Новости
Если вам отказали в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
23.12.2015
В 2015 году к Уполномоченному по правам человека в Калужской области обращались граждане с жалобами на незаконный отказ органов местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
К. пожаловался Уполномоченному на отказ администрации МО «Поселок Воротынск» в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
По результатам рассмотрения обращения заявителя было установлено, что он относится к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пунктом 7 статьи 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена мера социальной поддержки в виде обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Механизм реализации указанной меры социальной поддержки закрепляется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
Пунктом 5 названных Правил установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно подпункта «г» п. 19 Правил для участия в подпрограмме среди прочих документов необходимо предоставить в уполномоченный орган выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (в жилом помещении).
Таким образом, для получения меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, для участия в данной подпрограмме К. должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (в жилом помещении) и поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (в жилом помещении).
К. относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях), имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ прием на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
В апреле 2015 года К., являясь нуждающимся в улучшении жилищных условий, обращался в администрацию МО «Поселок Воротынск» с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении и постановки на жилищный учет в целях дальнейшего обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и названными Правилами. Представил для этого необходимый пакет документов.
Постановлением главы администрации МО «Поселок Воротынск» К. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на том основании, что он не был признан малоимущим.
По результатам рассмотрения жалобы К. Уполномоченный пришел к выводу, что данный отказ является незаконным, нарушающим жилищные права К. и действующее законодательство по следующим основаниям.
Орган местного самоуправления является органом, осуществляющим принятие на учет как в отношении нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, которым предоставляется жилье за счет муниципального жилищного фонда, так и в отношении нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к числу лиц, указанных в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ (государственный жилищный фонд).
К. относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий (в жилом помещении) имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.
Таким образом, только для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, а именно:
малоимущие;
иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан;
иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
К. относится к иной категории граждан, определенной федеральным законом, и в его случае отсутствие решения органа местного самоуправления о признании малоимущим не могло являться основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. К. может быть поставлен на жилищный учет как гражданин, относящийся к иной категории граждан, определенной федеральным законом, поскольку его право на обеспечение жильем предусмотрено федеральным законом.
Жилищное законодательство не связывает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях непосредственно с признанием их малоимущими (ст. 51 ЖК РФ). Законодательство связывает право на получение жилья граждан выехавших из зоны отселения и подвергшихся радиоактивному облучению лишь с нуждаемостью в жилье, поэтому отказ администрации МО «Поселок Воротынск» в постановке К. на учет по указанному в постановлении администрации основанию - непризнании малоимущим, является незаконным.
При содействии Уполномоченного, К. обжаловал отказ в постановке на жилищный учет в суд. Решением Сухиничского районного суда Калужской области, вступившим в законную силу, администрация МО «Поселок Воротынск» обязана поставить К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Комментарии
Добавить комментарий
Все поля являются обязательными для заполнения.
Юрий Зельников, добавлено 19.01.2016 10:59
Уаажаемая Юлия, спасибо за оценку и добрые слова в наш адрес. Мы стараемся. А иначе не стоит и браться за порученное дело.
Юлия, добавлено 26.12.2015 14:32
Если бы в нашей стране все государственные деятели чиновники знали законы как Уполномоченный по правам человека в Калужской области и имели бы такое же желание применять законы на благо человека не допускать нарушение прав человека исправлять допущенные ошибки,наверное жизнь наша была бы лучше справедливей.Главное не было бы недоверия к представителям органов власти.