Библиотека

АНАЛИЗ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ АРТ-КОНВЕРСИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ


2012г., автор: Жукова Дарья Дмитриевна, Калужский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».Научный руководитель: Голишевский Максим Борисович

ВВЕДЕНИЕ

Говоря о правах человека, большинству людей на ум приходят базовые, общеизвестные права, о которых они слышали со школьной скамьи, такие как право на жизнь, право на свободу.

Вместе с тем, согласно теории иерархии потребностей[1], человек, удовлетворив наиболее простые потребности, стремится удовлетворить потребности более высокого уровня, связанные с познанием (знать, уметь, исследовать), эстетикой (гармония, порядок, красота) и самоактуализацией (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности). Именно поэтому, хочется обратить внимание на культурные права человека. Под этими правами мы подразумеваем особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных Конституцией и действующими законами и предоставляющими возможности для самореализации человека в сфере культурной и научной жизни.

 К культурным правам человека относятся:

- право на образование;

- свобода преподавания;

- свобода творчества;

- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;

- право на доступ к культурным ценностям.

В своей работе я более подробно остановлюсь на исследовании таких прав как свобода творчества, право на участие в культурной жизни и право на доступ к культурным ценностям.

Цель работы - рассмотреть культурные права человека с региональной, национальной и международной точекзрения и сформулировать эффективный механизм их реализации в Калужской области.

Задачи научно- исследовательской работы:

1.    Дать общую характеристику культурным правам человека.

2.    Рассмотреть классификацию культурных прав и свобод человека и гражданина.

3.    Изучить региональную, национальную и международную нормативно - правовые базы, регламентирующую существование и исполнение культурных прав.

4.    Описать механизм использования концепции арт-конверсии на объектах культурного наследия Калужской области.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, ОТНОСИМЫЕ К КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРНЫХ

Для обеспечения высокого уровня жизни, культурные права человека не менее важны, чем любой из других видов прав. Существует ряд международно-правовых актов по правам человека, закрепляющих в том числе культурные права.

Официально конвенционного определения культурных прав не существует (как нет и официальных определений «гражданских», «политических», «экономических» и «социальных» прав). Но на практике выделить культурные права вполне возможно.

При исследовании этого вопроса важно обратить внимание, что действующие международные соглашения являются живыми инструментами. Это предполагает сохранение достаточного пространства для учета новых явлений и толкований, обусловленных возникновением «новых ситуаций, требований или элементов притеснения». Без грамотной реализации такой категории прав невозможно создание полноценного правового государства, провести комплексное измерение социально-экономических процессов, нахождение новых точек соприкосновения в отношениях между человеком, обществом и государством.

И теоретически, и практически, область культурных прав относится к числу мало разработанных. По мнению С. И. Носова, «…природа и сущности культурных прав еще не были глубоко исследованы в науке; эти права рассматриваются скорее как "остаточная категория"».[2]

Исследуя проблематику этой области знаний, С. И. Носов отмечает, что речь идет о «сохранении культурного наследия, культурной самобытности, о культурном развитии страны в целом». Он акцентирует внимание читателя на том, что «культурные права обладают существенной спецификой, так как касаются особой группы общественных отношений».

В мировой практике идентичная трактовка культурных прав сложилось к концу ХХ века.

         Очевидно, что из года в год внимание к обеспечению культурных прав возрастает, поскольку без доступа к культуре, без повышения культурного потенциала не может быть достигнут высокий уровень развития общества.

         Во многих отношениях культурные права являются основными, когда речь идет о признании и уважении человеческого достоинства, поскольку они защищают формирование и выражение различных представлений о мире — индивидуальных и коллективных — и включают в себя свободы человека, касающиеся вопросов самобытности. Если культурные права в полной мере понимаются как часть более широкой системы прав человека и поэтому основаны на действующих нормах и принципах международного права прав человека, то они позволяют глубоко понять принцип универсальности прав человека с учетом культурного разнообразия. Кроме того, культурные права являются важнейшими средствами развития общества.

         Было бы ошибочно полагать, что исследование становления культурных прав возможно без учёта связи с концепцией культуры. 1990- е годы остались в истории как время появления концепции культуры, которая более детально изучала значение, функцию и сущность культурных прав.[3] Академик Д.С. Лихачёв стал инициатором разработки, возглавив группу ученых в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. Концепция основывалась на широте определения «культура», которое охватывает абсолютно все сферы жизни общества и определяет позицию человека как активный элемент развития и усовершенствования системы.

         Концепция стала основой создания проекта «Декларации прав культуры» (1995), послужившим теоретической основой дальнейшего развития представлений о реальной роли культуры и культурных прав в реформировании общественных отношений в России. Д. С. Лихачев — знаковая фигура не только в культурной жизни страны, но и в политическом реформировании общества, которое невозможно без развития культурных и нравственных компонентов.

         В «Декларации прав культуры» культура рассматривается в широком понимании, т.е. «сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества».

         Концепция определяет основные структурные составляющие культуры:

1)    культурно-историческое наследие как форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества (язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, книги, рукописи, письма, личные архивы; памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а также другие предметы и явления, обладающие историко-культурной ценностью);

2)    социальные институты и культурные процессы, порождающие и воспроизводящие духовные и материальные ценности (наука, образование, религия, профессиональное искусство и любительское творчество, традиционная народная культура, просветительская, культурно-досуговая деятельность и т. д.);

3)    инфраструктуру культуры как систему условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества (музеи, библиотеки, архивы, культурные центры, выставочные залы, мастерские, система управления и экономического обеспечения культурной жизни).

         Известно, что ничем не регулируемый, нецивилизованный рынок усиливает экспансию антигуманных явлений массовой культуры. В этой связи важно не допустить утраты культурой своей сущностной функции — быть гуманистическим ориентиром и критерием развития цивилизации и человека: «Культура — главный источник гуманизации» человека.

         «Декларация прав культуры» не является единственным документом, который направлен на систематизацию знаний в этой правовой области знаний.

Начнём с Всеобщей декларации о культурном разнообразии 2001 года. Она является уникальной в том смысле, что в ней перечислены права, прямо относящиеся к категории культурных.

В соответствии со ст. 5 Декларации: необходимым условием для развития творческого разнообразия является реализация в полном объеме культурных прав, как они определены в ст. 27 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и в ст. 13 и 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Культурные права связаны с широким кругом таких вопросов, как самовыражение и творчество, включая различные материальные и нематериальные виды искусства; информация и коммуникация; язык, самобытность и принадлежность к различным общинам; формирование особых представлений о мере и ведение определенного образа жизни; образование и профессиональная подготовка; доступ, содействие и участие в культурной жизни; проведение культурных стратегий и доступ к материальному и нематериальному культурному наследию.

Культурные права защищают право каждого человека, взятого отдельно и в сообществе с другими людьми, а также групп людей развивать и выражать свои человеческие качества, свое видение мира и смысл, который они придают своему существованию и своему развитию, посредством, в частности, ценностей, воззрений, убеждений, языков, знания и искусств, институтов и образов жизни. Их также можно рассматривать как защищающие доступ к культурному наследию и ресурсам, которые позволяют осуществлять такие процессы идентификации и развития. Данный тезис основан на рабочих определениях культуры, предложенных Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам (Замечание общего порядка № 21, п. 13), и зафиксирован во Фрибургской декларации о культурных правах 2007 г. (ст. 2(а)).

Фрибургская декларация о культурных правах 2007 г., даёт характеристику восьми культурных прав, касающихся самобытности и культурного наследия, свободы идентификации с одной или несколькими общинами и права менять такую идентификацию, доступа к культурной жизни и участия в ней, образования и профессиональной подготовки, информации и коммуникации, а также культурного сотрудничества (ст. 2(a) Фрибургской декларации).

Соответственно, каждый человек должен иметь возможность для самовыражения, творчества и распространения своих произведений на любом языке по своему выбору, в частности на своем родном языке; каждый человек имеет право на качественное образование и профессиональную подготовку в условиях полного уважения его культурной самобытности; каждый человек должен иметь возможность участвовать в культурной жизни по своему выбору и придерживаться своих культурных традиций при условии соблюдения прав человека и основных свобод.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие примеры отражения культурных прав человека в юридических документах:

1.            Ст.44 Конституции РФ Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44 Конституции РФ. 

2.           Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, «безусловно, необходимой для научных исследований и творческой деятельности».

3.           Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.

4.           Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации — ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы, является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.

Культурные права определяют возможность доступа человека к образованию, творчеству, возможность распоряжаться результатами своей творческой и интеллектуальной деятельности. Их также часто относят к социально-экономическим правам. В Конституциях России, Украины и Беларуси культурные права закреплены в полной мере практически у всех. Только в Конституции Казахстана ничего не говорится о праве на участие в культурной жизни, на результаты своей интеллектуальной и творческой деятельности (табл.1).

Табл.1


п/п

Культурные права и свободы

Россия

Украина

Беларусь

Казахстан

1

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества

ст. 44 ч.1

ст.54 ч.1

ст.51 ч.2

ст.20 ч.1

2

Право на участие в культурной жизни, на результаты своей интеллектуальной и творческой деятельности

ст.44 ч.2

ст.54 ч.2

ст.51 ч.1

-

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

         Перейдём к особенностям Калужской области. На территории нашего региона культурные права регламентируются следующими нормативно- правовыми актами:

1.            Постановление от 22 октября 2001 г. №214 « О первоочередных мерах по совершенствованию дела охраны памятников в Калужской области
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области 
от 25.12.2002 N 305, от 28.11.2006 N 303, от 08.09.2009 N 361, от 22.04.2011 N 230).

2.           Закон Калужской области от 03.11.2004 № 372-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Калужской области».

3.           Постановление Правительства Калужской области от 02.03.2007 № 76 «Об утверждении порядка принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

4.           Постановление Правительства Калужской области от 19.04.2007 № 97 «О разграничении объектов культурного наследия».

5.           Постановление Правительства Калужской области от 06.04.2000 № 42 «Об установлении зон охраны комплексов памятных мест, связанных с жизнью К.Э.Циолковского».

6.           Постановление Губернатора Калужской области от 02.09.1997 № 368 «Об установлении охранной зоны музейно-мемориального комплекса государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского».

7.           Постановление Губернатора Калужской области от 30.05.1997 № 206 «Об утверждении зон охраны памятника истории и культуры Шамординского монастыря».

8.            Постановление Законодательного Собрания Калужской области от 18.05.1995 № 210 «Об утверждении границы территории и границы охранной зоны, охранного режима историко-архитектурного и природного памятника «Усадьба Гончаровых» в п. Полотняный Завод Дзержинского района».

Уполномоченный по правам человека в Калужской области неоднократно принимал активное участие в защите культурных прав.

Вспомним круглый стол по вопросам применения государственно-частного партнерства в реконструкции и дальнейшем использовании объектов культурного наследия и участия общественности в этой деятельности.[4]

Калужский омбудсман считает: «Может быть, есть смысл подумать о создании некоего общественного совета по наблюдению за сохранением культурных и исторических памятников? В него должны войти авторитетные люди, готовые отстаивать интересы горожан. Он мог бы существовать при городском голове, и его мнение должно учитываться при строительстве в городе. Лицо Калуги — это прежде всего ее исторический центр. Сейчас принята концепция сохранения старого города. Но все смутно представляют себе, что же будет. Я считаю, что город должен принять мораторий на снос всех каменных зданий свыше 100 лет. Мы в последние годы теряем такие здания. Например, Дом купца Заверина, снос которого, оказывается, поддержали даже на архитектурном совете. Я тоже думаю, что необходимо проведение референдумов и опросов, касающихся памятников Калуги.
Всем заинтересованным министерствам надо думать о нормативных документах по работе с инвесторами в этой сфере. Если они нужны — давайте их принимать.

Но главное — необходима межведомственная долгосрочная целевая программа по сохранению культурного наследия в Калужской области».

В качестве примера хотелось бы привести случай годичной давности.[5] От калужанина поступила информация о том, что «...зданию, расположенному в глубине квартала и входящему в состав выявленного объекта культурного наследия «Городская усадьба: главный дом, хозяйственный флигель, хозяйственная постройка, 1-я чет. ХIХ в., 2-я треть ХIХ в., г. Калуга» угрожал снос». Сохранить объект культурного наследия удалось только благодаря вмешательству калужского Омбудсмана, который привлек к решению проблемы министерство культуры и туризма Калужской области и областную прокуратуру.

ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Для того чтобы жители Калужской области смогли в полной мере реализовать свои культурные права необходимо сосредоточить внимание на материальных и нематериальных активах территорий, которыми богат наш регион.

Арт-конверсия культурных объектов и пространственные констелляции арт-объектов под открытым небом предполагает творческую модернизацию не функционирующих объектов посредством «заселения» в них коммерческих организаций, специализирующихся в сфере «экономики впечатлений» (event, арт-мероприятия, шоу, творческих лабораторий, студий, а также архитектурных мастерских, студий ландшафтного дизайна, дизайн-ателье).

Присутствие этих организаций обеспечит институционализацию культурной, творческой, гуманитарной составляющей развития местного сообщества. Кроме того, ресурсы этих организаций будут направлены на формирование уникальности и представительских характеристик объектов культурного наследия, в которые они заселены. Это обеспечит дизайн среды, архитектурных форм, развитие благоустройства и продвижение креативного творчества «вовне». Последнее может выражаться в развитии пространственных констелляций арт-объектов, которые станут продолжением экспозиции творческих лабораторий под открытым небом. Эти эффекты обеспечат дизайн среды, уникальность территории, будут способствовать формированию притока посетителей и новых жителей.

Творческая модернизация объектов культурного наследия посредством «заселения» в них институций, специализирующихся в сфере «экономики впечатлений» (творческих лабораторий, студий, архитектурных мастерских, студий ландшафтного дизайна) обеспечит актуализацию гуманитарных ресурсов развития местного сообщества. Арт-конверсия исторических объектов, пространственные констелляции арт-объектов под открытым небом способны формировать эффекты аттрактивности территории, ее привлекательности с точки зрения гуманитарных процессов и потоков. Кроме того, ресурсы культурных индустрий будут направлены на формирование уникальности и представительских характеристик тех объектов, в которые они заселены, так и самой территории. Это обеспечит дизайн среды, архитектурных форм, развитие благоустройства, создание рабочих мест и дополнительных доходов на территории.

В целом, за последние 30 лет в Европе сформировалась развитая организационная инфраструктура сохранения и регенерации объектов наследия. Появилась и стала общепризнанной такая специализация в области государственного управления, как «менеджмент наследия». Её задачами являются создание конкурентоспособными девелоперских и туристических продуктов, разработка и реализация проектов регенерации с сохранением подлинных памятников и рядовой исторической застройки, а также с учётом интересов местных жителей и бизнеса.

Зачастую забывается, отодвигается на задний план тот факт, что ключевым моментом развития какого-либо комплекса, объекта является желание посетителя прийти ещё раз в надежде увидеть что-то новое, не похожее ни на что другое. Мы видим, что многие музеи, архитектурные комплексы, которые действуют сейчас, представляют собой лишь место, где хранятся и выставляются какие-либо реликвии, картины и т. д. Необходимо изменить данный стереотип.

Экономика впечатлений - это именно то, что требует нынешний потребитель в условиях меняющегося состояния рынка. Сейчас людям не интересно просто прийти в музей, посмотреть, послушать экскурсовода. Они хотят оставить что-то себе на память, сделать что-нибудь своими руками, то есть, непосредственно стать активным участником процесса, быть вовлечённым в него. В некоторых регионах началось создание подобных площадок, но это скорее исключение, чем правило. В Калужской области несколько лет подряд функционирует и активно развивается проект культурно-образовательного туристического центра «Этномир». Сотни туристов ежедневно приезжают на территорию данного комплекса, проводя там свободное время. Из этого можно сделать вывод, что создание подобных мест является актуальным, востребованным, прибыльным.

«Охрана культурного наследия, – объясняет Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, – имеет первостепенное значение по двум разным причинам: с одной стороны, в силу универсальной исторической и эстетической ценности этого наследия, и с другой – в связи с его ролью для общества и сохраняющей его культурной традиции. Культурное наследие связывает прошлое с настоящим, углубляя, таким образом, суть самобытности и социального единства отдельной личности и общины. Иначе говоря, наследие укрепляет фундамент, на котором общины строят свое будущее». [6]

Необратимые процессы утраты усадебного наследия региона требуют активного участия государства в адаптации архитектурных памятников к современным реалиям и в формировании механизма государственно-частного партнерства.

Так, для того, чтобы восстановить облик усадьбы, средств из федерального или областного бюджета недостаточно. Проект, естественно, требует вложения существенного объёма денежных средств. Региональный бюджет не справится с такой нагрузкой. Необходимо привлечение средств предпринимателей и инвесторов. Механизм государственно-частного партнёрства может решить данную проблему. Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций.

Принятие Федерального закона № 115-ФЗ открывает путь реализации концессии - в принципе, самой перспективной форме государственно-частного партнерства в условиях современной России - в различные секторы ее экономики.

«Но по большому счёту все эти памятники, в которых нет музеев, в конечном счёте должны обрести своих хозяев, которые будут за ними рачительно следить: следить за фасадами, за внутренним убранством, сохранением архитектурного облика – так, как это делается, кстати, во всём мире». - Медведев Д.А.

Существуют две формы ГЧП, наиболее подходящие к ситуациям с восстановлением усадеб - концессионные соглашения и контракты жизненного цикла.

Сущность концессионного механизма состоит в том, что концедентом(государством) предоставляется концессионеру(предпринимателю, инвестору) на временной и возмездной основе право владения и пользования государственным имуществом с обязательным условием инвестирования последним в целях создания нового имущества или качественного улучшения предоставляемого в концессию имущества. При этом концессионер уплачивает государству установленную ставку за использование государственного имущества, вносит установленные налоги и принимает на себя, как правило, все коммерческие риски, связанные с эксплуатацией объектов госсобственности. По истечении срока действия концессионного соглашения(договора) собственность возвращается государству. Отбор потенциальных концессионеров на конкурсной основе дает государству реальную возможность сделать концессионные отношения контролируемымии прозрачными.

Полагаю, что использование подобных механизмов позволит существенно усилить сохранность объектов культуры и повысить защищенность прав граждан на доступ к объектам культурного наследия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Международный пакт об экономических, социальных и культурных от 16 декабря 1966 года

2.    Конституция Российской Федерации

3.    Ставенхаген Р. Культурные права с точки зрения социальных наук // Культурные права и проблемы, связанные с их признанием: Сб. очерков. М., 2003

4.    Носов С. И. Права граждан в области культуры // Культура: управление, экономика, право. 2008. № 2. С. 18.

5.    Д. С. Лихачев «Декларация прав культуры и ее международное значен ие».

6.    UNESCO World Report: Investing in Cultural Diversity and Intercultural Dialogue

7.    Закон Калужской области от 16.12.1998 № 31-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области».

8.    Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. От 28.07.2012) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

9.    Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2010)«О концессионных соглашениях».

10.                       Распоряжение Губернатора Калужской области от 19 апреля 2007 года

11.                       №47-р «О стратегии социально-экономического развития Калужской области».

12.                       Материалы министерства экономического развития Калужской области.

13.                       Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.».

14.                       Конвенция об охране архитектурного наследия Европы" (ETS N 121) [рус., англ.] (Заключена в г. Гранаде 03.10.1985).

15.                       Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176

16.                       "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".

17.                       Чижов А.Б., Зорин А.А.. Калужские усадьбы. Каталог с картой расположения усадеб. - М.: 2007. - 160 с.

18.                       Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

19.                       Гашо Е.Г. «Особенности эволюции городов, промузлов, территориальных систем жизнеобеспечения»: Техника.,2006 г.

20.                       http://www.admoblkaluga.ru

21.                       http://www.urban-practice.com



[1]          Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.

[2]          Носов С. И. Права граждан в области культуры // Культура: управление, экономика, право. 2008. № 2. С. 18.

[3]          Д. С. Лихачев «Декларация прав культуры и ее международное значение».

[4]   Мы не должны потерять старую Калугу - Статьи "Калужского перекрестка" http://www.kp40.ru/news/kp/14871/

[5]   http://www.ombudsman.kaluga.ru/news/?content=item&item=1639

[6]   http://www.unesco.org/bpi/rus/pdf/05-55-Russe.pdf


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код: