Новости
О бесплатных и платных медицинских услугах
24.01.2013
С 1 января 2013 года вступили в силу Правила предоставления медицинскими организациями платных услуг, которые заменят собой ранее действующие правила образца 1996 года. В этой связи министерство здравоохранения области информирует о нововведениях.
Чем новые правила принципиально отличаются от старых?
Новые правила более четко регулируют правоотношения между медицинскими организациями и пациентами.
Впервые появилась правовая норма, согласно которой до заключения договора исполнитель медуслуги обязан уведомить пациента о том, что несоблюдение отдельных рекомендаций врача (в том числе режима лечения) может снизить качество медуслуги, отрицательно сказаться на состоянии его здоровья или увеличить сроки лечения.
Договор между медицинской организацией и пациентом заключается только в письменной форме.
На информационных стендах для пациентов – в том числе в частных клиниках – должна быть информация не только о платных медуслугах, но и о бесплатных, которые предоставляются в соответствии с территориальными Программами государственных гарантий.
Помощь по полису
Может ли пациент, имеющий полис ОМС, рассчитывать на полноценную бесплатную помощь? Конечно. Оказание платных медицинских услуг учреждениями здравоохранения не должно препятствовать пользованию гражданами их конституционным правом на получение бесплатной медицинской помощи и не возлагать на них обязанности по оплате медицинских услуг в государственных медицинских организациях.
Платные медицинские услуги предоставляются по желанию граждан. Или, например, это могут быть немедицинские услуги (бытовые, сервисные, транспортные и иные услуги), предоставляемые дополнительно при оказании медицинской помощи.
Согласно действующему законодательству каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг. Так, согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бесплатно предоставляются:
- первичная медико-санитарная помощь - лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи;
- скорая, в том числе специализированная, медицинская помощь – медицинская помощь, оказываемая безотлагательно гражданам при несчастных случаях, травмах, а также других состояниях и заболеваниях;
- специализированная медицинская помощь – помощь, оказываемая при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Когда платить, а когда погодить
Как разобраться, какие услуги положены гражданину платно, а какие бесплатно?
На информационных стендах для пациентов должна быть размещена информация не только о платных медуслугах, но и о бесплатных, которые предоставляются в соответствии с территориальными Программами государственных гарантий.
Медицинские организации – участники территориальной Программы государственных гарантий имеют право предоставлять платные услуги:
- на условиях, отличающихся от предусмотренных территориальной программой государственных гарантий, при наличии информированного добровольного согласия пациента (его законного представителя), данного в порядке, установленном федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон);
- при предоставлении услуг анонимно (кроме случаев, предусмотренных законодательством);
- гражданам иностранных государств и лицам без гражданства (помимо лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию), а также гражданам Российской Федерации, не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);
- при самостоятельном обращении граждан за получением услуг, кроме случаев, предусмотренных статьей 21 Закона, и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.
Предоставление услуг осуществляется с соблюдением действующих порядков оказания медицинской помощи в объеме соответствующих стандартов медицинской помощи либо – по просьбе пациента – в объеме, превышающем объем выполняемого (в связи с оказанием услуги) стандарта медицинской помощи. Цены (тарифы) на услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными или казенными государственными учреждениями, устанавливаются в порядке, определенном органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей соответствующих организаций. Цены на услуги, предоставляемые иными медицинскими организациями, устанавливаются этими организациями самостоятельно.
Кто проверит?
Как этот процесс будет контролироваться со стороны государства и страховых компаний?
Контроль за соблюдением правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в рамках установленных полномочий. Роспотребнадзор может по обращению пациента провести проверку и вынести предписание об устранении недостатков при оказании платных услуг либо наложить штрафы: на юридическое лицо - от 20 до 30 тыс. руб., на частного предпринимателя - от 10 до 20 тыс. руб. За возмещением ущерба или морального вреда гражданин может обращаться лишь в суд. Но он вправе использовать материалы проверок и привлечь Роспотребнадзор для заключения по делу.
Как планируется разрешать спорные и конфликтные ситуации по вопросам оказания платной и бесплатной медицинской помощи в государственных медицинских учреждениях?
В этом новые правила не отличаются от прежних - такие ситуации разрешаются, во-первых, в судебном порядке, во-вторых, путем обращения в органы Роспотребнадзора, в страховые медицинские организации, минздрав.
Где получить подробную информацию?
Новые правила обязывают медицинские организации размещать на своих сайтах, а также на информационных стендах сведения в том числе о перечне платных услуг с указанием цен и порядка их оплаты, о медицинских работниках, участвующих в оказании таких услуг, графике их работы.
При заключении договора пациент в доступной форме информируется:
- о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы;
- о наименовании медицинской организации, адресе ее местонахождения, документе, подтверждающем факт внесения сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) в Единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), лицензии на осуществление медицинской деятельности, перечне услуг (с указанием цен в рублях, условий, порядка, формы предоставления услуг и порядка их оплаты), порядка и условий предоставления медицинской помощи в соответствии с программой (территориальной программой), медицинских работниках, участвующих в предоставлении услуг, уровне их профессионального образования и квалификации, режиме работы медицинской организации и графике работы медицинских работников, участвующих в предоставлении услуг, а также об адресах и телефонах министерства здравоохранения субъекта Российской Федерации, территориальных органов Росздравнадзора и Роспотребнадзора.
Кроме того, по требованию пациента или заказчика услуги (услуг) ему предоставляются:
- информация о порядках оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи, применяемых при предоставлении услуги, о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую услугу (его профессиональном образовании и квалификации), о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи, иная информация, относящаяся к предмету договора;
- информация о состоянии его здоровья, в том числе о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения, а также об используемых при предоставлении услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению;
- копия учредительного документа медицинской организации – юридического лица (копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);
- копия лицензии на осуществление медицинской деятельности (с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией).
Куда пожаловаться?
Управление Роспотребнадзора области
«Горячая линия»: 8(4842) 55-40-76
Адрес: 248010, Калуга, ул. Чичерина, 1а
Телефон: 8(4842) 55-15-42
Эл. почта: microb@kaluga.ru
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
Адрес: 248010, Калуга, ул. Чичерина, 7
Телефон «горячей линии»: 8(4842)72-45-46
info@oms.kaluga.ru
Калужский филиал страховой компании «РОСНО-МС»:
Кузькин Эдуард Юрьевич, директор
«Горячая линия»: 8(4842)54-73-58
8-800-100-8005
rosno@kaluga.ru
Адрес:248006, г.Калуга, ул.Баумана, 12/17
Телефон: 8(84842) 72-11-36, факс: 72-45-29
Филиал страховой компании «МАКС-М»:
Ковалева Светлана Петровна, директор
«Горячая линия»: 8(4842)50-96-89
maks_mkf@mail.ru
Адрес: 248000, г.Калуга, ул.Карпова, 13
Телефон: 8(4842) 50-96-88, факс: 56-57-51
Министерство здравоохранения области
«Горячая линия»: 88007003003
Отдел реализации программ развития и организации медицинской помощи:
Глазов Александр Анатольевич, начальник отдела
Телефон: 8(4842) 719-066
- обращаться по вопросам взрослого населения
Отдел контроля качества медицинской помощи населению:
Подлесных Ирина Александровна, начальник отдела
Телефон: 8(4842) 719-022
- обращаться по поводу качества оказания помощи
Отдел охраны здоровья матери и ребенка:
Сакулина Ирина Борисовна, начальник отдела
Телефон: 8(4842) 719-024 – обращаться по вопросам обслуживания детей
Источник: областная газета "Весть"
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Добавить комментарий
Все поля являются обязательными для заполнения.