по Протоколу № 13, запрещающему смертную казнь при всех обстоятельствах (в том числе и в военное время). К этому должны присоединиться и другие государства.[1]

 

Должно быть понятно, что Беларусь может надеяться на членство или даже статус наблюдателя только после того, как она отменит смертную казнь. Следует напомнить и правительствам США и Японии, что их статус наблюдателя поставлен под сомнение из-за их позиции по данному вопросу.

 

А пока должны продолжаться успешные дипломатические инициативы в ООН. В 2007 году Генеральная Ассамблея подавляющим большинство приняла резолюцию, в которой содержится рекомендация о введении всеобщего моратория на использование смертной казни. Аналогичная резолюция была согласована в 2008 году, причем в ней вновь было подчеркнуто, что мораторий должен быть установлен «с целью отмены смертной казни».[2]

 

Наша позиция в отношении смертной казни указывает, какой тип общества мы хотим построить. Когда само государства убивает человека, находящегося под его юрисдикцией, оно посылает сигнал: крайнее насилие имеет законное основание. Я убежден, что смертная казнь приводит к жестокости в обществе. В каждой казни есть аспект «око за око».

 

Цивилизованное общество должно раскрыть обман, скрывающийся за этой идеей - государство может убить человека для того, чтобы доказать, что убивать нельзя.

 

Томас Хаммарберг

 



[1] Протокол № 13 не подписали Азербайджан и Российская Федерация. Его подписали, но не ратифицировали Армения, Латвия, Польша и Испания. Остальные 41 государство-член этот Протокол ратифицировали.

 

 

[2] В ходе голосования в Ассамблее в 2007 году (A/62/PV.76) было 104 голоса за,  54 против и 29 воздержавшихся. В 2008 году  (A/63/PV.7) было подано 106 голосов за, 46 против и 34 воздержавшихся. С текстом резолюций можно ознакомиться по адресу: http://www.un.org/.

 

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

 

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код:

Все мероприятия