Новости RSS

Сформулированы предложения по решению жилищных проблем


05.07.2019

5 июня в Калуге состоялись сразу два значимых мероприятия, посвященных жилищным вопросам: межрегиональная научно-практическая конференция и расширенное заседание Координационного совета уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, входящих в Центральный федеральный округ на тему: «Конституционное право граждан на жилище: актуальные проблемы и пути решения». Оба мероприятия были организованы Уполномоченным по правам человека в Калужской области.

В работе конференции и Координационного совета приняли участие около шестидесяти человек - уполномоченные по правам человека субъектов Центрального федерального округа и специалисты их аппаратов, сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, главный федеральный инспектор по Калужской области, руководство и представители органов власти Калужской области, территориальных структур федеральных органов власти, муниципальных образований, доверенные лица Уполномоченного по правам человека в Калужской области.

Участники мероприятий сформулировали предложения в Резолюцию конференции и решение Координационного совета, направленные на соблюдение и защиту жилищных прав граждан, тексты которых мы предлагаем вашему вниманию.

 

Р Е З О Л Ю Ц И Я

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«Конституционное прав граждан на жилище:

актуальные проблемы и пути решения»

5 июня 2019 года                                                                                         город Калуга

 

5 июня 2019 года в городе Калуге проходила межрегиональная научно-практическая конференция «Конституционное право граждан на жилище: актуальные проблемы и пути решения».

Цель конференции заключалась в обобщении, систематизации и распространении передового опыта защиты жилищных прав граждан.

В ходе конференции решались следующие задачи:

- обмен региональными практиками правозащитной деятельности, совершенствования форм и способов защиты жилищных прав граждан;

- расширение сотрудничества региональных омбудсманов, государственных и общественных структур в вопросах обеспечения соблюдения жилищных прав граждан;

- разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы защиты жилищных прав граждан.

Организатором научно-практической конференции выступил Уполномоченный по правам человека в Калужской области Ю.И. Зельников.

В работе конференции принимали участие:

уполномоченные по правам человека субъектов Российской Федерации и их представители;

представители аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

руководители и представители органов государственной власти, местного самоуправления;

представители правозащитных структур, образовательных и коммерческих организаций;

 доверенные лица Уполномоченного по правам человека в Калужской области в муниципальных образованиях.

Гостями и участниками научно-практической конференции стали омбудсманы и их представители из 14 областей. Всего в конференции приняли участие более 50 человек.

На конференции освещались вопросы реализации жилищной политики на территории Калужской области, деятельности Государственной жилищной инспекции Калужской области, способы защиты жилищных прав человека в деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Также была представлена практика защиты жилищных прав граждан при содействии институтов уполномоченного по правам человека в Центральном федеральном округе. Опыт работы в данном направлении представили гости из Брянской, Московской областей, Смоленской, Тверской, Ярославской областей, а также Уполномоченный в Калужской области. 

Участники научно-практической конференции, проанализировав и обсудив в рамках проведенных  мероприятий сложившуюся в регионах ситуацию в сфере соблюдения и защиты жилищных прав граждан, пришли к выводу, что несмотря на то, что жилищная сфера – одна из социальных основ реализации конституционных прав граждан, жалобы на нарушения жилищных прав граждан доминируют среди всех жалоб, поступающих в адрес уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации на протяжении последних 10 лет.

К сожалению, можно констатировать, что многие из них являются системными, многолетними и не решаемыми в полной       мере на региональных и муниципальных уровнях.

Так, системный характер на территории всей Российской Федерации носят нарушения прав граждан со стороны органов местного самоуправления на незамедлительное получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.

Главной причиной, по которой данная проблема не может быть успешно разрешена до настоящего времени, - отсутствие у муниципальных образований необходимых финансовых ресурсов.

Для решения проблемы жилищного обеспечения внеочередников необходима финансовая помощь федерального и регионального бюджетов.

Участники конференции полагают, что необходимо рассмотреть вопрос о решении проблемы жилищного обеспечения внеочередников программно-целевым методом с привлечением и консолидацией финансовых ресурсов местного, областного и федерального уровня.

Из-за нехватки финансовых средств тормозится решение вопроса переселения граждан из аварийного жилья.

Объемы средств, выделяемых бюджетами всех уровней, не позволяют в полной мере решить вопрос своевременного обеспечения детей-сирот жильем. Можно говорить о том, что данные нарушения также приобретают системный характер. Возникают вопросы и к качеству жилья, строящегося для детей-сирот.

Из-за нехватки финансовых средств, отсутствия в муниципальных образованиях жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан граждане не могут реализовать имеющееся у них право на предоставление жилья.

Также нередко имеют место нарушения прав граждан и действующего законодательства при владении и пользовании общим имуществом в многоквартирных домах, при использовании нежилых помещений на первых этажах многоквартирных домов для размещения и работы магазинов и предприятий общественного питания, при строительстве зданий и сооружений рядом с многоквартирными домами.

Представленные на конференции доклады и практические примеры защиты жилищных прав граждан убедительно доказывают необходимость создания прочной основы для реализации конституционного права граждан на жилище, для создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий получения жилища нуждающимися гражданами.

Признавая важность затронутых в рамках научно-практической конференции проблем, обобщив представленные на конференции опыт, идеи, предложения и практику работы, участники принимают данную резолюцию и рекомендуют:

- определить обеспечение соблюдения и защиты жилищных прав человека и гражданина приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и правозащитных организаций;

-  создавать в регионах необходимые условия для реализации гарантий жилищных прав граждан;

- в целях обеспечения достойного уровня жизни и социальной защищенности граждан усилить контроль за соблюдением и защитой жилищных прав граждан со стороны контрольно-надзорных органов и правозащитных организаций;

- активнее использовать возможности средств массовой информации для информирования граждан о мерах социальной поддержки, а также о правовых механизмах защиты прав на жилище.

 Участники конференции выражают уверенность, что системная, скоординированная работа всех заинтересованных структур по выполнению рекомендаций конференции позволит обеспечить максимально благоприятные экономические, правовые и организационные условия успешного решения жилищных проблем в регионах, а также вывести на качественно новый уровень систему государственной и общественной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Участники конференции приняли решение:

- направить резолюцию межрегиональной научно-практической конференции «Конституционное прав граждан на жилище: актуальные проблемы и пути решения» руководителям региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, правозащитных и общественных организаций и объединений;

- материалы конференции разместить в сети Интернет на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Калужской области и издать в виде сборника.

 

РЕШЕНИЕ

 

расширенного заседания Координационного Совета уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, входящих в Центральный Федеральный округ

 

5 июня 2019 года                                                                                      г. Калуга

 

 Заслушав доклады уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (Курская область, Тамбовская область, Тульская, Ивановская область), сообщения других участников заседания и обсудив актуальные проблемы реализации жилищных прав граждан, Координационный совет отмечает то, что жилищная сфера – одна из важнейших социальных основ реализации конституционных прав граждан. При этом жалобы на нарушения жилищных прав граждан устойчиво доминируют среди всех видов жалоб, поступающих в адрес уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации на протяжении последних 10 лет.

К сожалению, можно констатировать, что многие из них являются системными, многолетними и не решаемыми надлежащим образом на региональных и муниципальных уровнях из-за дефицита бюджетных средств.

Системный характер на территории всей Российской Федерации носят нарушения прав граждан со стороны органов местного самоуправления на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.

Причина, по которой данная проблема не может быть разрешена до настоящего времени, - отсутствие у муниципальных образований необходимых финансовых ресурсов.

Необходимо рассмотреть вопрос о решении проблемы жилищного обеспечения внеочередников программно-целевым методом с привлечением и консолидацией финансовых ресурсов местного, областного и федерального уровня.

Из-за нехватки финансовых средств тормозится решение вопроса переселения граждан из аварийного жилья.

Объемы средств, выделяемых бюджетами всех уровней, не позволяют в полной мере своевременно решить вопрос обеспечения детей-сирот жильем. Возникают вопросы и к качеству жилья, строящегося для детей-сирот.

Вопрос, связанный с обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета бывших несовершеннолетних узников фашизма, уже заключивших на основании выданных свидетельств договоры купли-продажи и договоры участия в долевом строительстве жилых помещений, остается не решенным в Калужской области.

Из-за нехватки финансовых средств, отсутствия в муниципальных образованиях жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, нуждающиеся не могут реализовать имеющееся у них право на предоставление жилых помещений.

Также имеют место нарушения прав граждан и действующего законодательства при владении и пользовании общим имуществом в многоквартирных домах, при использовании нежилых помещений на первых этажах многоквартирных домов для размещения и работы магазинов и предприятий общественного питания, при строительстве зданий и сооружений рядом с многоквартирными домами.

Принимая во внимание изложенное, в целях недопущения нарушений прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в жилищной сфере,

Координационный Совет уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, входящих в Центральный Федеральный округ, РЕШИЛ:

I. Рекомендовать Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации рассмотреть возможность и целесообразность:

1.Направления в Государственную Думу (Совет Федерации) Федерального Собрания Российской Федерации следующих предложений:

1.1. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральное законодательство в части закрепления обязанности субъекта РФ обеспечивать жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и инвалидов-колясочников, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

1.2. Рассмотреть вопрос об установлении в статье 32 Жилищного кодекса РФ определенного временного, а не «разумного» срока для сноса дома или его реконструкции для собственников жилья.

1.3.Рассмотреть вопрос о внесении изменений в ст.7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения лиц к административной ответственности по факту самовольной перепланировки и (или) переустройства не только жилых, но и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также увеличения размера административного штрафа на граждан за самовольное переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме;

1.4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения размера административного штрафа на граждан за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

2.Направления рекомендаций Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:

 2.1.Рассмотреть вопрос об увеличении объема финансирования из федерального бюджета на предоставление жилищных сертификатов гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

2.2. Рассмотреть вопрос о предоставлении дополнительного субсидирования организаций строительного комплекса, участвующих в мероприятиях, направленных на восстановление нарушенных прав участников долевого строительства из средств федерального бюджета (например, на компенсацию затрат застройщика на подключение к инженерным сетям; на выдачу беспроцентного кредита на строительство и т.п.).

2.3.Рассмотреть вопрос о разработке федеральной государственной программы по обеспечению жильем многодетных семей.

2.4.  Рассмотреть вопрос о выделении субсидий из федерального бюджета на финансирование мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». 

2.5. Рассмотреть вопрос об увеличении объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

3.Обсуждения вопросов своевременного обеспечения жильем внеочередников, исполнения решений судов о предоставлении жилья внеочередникам и путей решения названных вопросов, выработки конкретных мер, направленных на решение указанных вопросов на Координационном Совете уполномоченных по правам человека в Российской Федерации.

II. Направить уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации следующие рекомендации:

1. Систематически проводить мониторинг реализации жилищных прав граждан, по результатам которого вносить соответствующие предложения.

2. При подготовке ежегодных докладов по итогам деятельности за 2019 год особое внимание уделять вопросам защиты жилищных прав граждан, рассмотреть вопрос о подготовке специальных докладов по данной тематике.

3. Освещать в средствах массовой информации и на телевидении наиболее значимые проблемы обеспечения жилищных прав граждан на территории субъекта Российской Федерации.

 

Председатель Координационного совета

уполномоченных по правам человека в субъектах РФ,

входящих в Центральный Федеральный округ                                   Ю.И. Зельников


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

 

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код:

Все мероприятия