Новости
Нелегкий путь правозащитника: с чем пришлось столкнуться «школьным адвокатам»
03.08.2009
Интересные встречи, новые знакомства, личностный рост – нет, это не заманчивые карьерные предложения. Это – ощущения участников проекта «Уполномоченный по правам учащихся в общеобразовательном учреждении». Проект реализовывался с декабря 2008 по июнь 2009 года Уполномоченным по правам человека в Калужской области совместно с городским Управлением образования на базе 5,7,14,15, 17-й школ и лицея № 36 г. Калуги.
В анкетировании приняли участие 14 участников проекта: уполномоченные, их помощники и кураторы.
На вопрос «Что Вам лично дал этот проект?» помимо указанных выше результатов респонденты назвали также получение ими знаний о правах и обязанностях человека, приобретение опыта работы с учащимися, возможность реализовать свои идеи и выразить себя.
Было и то, что не понравилось при реализации проекта. Например, недостаток общения между участниками проекта, обособленность школьных уполномоченных друг от друга, сложности с установлением контактов с учащимися.
Большинство опрошенных (9 человек) считают, что учащиеся положительно, с интересом отнеслись к появлению уполномоченного в школе. «Сначала - с непониманием и недоверием, а потом – с интересом» - ответили 3 респондента. «Неоднозначно: кому-то было интересно, а для кого-то не имело значения» - еще один вариант ответа. Один человек не ответил на вопрос.
Участники проекта столкнулись с неоднозначным отношением учителей к введению в школе поста уполномоченного. Кто-то из педагогов отнесся к этому «с пониманием, но без большого энтузиазма», кто-то – «настороженно», «с меньшим интересом, чем учащиеся». Были и такие, кто считал проект глупостью. То, что появление «школьного правозащитника» восприняли положительно, с интересом указали 8 респондентов. 2- не ответили на вопрос.
Опрошенные отметили, что родители учащихся, в основном, отнеслись положительно к появлению в школе уполномоченного (10 респондентов), «сначала с недоверием, потом - с интересом» (1 человек), «равнодушно» - 1 человек. 2 – не дали ответа на вопрос.
Среди трудностей, с которыми пришлось столкнуться при реализации проекта, респонденты отметили: недостаточную материально-техническую базу и непонимание учащимися роли и задач уполномоченного (по 6 ответов), 4 респондента назвали недостаток правовой информации, 2 – боязнь учащихся обратиться за помощью к уполномоченному.
В преодолении трудностей большую помощь уполномоченным оказали школьные администрации. В частности, в материально-техническом оснащении рабочего места и получении информации, необходимой для рассмотрения обращений (по 8 ответов), помощь в улаживании конфликтов (6 ответов), помощь в получении правовой информации (5 ответов). Самое большое число ответов – 9 было отдано варианту «моральная поддержка».
Большинство респондентов полагают, что ситуация с соблюдением прав учащихся в их школе с появлением уполномоченного по правам учащихся улучшилась (13 человек). Один участник считает, что она осталась прежней.
Подавляющее большинство опрошенных (12 человек) считают, что в конце учебного года отношение к уполномоченному со стороны школьников улучшилось, 2 – осталось прежним. Со стороны учителей улучшение отношения к уполномоченному отмечают 9 респондентов, 4 считают, что оно осталось прежним. 10 опрошенных отмечают улучшение отношения к уполномоченному со стороны администрации школы, 3 считают, что оно осталось прежним, 1 респондент затруднился ответить на вопрос.
В 2009-2010 учебном году проект «Уполномоченный по правам учащихся в общеобразовательном учреждении» продолжится. Итоги этого опроса инициаторы проекта постараются учесть в дальнейшей работе по развитию института уполномоченного по правам учащихся.
Начальник отдела защиты прав детства
аппарата Уполномоченного по правам человека
в Калужской области
Анна Нагорных
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Добавить комментарий
Все поля являются обязательными для заполнения.