Новости RSS

Мечты о бесплатном и доступном образовании сбываются там, где родители действуют


07.02.2011

Родители могут быть силой, способной обеспечить доступ к образованию своих детей и влиять на его качество, если берутся за решение проблемы не спустя рукава или если им удается объединиться под знаменами общих проблем.

 Общих родительских проблем в получении детьми образования множество. Теоретически невозможно решить только ту проблему, к решению которой никто не приступал. Гипотетически решений проблем столько же, сколько самих проблем, а, возможно, и больше. Практически большинство из упомянутого множества проблем уже кто-то, когда-то и где-то решал и преуспел в этом. На последнем и хочется остановиться подробнее.

Есть «образовательные» проблемы, с которыми родителям можно справиться в одиночку и часто изобретать велосипед для этого нет необходимости. Не нужно штудировать всю Конституцию или весь закон об образовании. Как показывает практика, порой бывает достаточным, знать несколько статей из российского законодательства: статью 43 Конституции РФ, статьи 5, 18, 19, 50, 51, 52, 52_1, 52_2 Закона РФ «Об образовании» (приложение 1 (35)). Чуть больше надо освоить тем родителям, у кого ребенок-инвалид. Им не обойтись без знания положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем родителям, кто оплачивает дополнительные образовательные услуги, не лишним будет знать положения закона РФ «О защите прав потребителей», в частности, главу об оказании услуг (приложение 2 (31)). Некоторые из родителей могли бы получить информацию из закромов нормативных документов в местных органах власти. Например, узнать, кто имеет право на первоочередное выделение места в детском саду и др. При этом родители должны уметь отстаивать свои права в том случае, если они нарушаются.

Другими словами, родители могут обратиться:

- В прокуратуру с требованием проверить соблюдение прав, закрепленных в российском законодательстве, и принять соответствующие меры реагирования. После обращения в прокуратуру, например, были устроены в детские сады пять свердловских детей.

- К региональному Уполномоченному по правам человека (или Уполномоченному по правам ребенка) с просьбой оказать помощь в защите прав, гарантированных законом. Так, женщина в Калуге добилась от городских чиновников места для своей дочери в детском саду в первоочередном порядке.

- В Роспотребнадзор (например, в случаях предоставления некачественного питания в образовательном учреждении, ремонта в учреждении во время образовательного процесса), в Роспожнадзор (например, в случаях обнаружения проблем с проводкой и т.п.) с требованием проверить соблюдение норм, закрепленных в российском законодательстве и связанных с обеспечением благоприятных условий нахождения в том или ином учреждении. Так, после обращения сотрудницы, в одном из детских садов в Архангельской области побывали представители прокуратуры и Роспотребнадзора. В результате теперь в этом детском саду будет соблюдаться санитарно-эпидемиологическое законодательство (прокуратурой в адрес заведующей детским садом внесено представление, а также в отношении нее возбуждено дело об административном правонарушении).

- В суд с заявлением об обжаловании действий соответствующих органов или должностных лиц, предварительно получив от них письменное подтверждение нарушения законодательства в отношении конкретных детей и их родителей. Например, в Республике Коми отец ребенка-инвалида через суд добился, чтобы его дочь стала посещать детский сад.

Есть «образовательные» проблемы, для решения которых родителям лучше найти союзников (других родителей, столкнувшихся с похожей проблемой). Среди таких проблем: отсутствие мест в детских садах, закрытие школы или детсада вблизи места жительства, принуждение к внесению взносов на нужды образовательного учреждения, тревога за безопасность детей во время нахождения в школе или детсаду, нерадивые представители органов управления образованием или руководство конкретных учреждений и т.п. Почему эти проблемы нужно решать коллективно? Потому что эти проблемы чаще всего носят системный и управленческий характер и справиться в одиночку с десятью, двадцатью (и дальше больше) чиновниками, «копирующими» ответ друг у друга, сложнее. Не зря же говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше».

Кроме того, сообща родители получают возможность расширить арсенал инструментов для отстаивания своей точки зрения. Начинать можно и нужно с коллективного обращения (лучше письменного, но, не отказываясь от устных переговоров, если есть такая возможность) к учредителю, далее – в вышестоящие инстанции, продолжить борьбу в случае «глухоты» и «слепоты» последних в прокуратуре или в суде, призвав на помощь регионального Уполномоченного по правам человека (ребенка).

Нам известно 25 эпизодов о том, как родители добились соблюдения права на образование своих детей. Среди них 19 коллективных родительских побед. Как видно из родительских побед в области образования, достигнутых сообща, в России реально:

- Выступать на публичном мероприятии (демонстрации) с требованием заменить директора образовательного учреждения и предложить свою кандидатуру на этот пост, если родители, учащиеся и педагоги школы едины во мнении, как это было в Воронеже.

- Через суд добиться мест в дошкольных учреждениях для своих детей, как это сделали приморские мамы.

- Прекратить практику взимания денежных средств с родителей в образовательных учреждениях, добившись проведения прокурорской проверки в таких учреждениях, как в Казани и Калининграде.

- Добиться смены руководства специализированной школы (спортивной) за организацию сбора «благотворительных» взносов с родителей учащихся путем обращения в городские органы управления образованием, как в Перми.

- Обеспечить доступ к образованию детей, обязав местные власти отремонтировать дорогу, по которой школьники ездят на учебу, как в Самарской области.

- Остановить реорганизацию или ликвидацию образовательных учреждений, добившись отмены соответствующих решений, принятых местными властями, как это сделали в Республике Коми, Костромской области, Забайкальском крае, Астраханской области и в Ульяновске.

- Добиться от органов власти изменить отношение в проблеме нехватки мест в детских садах и приступить к реализации системных мер по изменению ситуации, как в Челябинской области.

Источник:www.pgpalata.ru


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

 

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код:

Все мероприятия