Новости RSS

Защитим потерпевших от преступлений


11.06.2008

Ежегодно каждый десятый житель России становится жертвой того или иного преступления и в соответствии с установленным порядком признается «потерпевшим». Столь значительное количество лиц, относимых к этой категории,  делает весьма актуальным вопрос о том, насколько защищены их процессуальные и иные права. Анализ действующего законодательства, призванного защитить права потерпевших позволяет говорить о его недостаточной эффективности.

В настоящее время по многим процессуальным позициям потерпевший поставлен в неравное положение с подозреваемым, обвиняемым и подсудимым, и таким образом фактически рассматривается как второстепенный участник уголовного процесса. Уголовному правосудию необходимо решать задачу достижения равновесия между законными интересами трех сторон – государства, обвиняемого и потерпевшего.

Обеспечение эффективной защиты всего комплекса прав потерпевших от преступлений – насущная задача и конституционная обязанность государства. Неудовлетворительное выполнение государством этой задачи девальвирует саму идею правосудия, что не может не вызывать озабоченности и тревоги у гражданского общества.

Учитывая потенциально массовый характер нарушений  прав потерпевших, а также особое общественное значение самого вопроса защиты прав потерпевших, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации посчитал необходимым принять указанный вопрос к рассмотрению в инициативном порядке и представил следующие рекомендации Федеральному Собранию Российской Федерации:

          -  в целях приведения российского законодательства в части защиты прав потерпевших в соответствие с международными нормами и стандартами в максимально сжатые сроки ратифицировать Конвенцию о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений, принятую Советом Европы 24 ноября 1983 года;

- дополнить Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» положениями о компенсации вреда жертвам от преступлений;

- внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации положения о создании фонда защиты жертв преступлений, а также порядке его функционирования и механизме осуществления компенсационных выплат;

- дополнить Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» нормами, позволяющими обеспечивать безопасность защищаемых лиц после завершения судебного процесса;

- дополнить ст. 146 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации положениями, в соответствии с которыми лицо, ставшее известным как пострадавшее от преступления к моменту возбуждения уголовного дела, должно признаваться потерпевшим одновременно с возбуждением уголовного дела;

- внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации норму, обязывающую органы следствия обязанность информировать потерпевшего о факте освобождения осужденного из мест лишения свободы;

           - внести изменения в статью 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что жертва преступления, которой причинен имущественный вред, известная на момент возбуждения уголовного дела, одновременно с его возбуждением, должна признаваться гражданским истцом, что позволит своевременно принять уголовно-правовые меры обеспечения иска;

          - внести изменения в статьи 5, 22, 42, 43, 45, 46, 97, 101, 108, 166, 170, 188, 189, 191, 192, 193, 194, 198, 220, 246, 254, 280, 304, 305, 307 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с прилагаемым проектом Федерального закона (Приложение 1);

- дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации нормой, в соответствии с которой государство должно взять на себя обязательства по компенсации вреда потерпевшим от преступлений, а также иждивенцам тех потерпевших, которые умерли или стали недееспособными, с последующим возмещением  выплаченных сумм с осужденного в регрессном порядке.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации также рекомендует:

- Правительству Российской Федерации разработать методику определения стоимости человеческой жизни;

- Министерству внутренних дел Российской Федерации создать специализированные подразделения по защите прав потерпевших во всех субъектах Российской Федерации;

- судам общей юрисдикции в целях более эффективного возмещения потерпевшему причиненного преступлением вреда максимально широко практиковать назначение наказания в виде штрафа в качестве альтернативы наказанию в виде лишения свободы.

 

Доклад размещен на официальном сайте Уполномоченного. С текстом можно ознакомиться по адресу: http://www.ombudsmanrf.ru/doc/sp_doclad.shtml


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

 

Комментарии

Элье, добавлено 17.06.2008 16:44

Поддерживаю полность!

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код:

Все мероприятия