Библиотека

Правовая основа существования российских вытрезвителей


Заключение аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ на нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность медицинских вытрезвителей

Исходя из анализа административного законодательства Российской Федерации, представляются несостоятельными доводы, изложенные в
обращении, о том, что такой ведомственный нормативный акт, как Приказ МВД СССР № 106 от 30.05.1985 г. «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители»,     противоречит  действующему  федеральному законодательству, в частности, пункту 11 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции», где четко определено, куда могут доставляться лица, находящиеся в состоянии опьянения, а именно: в медицинские учреждения либо в дежурные части милиции, а пункт 33 указанного Положения нарушает Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и статью 21 Конституции Российской Федерации.

Необоснованными являются также и доводы о том, что положения, содержащиеся в указанном нормативно-правовом акте, затрагивают, и даже более, нарушают права граждан, а также противоречат положениям статьи 55 Конституции РФ, устанавливающей, что ограничение прав и свобод может быть введено только федеральным законом, а не каким-либо подзаконным актом, в частности Приказом МВД СССР № 106 от 30.05.1985 г.

1. Пунктом 11 статьи 12 Закона СССР от 6 марта 1991 г. «О Советской милиции» было закреплено право милиции доставлять лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские вытрезвители.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции» Закон   СССР   «О   Советской   милиции»   не   действует   на территории   РСФСР   в   части,   противоречащей   Закону   РСФСР   «О милиции».

Действующее российское законодательство (Постановление Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции», Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 года № 723 «Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции») не предусматривает ликвидацию медицинских вытрезвителей как учреждений, а только предполагает передачу в ведение другого органа организацию работы данных учреждений.

Кроме того, согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 1992 г. № 723 «Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции» до решения всех организационных вопросов, связанных с передачей обязанностей милиции другим органам МВД России, продолжает выполнять функции, указанные в пункте 2 Постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции».

Таким образом, приведенное выше положение союзного законодательства (п. 11 ст. 12 Закона СССР «О Советской милиции», в котором закреплено право милиции доставлять лиц, находящихся в состоянии опьянения в медицинские вытрезвители) не противоречит законодательству Российской Федерации, которое не содержит нормативных правовых актов о ликвидации медицинских вытрезвителей как учреждений.

Кроме того, следует отметить следующее. Согласно ст.ст. 7, 9 Закона РФ    «О    милиции»     медицинские    вытрезвители    относятся    к    числу подразделений милиции общественной безопасности, входят в структуру горрайорганов внутренних дел.

Создание, реорганизация и ликвидация названных подразделении, содержащихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с МВД РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 926 с изменениями от 26 июля 2001 г. «О подразделениях милиции общественной безопасности» утверждена структура милиции общественной безопасности, в которую входят медицинские вытрезвители при органах внутренних дел до решения вопроса о передаче обязанностей по руководству работой медицинских вытрезвителей Минздраву России. И таким образом, в настоящее время МВД РФ выполняет обязанности по руководству медицинскими вытрезвителями на основании пункта 7 Структуры милиции общественной безопасности, утвержденной вышеназванным Постановлениям.

Следует подчеркнуть, что данное Постановление Правительства РФ действует и в установленном порядке не оспаривалось.

Кроме того, направление в медицинский вытрезвитель установлено пунктом 11 статьи 11 Закона РФ «О милиции», согласно которому милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан,   если   есть   основания   полагать,   что   поведение   указанных  лиц представляет   опасность   для   их   здоровья,   жизни   и   имущества   (в   ред. Федерального закона от 31.03.1999 № 68-ФЗ).

2. Доставка гражданина в медицинский вытрезвитель взаимосвязана с совершением гражданином административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (ранее статьей 162 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях), касающегося появления в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.                                                                     

За данный административный проступок законодательством предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Законом  РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 (ранее Законом РСФСР) «О милиции», Кодексом РФ (ранее РСФСР) об административных правонарушениях на органы милиции возложены обязанности по пресечению административных правонарушений, в том числе предусмотренного статьей 20.21 КоАП РФ (появление в общественном месте в пьяном виде). При этом административным законодательством
предусмотрено ограничение прав и свобод граждан, совершивших административные правонарушения. Производство об административных
правонарушениях     регулируется     разделом     IV       Кодекса     РФ     об административных правонарушениях, в котором содержатся главы, относящиеся к протоколу об административном правонарушении, задержанию, личному досмотру и др.

Деятельность медицинских вытрезвителей, являющихся специализированными подразделениями милиции, осуществляющими специальную   медицинскую   помощь   лицам,   находящимся   в   состоянии алкогольного опьянения и доставляемым в эти учреждения для вытрезвления, регламентируется Приказом МВД СССР № 106 от 30.05.1985 «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горраиоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители», согласованным с Минюстом Союза ССР, Генпрокуратурой Союза ССР, Минздравом Союза ССР, Минфином Союза ССР и Министерством иностранных дел ССР.

Так, статьей 27.5 КоАП РФ предусмотрено, что срок административного задержания может длиться не более трех часов, а для лица, находящегося в состоянии опьянения, этот срок исчисляется со времени его вытрезвления.

Лицо, находящееся в состоянии опьянения, пребывает в медицинском вытрезвителе на вытрезвлении не более одних суток. Этот срок обусловлен клиническими особенностями различных степеней опьянения. По своей же правовой природе такое пребывание не может относиться к лишению гражданина свободы, поскольку своей целью имеет его вытрезвление.

Пункт 45 Положения о медицинском вытрезвителе устанавливает, что гражданин после его вытрезвления и оформления соответствующих материалов должен быть выписан из медицинского вытрезвителя.

В период с 01.00 ч до 05.00 ч выписка граждан из медвытрезвителей ограничена. Это обусловлено физиологическими особенностями организма (сон в ночное время) и частично связана с обеспечением их безопасности. Наряду с этим выписка граждан после вытрезвления в указанный период производится в присутствии родственников, убытия в командировки и других случаях.

  Действующее законодательство об административных правонарушениях предусматривает ответственность граждан за появление в общественных местах в пьяном виде. Следовательно, исходя из изложенного, представляются  необоснованными  выводы  в  обращении  о том,  что при принудительном содержании в изолированном помещении лиц, находящихся в состоянии опьянения, ограничиваются их конституционные права.

 Таким образом, следует признать, что медицинские вытрезвители, куда доставляются лица при наличии оснований, перечисленных в пункте 11 статьи 11 Закона РФ «О милиции», отвечают требованиям федеральных законов. А доводы, содержащиеся в обращении о том, что данные учреждения незаконны, поскольку не предусмотрены законодательством Российской Федерации, нельзя признать убедительными.

Положения пункта 11 статьи 11 Закона РФ «О милиции» направлены на защиту общественного порядка, общественной безопасности, нравственности, на устранение опасности для жизни, здоровья и имущества людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих. В связи с этим, закрепленные в указанном пункте положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан. Представляется, что законодатель в полном соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в пункте 11 статьи 11 указанного Закона РФ предусмотрел ограничение прав и свобод человека и гражданина в общественно полезных целях, установив возможность доставления находящихся в состоянии опьянения лиц в медицинские вытрезвители.

Необходимо подчеркнуть также следующее. Согласно части 2 статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к принципам охраны здоровья отнесены профилактические меры в области охраны здоровья граждан. Деятельность медицинских вытрезвителей связана, наряду с пресечением административных правонарушений, с профилактикой алкоголизма, что входит в круг задач медицинских учреждений.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, Приказ МВД СССР № 106 от 30.05.1985 «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители», соответствует действующему федеральному законодательству.                             

3. Представляется, что не может служить основанием для признания незаконной деятельности медицинских вытрезвителей и то обстоятельство, что по истечении предусмотренных Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.04.1991 г. № 1027-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции», Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 1992 г..№ 723 (в редакции от 21 марта1998 г.) «Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. сроков на передачу в ведение других органов организации работы медицинских вытрезвителей такая передача не была осуществлена.

В связи с этим следует отметить, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации неправомочен возложить на Правительство Российской Федерации обязанность принять какое-либо новое решение о передаче медицинских вытрезвителей в иные ведомства. Тем более, что до решения всех организационных вопросов, связанных с передачей обязанностей милиции другим органам МВД России, продолжает выполнять функции, указанные в пункте 2 Постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции», т.е. осуществлять обязанности по организации работы медицинских вытрезвителей.

В заключение необходимо отметить следующее.

Исходя из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции Российской Федерации), как и иных   защищаемых   Конституцией   Российской   Федерации   ценностей,   - обязанность государства, федеральный законодатель вправе осуществлять правовое регулирование, обеспечивающее соблюдение правопорядка, том числе  предусматривать административную ответственность за противоправные деяния; при этом допустимые ограничения прав и свобод строго очерчены Конституцией Российской Федерации, ее статьями 17 (част! 3), 29 (часть 2) и 55 (часть 3).

Положения статьи 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 11 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции» направлены на защиту общественного порядка, общественной безопасности, нравственности, на устранение опасности для жизни, здоровья и имущества людей, которые в состояние опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и дл? окружающих. В связи с этим указанные нормы, а также и нормы другого рассмотренных выше нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность медицинских вытрезвителей, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

Экспериза проведена отделом координации деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ Организационно-аналитического управления аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ (июль 2006г.) 

 

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Комментарии

александр, добавлено 26.04.2008 20:33

умно написано да только для простых людишек это все издается а вот остальные ГРАЖДАНЕ эти законы обходят как видимо и транспорт посвоему хочу спереди а хочу сзади ВРЕМЕНА....

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код: