Библиотека

Как Уполномоченный защитил сельских педагогов


Комментарий сотрудника аппарата Фроловой А.В.

В течение 2006 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Калужской области стали поступать коллективные жалобы педагогов сельской местности, являющихся одновременно ветеранами труда, на ущемление их прав в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Низкий уровень заработной платы работников сельской местности и неукротимый рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги вызывают отчаяние сельских учителей и заставляют их искать защиты у Уполномоченного.

Целенаправленное нарушение прав данной категории граждан происходит в основном из-за ограниченности бюджетных средств области и муниципальных образований. Чиновники пытаются переложить расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг на самих граждан. Для того чтобы вникнуть в ситуацию - необходимо обратиться к действующему законодательству.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 22.08.2004), педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии  с Законом Калужской области № 13-ОЗ от 30.12.2004 «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» специалисты, работающие в сельской местности (в том числе педагоги), и проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на бесплатную жилую площадь (то есть - полное освобождение от платы за наем в неприватизированных квартирах, платы за содержание и ремонт жилого помещения), бесплатное предоставление услуг по отоплению и электроснабжению.

В соответствии со статьей 1 Закона Калужской области № 12-ОЗ от 301.12.2004 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда…» ветераны труда имеют право на следующие меры социальной поддержки:

1) оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной в соответствии с законодательством, в том числе членами семей ветеранов труда, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются вышеназванным лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

2) оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются ветеранам труда, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. (В соответствии с п.4  статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные слуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

3) ежегодную денежную выплату проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, для приобретения твердого топлива.

Таким образом, меры социальной поддержки, предусмотренные  для специалистов, работающих в сельской местности не включают льготную оплату коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению и газоснабжению, предусмотренные для ветеранов труда.

В соответствии с п.8 Постановления Правительства Калужской области № 4 от 12.01.2005 при наличии у заявителя права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям (законам), данная мера социальной поддержки предоставляется только по одному основанию по выбору самого заявителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Исходя из вышеизложенного, педагоги, являющиеся специалистами сельской местности и ветеранами труда, вправе реализовать одновременно право на 100 % оплату за жилое помещение, 100 % оплату услуг по отоплению и электроснабжению за счет областного или муниципального бюджета как специалисты, работающие в сельской местности, и воспользоваться 50% льготой по оплате водоснабжения,  водоотведения и газоснабжения как ветераны труда.

Приступив к рассмотрению жалоб, Уполномоченный по правам человека в Калужской области направил главам соответствующих муниципальных образований свои заключения, содержащие рекомендации относительно необходимости восстановления прав и свобод учителей. Однако главы муниципальных образований повели себя по-разному.

В частности, глава администрации МР «Ульяновский район» М.И.Корнееев не согласился с позицией Уполномоченного по правам человека в Калужской области и отказался предоставлять льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством. Следующим шагом Уполномоченного  явилось обращение в прокуратуру Калужской области с ходатайством о проведении проверки по данным нарушениям. Правота позиции Уполномоченного была полностью подтверждена результатами проведенной проверки, в ходе которой прокуратурой были выявлены нарушения прав граждан и внесено представление об устранении выявленных нарушениях.

Другие серьезные нарушения прав педагогов, работающих в сельской местности, вскрылись при поступлении к Уполномоченному жалобы учителя  Перемышльского района Калужской области.

Выяснилось, что в Перемышльском районе Калужской области отдел образования отказывает педагогам, работающим в сельской  местности, в бесплатном предоставлении услуг по отоплению и электроснабжению в связи с недостаточным объемом их рабочего времени (менее 75% нормы их рабочего времени), ссылаясь на Инструкцию Народного Комиссариата Труда РСФСР от 17.08.1931 № 49 «О применении Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 о льготах квалифицированным работникам сельских местностей и рабочих поселков».  Кроме того, льготы на бесплатное предоставление услуг по электроснабжению предоставлялись им исходя из размера площади жилья.

Однако педагоги сельской местности имеют право на вышеуказанные льготы вне зависимости от нагрузки на должности педагога в течение рабочего времени и независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. Данные ограничения в правах педагогов, работающих в сельской местности, идут вразрез с нормами действующего законодательства по следующим  основаниям:

1. Применение Инструкции Народного Комиссариата Труда РСФСР от 17.08.1931 № 49 «О применении Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 о льготах квалифицированным работникам сельских местностей и рабочих поселков» должно осуществляться только после проведения дополнительной проверки его статуса с учетом действующего законодательства. Однако поскольку само Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930, которое разъясняется данной Инструкцией, утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 6.05.2003 № 52-ФЗ, полагаю, применение Инструкции является незаконным.

2. Предоставление льгот педагогическим работникам сельской местности исходя из размера площади жилья, не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим предоставление данных льгот.

Размер общей площади жилья не ограничен ни на федеральном уровне (Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1), ни на уровне субъекта (Закон Калужской области № 13-ОЗ от 30.12.2004 «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию»), в связи с чем, данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. Данная позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ № 10-Г05-2 от 10.08.2005.

 Получив рекомендации Уполномоченного относительно необходимых мер по восстановлению прав данной категории граждан, глава МР «Перемышльский район» Н.В.Бадеева приняла меры в виде перерасчета начисленных средств по коммунальным услугам педагогам, и в дальнейшем предоставление  им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг стало осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством.

Отрадно, что это произошло на основании заключения Уполномоченного, и дополнительного вмешательства органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, или обращения в суд не потребовалось.

5.06.2006 года был принят Закон Калужской области № 206-ОЗ  «О внесении изменения в Закон Калужской области «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию». Данным законом в пункте 1 статьи 2 слова «бесплатное предоставление услуг по отоплению и электроснабжению» заменены на слова «с отоплением и освещением». На первый взгляд, произошло сужение мер социальной поддержки для данной категории граждан в части предоставления услуг по электроснабжению. Однако согласно Информационно-методическому письму, подготовленному рабочей группой Законодательного Собрания Калужской области, объем расходов электроэнергии, расходуемой на освещение, определяется по показаниям прибора учета, установленного для жилых помещений. Будем надеяться и бороться за то, чтобы дополнительно готовящиеся законопроекты не отняли у граждан право на полное возмещение расходов по электроснабжению.

К сведению, в том же Информационно-методическом письме, подготовленному рабочей группой Законодательного Собрания Калужской области, содержатся рекомендации относительно нормативов рабочего времени, которые необходимы для получения  мер социальной поддержки специалистам, работающим в сельской местности (75 % нормы рабочего времени занятым на постоянной работе, для инвалидов 1 степени ограничения трудоспособности – не менее 50 % нормы рабочего времени). Данные рекомендации даны, в частности по аналогии с нормами недействующего нормативного правового акта, а именно  Инструкции Народного Комиссариата Труда РСФСР от 17.08.1931 № 49 «О применении Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 о льготах квалифицированным работникам сельских местностей и рабочих поселков», о которой говорилось ранее.

Информационно-методическое письмо, подготовленное рабочей группой Законодательного  Собрания Калужской области,  не является источником права и носит рекомендательный характер, поэтому аргументировать отказ в предоставлении мер социальной поддержки специалистам, работающим в сельской местности, в связи с недостаточным объемом их рабочего времени, главе муниципального образования будет  довольно сложно.

 

 

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Комментарии

паша, добавлено 16.06.2009 08:07

я чото не поняля а где видео

саня, добавлено 21.02.2009 03:18

прикольно!!!!!!!!!!!!!

Людмила Ивановна, добавлено 21.01.2007 15:36

"Правота позиции Уполномоченного была полностью подтверждена результатами проведенной проверки, в ходе которой прокуратурой были выявлены нарушения прав граждан и внесено представление об устранении выявленных нарушениях."
Хотелось бы узнать:в настоящий момент предоставляются льготы педагогу(одновременно являющемуся инвалидом)в соответствии с требованиями Уполномоченного или нет?

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код: