Библиотека

ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЗАЩИТА ПРАВ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА


2012г., автор: Морозова А.А. Руководитель работы:Голишевский М. Б.

Введение

 

Миграция населения представляет собой довольно сложный и противоречивый процесс, напрямую связанный с социальным и экономическим состоянием различных государств. Необходимо отметить исторический аспект этого явления. Процесс миграции начал формирование ещё в 15 веке, и имел в основном экономическое обоснование – массовая колонизация и работорговля являлись способами получения экономической выгоды от использования дешёвой рабочей силы. С тех пор прошло уже более 500 лет, работорговля запрещена, каждый человек получил определённое количество прав и свобод, правовой статус личности охраняем на международном уровне, но одно осталось неизменным – погоня за дешёвым трудом.

Безусловно, чем более развито и экономически обеспечено государство, или конкретный регион, тем лучше финансовое положение каждого из его граждан. Следовательно, чем больше у нас «дешёвых» мигрантов, тем больше мы строим, производим и продаём, ВВП растёт, не влияя на цены для рядовых потребителей, чем не отличный подход? Выходит, увеличение количества мигрантов только положительно влияет на нашу жизнь. Не стоит делать поспешных выводов. Мигрант – это человек, который сам ищет для себя лучшей жизни. И переселяясь на новое место, пытается как можно больше заработать для себя, а не на благо коренного населения. Проблемы начинаются тогда, когда этот самый мигрант добивается своих целей и его положение, экономическое и социальное становится выше, чем у обычного жителя. В таком случае картина переворачивается с ног на голову, и теперь уже местное население работает на этого «мигранта». Такая ситуация приводит к недовольству и возмущению граждан, появляется всё больше националистских сообществ среди молодёжи, отношения между властью и народом напряжены.

Органы по правам человека в России, а так же в Калужской области, уделяют особое внимание защите прав мигрантов. Их задача сделать так, что бы мигранты оставались уважаемыми гражданами, и не ощущали на себе давления и угнетения со стороны местного населения. И это правильно, в этом и заключается цель работы данных органов. Но когда обстановка совсем другая, и «гости» позволяют себе слишком много, угнетая и притесняя местных жителей, нужны совсем другие методы.

Данная тема исследования актуальна как для России в целом, так и в частности для Калужской области.

Исследование основывается на том, что существует две категории поведения мигрантов в отношении местных жителей: поступки, регулируемые нормативно – правовыми актами, а так же поступки, противоречащие исторически и культурно сложившимся морально нравственным ценностям местного населения, не регулируемые законодательством.

Цель работы – рассмотреть типы поступков мигрантов, по отношению к принимающему населению, и предложить рекомендации по снижению национально-расовой нетерпимости среди граждан.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть миграционную ситуацию на территории Калужской области;

2. Изучить роль Уполномоченного по правам человека в разрешении социальной напряжённости, связанной с миграционной обстановкой в Калужской области;

3. Определить типы поступков,входящих в категорию противоречащих исторически и культурно сложившимся морально нравственным ценностям местного населения, не регулируемых законодательством;

4. Вынести предложения, способствующие снижению социальной напряжённости, связанной с миграционной обстановкой в Калужской области.

 

 

 

Часть 1. Анализ миграционной обстановки на территории Калужской области.

Одной из главных целей государственной миграционной политики РФ является обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации.[1] Так же принципы и задачи, отмеченные в концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года, включают в себя следующие пункты: содействие адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом; учет особенностей регионального развития; гармонизация интересов личности, общества и государства. Все эти направления указывают на существующие проблемы между принимающим населением и мигрантами, которые необходимо решать.

По данным Управления Федеральной миграционной службы по Калужской области, в 2013 году поставлено на миграционный учёт 116781 иностранный гражданин и лицо без гражданства, что на 11342 человека меньше чем в 2012 году. Предварительно можно сделать вывод о том, что поток иностранных граждан уменьшился, следовательно, различных проблем, связанных с мигрантами, тоже стало меньше. Но стоит обратить внимание на следующие цифры. Сотрудниками Управления в 2013 году было проведено 6009 мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства, что на 1022 мероприятий превышает 2012 год, среди них составлено 18455 административных протоколов (на 115 больше чем в 2012 году). За нарушения выдворено 98 граждан (на 27 больше, чем в 2012 году).[2] Следовательно, количество прибывших мигрантов совсем не влияет на уровень преступности и т.п.

На самом деле обычные граждане не уделяют особое внимание статистике и официальным данным, общее мнение складывается из того, что они видят своими глазами. Так, всю общественность могли шокировать следующие факты, произошедшие в течение 2012-2013 гг.

15 августа 2012 годав Дзержинском районе Калужской области, двое граждан Узбекистана, 21 и 27 лет совершили насильственные действия в отношении молодой женщины по ст. 131 УК РФ. При этом временная регистрация граждан был просрочена и на территории Калужской области они находились незаконно.[3]

23 декабря 2012 года в городе Калуга, выходец из Средней Азии 46 лет, в сильном алкогольном опьянении, захватил двух сотрудниц банка и требовал деньги и автомобиль. В отношении задержанного возбуждено уголовное дело по статье 206 УК РФ.

Ещё одно преступление вызвало волну возмущений. 25 июля 2013 года группа мужчин напала на женщину, инспектора по делам несовершеннолетних отдела УМВД России по г. Калуге. Женщина получила травмы, сотрясение головного мозга. По горячим следам был задержан временно зарегистрированный в Калуге гражданин Узбекистана, участвовавший в потасовке. Проверка по делу продолжается.

Можно приводить ещё много подобных примеров. Один из недавних случаев произошёл 12 ноября 2013 года, в Малоярославецком районе Калужской области. 29 летний гражданин Узбекистана совершил насильственные действия в отношении 62 летней женщины по статье 131 УК РФ. Следствие по делу продолжается.[4]

Следственным управлением СК РФ по Калужской области проведен анализ работы по борьбе с этнической преступностью. Как сообщили в пресс-службе регионального Следственного комитета, вопросы выявления и пресечения преступлений, совершаемых нелегальными мигрантами, находятся на постоянном контроле руководства правоохранительных органов области. Следователи проверяют гостиницы, общежития, жилой сектор, места массового скопления граждан, компактного проживания иностранцев, предприятия и организации для выявления фактов нарушения миграционного законодательства. В истекшем периоде 2013 года проверено около 3 тысяч различных объектов.

Руководство следственного управления проводит личный прием граждан по вопросам борьбы с этнической преступностью, а так же рабочие встречи с представителями крупных торговых организаций.

Активный курс региона по привлечению инвестиций в различных отраслях промышленности, транспорта, строительства, обуславливает, в том числе, приток в область иностранных граждан, не все из которых соблюдают российское законодательство.

В первом полугодии 2013 года в специальном приемнике-распределителе содержалось 39 иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе выходцев из Республик Узбекистан, Таджикистан, Грузия, Азербайджан, Вьетнам. Однако только 24 иностранца были выдворены за пределы Российской Федерации.

В 2012 году мигрантами было совершено 382 преступления (в 2011 году их было почти на сотню меньше  – 296), из них 158 тяжкие и особо тяжкие (в 2011 году – 135), среди которых 10 убийств, 6 изнасилований и покушений на изнасилование.

Только за 7 месяцев 2013 года в Калужской области мигранты уже совершили, по меньшей  мере, 244 преступления. Если ситуация не изменится, и темпы роста преступлений не сократятся, то к концу 2013 года будет побит прошлогодний рекорд. Иностранцы и лица без гражданства только за 7 месяцев совершили уже 4 убийства и 7 изнасилований (и покушений на изнасилование).[5]

Не стоит забывать, что приведенные данные показывают ситуацию только  по тем преступлениям, виновников которых удалось идентифицировать, а ведь в нашем регионе остается приличное количество уголовных дел, в которых пока нет подозреваемых. Это значит, что на самом деле статистические данные могут быть намного печальнее.

Если обратиться к категориям, предложенным ранее, то можно сделать вывод о том, что данные поступки относятся к первому типу – регулируемые законодательством.

Необходимо отметить, что в последнее время, происходит изменение миграционной политики, как в целом по России, так и в Калужской области.

Правительство Калужской области 1 октября на очередном заседании приняло решение разработать и утвердить документ, определяющий нормы пребывания трудовых мигрантов на территории региона. Такое предложение вынесли депутаты Законодательного Собрания Калужской области, в связи с увеличением количества правонарушений совершённых мигрантами.[6]

В правительстве согласились с данным предложением. Предполагается, что будущие правила, усилят контроль над миграционными потоками, а так же снизят напряженность во взаимоотношениях прибывающих в область мигрантов и местных жителей.

Как мы видим, в последние годы остро встаёт вопрос: защищать права мигрантов или защищаться самим от мигрантов. И можно найти достаточно обоснований для того, что бы выбрать любой из этих вариантов.

Один из вариантов ответа на данный вопрос дает нам практика Уполномоченного по правам человека в Калужской области.

 

Деятельность Уполномоченного по правам человека в Калужской области в сфере миграционной политике.

Для Уполномоченного по правам человека главной задачей является защитить права одной стороны, не навредив другой.

Уполномоченный по правам человека в Калужской области ведёт активную работу с населением, проводит практические выезды в районы, пресс-конференции, так же публикует большое количество статей, касающихся самых разных вопросов и проблем граждан. Изучая статьи калужского омбудсмена, можно сделать вывод, что он с пониманием, ответственностью и справедливостью относится к вопросу миграции.

В одной из своих статей, он выделил, что государство должно помогать мигрантам, которые возвращаются на свою историческую родину, а так же законопослушным и добропорядочным мигрантам, которые уважают нашу культуру, обычаи и законы, а так же хотят и достойны стать гражданами РФ.[7]

Нельзя не согласиться с мнением Уполномоченного. При этом, невозможно сказать, что он выбрал для себя лишь одну позицию – защищать мигрантов. Он так же выступает и за защиту интересов принимающего населения. Вот некоторые из предложений, выдвинутых Уполномоченным по правам человека в Калужской области:

-формирование полноценного комплекса уголовно-правовых мер противодействия нелегальной миграции;

-ужесточение экономических санкций по отношению к работодателям, нанимающим нелегальных работников;

-организация взаимодействия МВД России с заинтересованными ведомствами других государств по совместному выявлению и преследованию преступных групп, занимающихся организацией каналов незаконной миграции.

На мой взгляд, позиция Уполномоченного по правам человека в Калужской области, довольно ясна и справедлива. Нельзя говорить о том, что все мигранты приносят только вред местному населению. И в этом случае необходимо поступать по отношению к добропорядочным людям так же, как и они ведут себя с окружающими.

 

Определение поступков, входящих в категорию противоречащих исторически и культурно сложившимся морально нравственным ценностям местного населения, не регулируемых законодательством.

Ранее были приведены примеры поступков мигрантов в отношении местных жителей, которые в последующем могут быть наказуемы, то есть они относятся к категории поступков, регулируемых законодательством. Но помимо этого имеют место быть действия, за которые в соответствии законодательством, провинившиеся не несут никакой ответственности. При этом результаты таких поступков разжигают конфликты в обществе, усиливают напряжение между местным населением и мигрантами.

Можно выделить следующие типы таких поступков:

¾         конфликты на основе национальной и расовой нетерпимости;

¾         столкновение интересов на межрелигиозной основе;

¾         непонимания, связанные с различием в уровне образования, культурного развития, обученности этикету и правилам поведения в обществе;

¾         не признание мигрантами новой системы ценностей, принятой в обществе;

¾         формирование этнических анклавов на определённой территории, создающее напряжённую обстановку, вызывает отрицательное отношение местных жителей;

¾         конфликты на основе неуважительного отношения приезжих к местным законам и традициям;

¾         попытки навязать свои принципы, ценности, традиции местному населению.

Подобные проблемы возникают не только в Калужской области, но и по всей России. Граждане жалуются на невозможность привлечь к ответственности нарушителей. При этом нельзя сказать, что власти игнорируют возмущения населения. Ведётся ужесточение законов, в сфере миграционной политики, проводятся массовые проверки нелегальных мигрантов, и т.п. Но всё же, предложения по разрешению межнациональных конфликтов носят лишь обобщённый характер. Нет конкретного плана действий, описания задач. Так же необходимо разработать систему разрешения конфликтов для всех уровней власти, учитывая особенности развития каждого региона.

 

Выводы и предложения по снижению национально-расовой нетерпимости среди граждан.

Чаще всего, говоря о конфликтах между мигрантами и принимающим населением, ссылаются на личную неприязнь обеих сторон друг к другу. На самом деле причины можно искать в самых разных сферах и областях жизни общества. Как считают эксперты, на подобные столкновения могут повлиять социально-экономическая, демографическая, политическая и другие ситуации, складывающиеся в регионе.

Но нельзя обвинять поголовно всех мигрантов в неподобающем отношении к принимающему населению и неуважению к его традициям и законам. Необходимо выделять законопослушных, добропорядочных мигрантов, желающих стать гражданами РФ.

Основную роль в решении подобных проблем, на мой взгляд, необходимо передать местным властям. Именно они находятся ближе к народу, знают об обстановке в районе, складывающихся взаимоотношениях между местным населением и мигрантами.

Кроме того, следует разработать систему мер, направленную на социализацию мигрантов, в том числе и трудовых, в условиях нового для себя социума. Такая система мер должна включать в себя обязательные учебные программы для мигрантов, связанные с разъяснением культурных, исторических и этнографических особенностей той территории, на которой мигранты планируют поселиться, а так же воспитание в мигрантах уважительного отношения к существующим традициям коренного населения.

 Например, следуя примеру США, можно организовать торжественное вручение паспорта гражданина РФ после прохождения определённых проверок и экзаменов.

Кроме того, за прохождение таких учебных программ освоения традиций, культуры и законов России, изучение языка, ответственными необходимо сделать и работодателей, привлекающих мигрантов. И за нарушение таких требований штрафовать именно их. Возможно, предприниматели станут серьёзнее относиться к этой проблеме, выполняя все указанные условия.

Полагаю что разработка и реализация системы мер, направленных на социализацию мигрантов в новой для себя культурной среде, позволит значительно снизить напряженность межнациональных отношений, складывающуюся в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.    Конституция Российской Федерации;

2.    "Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (утв. Президентом РФ);

3.    Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с.

4.    http://voluntary.ru/dictionary/949/word/modeli-migracionyh-procesov-национальная социологическая энциклопедия;

5.    http://fms.kaluga.ru – материалы сайта Управления Федеральной миграционной службы по Калужской области;

6.    http://www.ombudsman.kaluga.ru – материалы сайта Уполномоченного по правам человека в Калужской области;

7.    http://www.rg.ru/2013/10/01/reg-cfo/migranty-anons.html - Российская Газета;

8.    http://www.zonazakona.ru/news_20.html -юридический интернет-портал;

9.    http://www.kp40.ru/news/gorod_oblast/11779/- сайт издательского дома «КП-Калуга»;

10.  http://obninsk.name/news4630.htm - материалы справочно-новостного сайта Обнинска.



[1]Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.)

[2]http://fms.kaluga.ru

[3]http://www.kp40.ru/news/gorod_oblast/11779/

[4]http://obninsk.name/news4630.htm

[5] http://www.kaluga-poisk.ru/news/bystrymi-tempami-etnoprestupnost-v-kaluzhskoy-oblasti-bet-rekordy/

[6]http://www.rg.ru/2013/10/01/reg-cfo/migranty-anons.html

[7]http://www.ombudsman.kaluga.ru/news/?content=item&item=880


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код: