Новости
Как воспринимают уполномоченного по правам учащихся в школе?
27.03.2009
Напомним, что в феврале этого года в рамках пилотного проекта «Уполномоченный по правам учащихся в общеобразовательном учреждении» в Калуге проводился опрос школьников. Его целями стало выяснение различной информации по правам учащихся и способах их защиты, источниках знаний школьников о правах, а также - об уполномоченных по правам учащихся в школах.
В опросе приняли участие 608 учеников 7-11-х классов учреждений, где уже действуют школьные омбудсманы: 5,7,14,15,17-я школы города Калуги и лицей № 36.
Опрос показал, что 80,1 % опрошенных знают о существовании в своей школе уполномоченного по правам учащихся. Не знающих об этом – гораздо меньше (19,6 %).
63, 3 % респондентов утверждают, что осведомлены о задачах и возможностях уполномоченного по правам учащихся своей школы. 35, 9 % опрошенных такой информацией не обладают. 5 участников (0,8 %) не ответили на вопрос.
По мнению участников опроса, чтобы эффективно защищать права школьников уполномоченный по правам учащихся должен взаимодействовать с самими учащимися (21,2 % ответов), с администрацией школы (15,6 % ответов), с учителями (13,1 % ответов), с Уполномоченным по правам человека в Калужской области (9,1 % ответов). Меньше ответов отдано за взаимодействие уполномоченного по правам учащихся с: управляющим советом школы, управлением образования города Калуги (по 7,7 % ответов), с родителями учащихся (7 % ответов), общественными организациями (5 %), милицией (3,7 %), неформальными группировками (2,1 % ответов).
Оказывать помощь уполномоченному по правам учащихся в своей школе безусловно готовы 61,5% респондентов. Осуществлять сотрудничество, но с некоторыми условиями – 6, 25 % опрошенных. 28, 9 % респондентов не готовы помогать уполномоченному по правам учащихся в школе.
Уверены в том, что появление уполномоченного по правам учащихся в школе будет способствовать усилению защиты прав школьников 35,6 % учащихся. 29,1 % полагают, что это возможно. 11,8 % однозначно говорят «нет». Затрудняются в оценке перспективы работы школьных омбудсманов 12,8 % опрошенных.
На чем в первую очередь должен сосредоточить свое внимание уполномоченный по правам учащихся? Как полагают школьники, - на защите права учащихся выражать свободно взгляды и мнение, праве на образование (в том числе - качественное), а также на защите прав учащихся и детей в целом. В списке других «рекомендуемых» школьному омбудсману прав, требующих защиты фигурируют: право частной жизни и тайной переписки, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на защиту от грубого и жестокого общения (включая драки между учениками).
Судя по ответам респондентов, школьный уполномоченный должен способствовать также поддержанию дисциплины в школе, уделять внимание взаимоотношениям учителей и учащихся (уважительному отношению учителей к ученикам, справедливости выставления оценок).
Собранная информация станет неплохим подспорьем для работы самих школьных омбудсманов.
Они смогут более грамотно, с учетом мнения и потребностей школьников планировать дальнейшую работу по содействию защите прав учащихся. Итоги проведенного опроса помогают определить, с кем взаимодействовать школьному уполномоченному, на реализации каких прав учащихся сосредоточить свое внимание. В частности, они показывают, что школьным омбудсманам следует больше информировать учеников о своей деятельности, задачах и возможностях.
Начальник отдела защиты прав детства
Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области
Анна Нагорных
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Добавить комментарий
Все поля являются обязательными для заполнения.