Новости RSS

Работающим военным пенсионерам недоплачивали!


30.08.2006

 

Военный пенсионер решил оспорить в Конституционном Суде РФ  конституционность ряда норм ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", по его мнению, не предоставляющих военным пенсионерам право на получение наряду с пенсией за выслугу лет на основании Закона РФ от 12.02.1993г. трудовой пенсии по старости, которая заработана ими с учетом требуемого для ее назначения страхового стажа.

Трудовая пенсия по старости, назначаемая застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", складывается из базовой, страховой и накопительной частей. Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Страховая же и накопительная ее части финансируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, имеющих неналоговый индивидуально-возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации они персонифицируются применительно к каждому из застрахованных лиц и учитываются на их индивидуальных лицевых счетах, открытых в органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Учтенные таким образом страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (в частности, при достижении пенсионного возраста). В условиях действующего правового регулирования размер будущих пенсионных выплат (страховой и накопительной частей трудовой пенсии) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов. При этом страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер, финансируется по распределительному методу и базируется на принципе солидарности поколений.

После увольнения с военной службы, получая пенсию за выслугу лет, отставник, обратившийся в Конституционный Суд РФ, работал по трудовому договору, наработав страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по старости. Пенсионный фонд Российской Федерации ему в установлении трудовой пенсии по старости отказал.

Согласно общему правилу, лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Исключение из этого правила (т.н. льгота) предусмотрено в пункте 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который определяет категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. Заявитель к указанным в законе категориям граждан не относится.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан,  запрещено вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

В своем определении от 11.05.2006г. Конституционный Суд РФ указал, что исключение для военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, возможности получить без отказа от военной пенсии страховое обеспечение с учетом объема накопленных страховых взносов лишает смысла пенсионное страхование, которое в подобных условиях превращается лишь в институт изъятия денежных средств.

 

В результате Конституционный Суд Российской Федерации определил:

  • Утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами нормативные положения ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации.
  • Суд обязал также федерального законодателя предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года (необходимость установления разумного срока для установления надлежащего правового регулирования обусловлена тем, что вступлением в силу определения Конституционного Суда РФ затрагивается расходная часть бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год, неисполнение которого может привести к недопустимому нарушению прав получателей трудовых пенсий).

 

Источник: Определение Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. N 187-О

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

 

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код:

Все мероприятия