Новости
Коллизия законов: выдавать или не выдавать социальные выплаты на приобретение жилья ветеранам боевых действий?
09.09.2013
При поддержке Уполномоченного чаша весов склонилась в сторону человека.
Уполномоченному по правам человека в Калужской области пришлось столкнуться с ситуацией, когда нарушение прав гражданина имело место не в связи с действиями (бездействием) органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области, а по причине противоречия отдельных положений действующего законодательства Конституции РФ.
Так, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на жилищный учет до 1 января 2005 года, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
На территории Калужской области для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета определена в форме социальных выплат на приобретение жилья.
В марте 2013 года к Уполномоченному по правам человека в Калужской области обратился Николай Васильевич Астахов (Ф.И.О. изменены) - ветеран боевых действий, имеющий право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Собственного жилья он не имеет, вместе с семьей снимает квартиру в Калуге. Нуждается в улучшении жилищных условий и состоит на жилищном учете с 16 февраля 2005 года.
Астахов обращался в министерство по делам семьи, демографической и социальной политики Калужской области с просьбой включить его в сводный список и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Министерство со ссылкой на подпункт 3 пункта 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» сообщило, что правовых оснований для включения Астахова в областной сводный список инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется, поскольку он поставлен на жилищный учет после 1 января 2005 года.
Казалось бы, гражданину отказано в предоставлении меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, следовательно, нарушений его жилищных прав не усматривается. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Проанализировав действующее законодательство РФ, принимая во внимание позицию Конституционного Суда РФ, отраженную в Постановлении от 10.11.2009 № 17-П, Уполномоченный пришел к выводу, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) не соответствует ряду статей Конституции РФ.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, когда приходит к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Добавить комментарий
Все поля являются обязательными для заполнения.