Библиотека

Владимир Набиркин: "Защита прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых"


Соблюдение и обеспечение защиты прав человека в таких специфических местах, которыми являются исправительные учреждения, следственные изоляторы, свидетельствует о степени правовой культуры государства и определяет доверие граждан к его правовой системе.

Занимая активную позицию в защите прав лиц, находящихся в местах лишения свободы, Уполномоченный по правам человека в Калужской области, уделяет особое внимание данной категории граждан, поскольку у них значительно ограничена возможность защищать свои права самостоятельно. Уполномоченный достаточно серьезно озабочен ситуацией по соблюдению прав человека в местах лишения свободы.

С этой целью Уполномоченный регулярно посещал учреждения УИС области, уделяя основное внимание условиям содержания подозреваемых, обвиняемых и отбыванию наказания осужденными, соблюдению требований уголовно-исполнительного законодательства администрациями учреждений.

В адрес Уполномоченного поступали обращения граждан, содержащихся в местах лишения свободы, их родственников и близких, свидетельствующие об имеющихся проблемах с обеспечением прав человека в сфере уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Всего за 10 лет деятельности к Уполномоченному поступило около 2300 подобных обращений.

Необходимо отметить, что в деятельности УИС области за 10 лет работы Юрия Зельникова как Уполномоченного по правам человека в Калужской области по ряду направлений произошли значительные улучшения. Больше внимания стало уделяться улучшению условий содержания осужденных, приведения их в соответствии с требованиями международных стандартов. Решались вопросы по ремонту помещений отрядов, благоустройству территорий колоний, трудоустройству осужденных. Постепенно улучшалось медико-санитарное обеспечение осужденных.

С 2010 года началось реформирование уголовно-исполнительной системы, предусматривающее 3 этапа реализации концепции по развитию системы на период до 2020 года. Причиной реформы, по мнению правозащитников, стал явный и всесторонний кризис существующего уголовно-исполнительного ведомства и всего комплекса, связанного с исполнением правосудия и ресоциализации осужденных.

Президентом РФ были подписаны 5 федеральных законов, направленных на реформирование УИС, также затрагивающие УК РФ, УПК РФ, УИК РФ, закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В результате, в 2011 году на территории области начала свою деятельность исправительная колония для содержания осужденных женщин.

Активное участие в улучшении условий содержаний данной категории граждан в местах лишения свободы путем внесения изменений в действующее законодательство за весь период своей деятельности принимал и Уполномоченный. Многие его инициативы находили положительные отклики со стороны Федеральной службы исполнения наказаний России. В частности, были внесены изменения в Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы.

К сожалению, до настоящего времени остается нерешенной еще одна немаловажная проблема - реабилитация осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Вопросы реабилитации и ресоциализации в обществе, возвращения к нормальной, законопослушной жизни граждан, отбывших наказание стоят сегодня особенно остро и являются необходимым элементом обеспечения национальной безопасности, предупреждения рецидивной преступности и обеспечения прав и свобод человека. В настоящее время Уполномоченным разработан нормативный акт, регулирующий вопросы социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы на территории области.

Активное участие принимает Уполномоченный в деятельности рабочей группы по разработке нормативных актов для создания в Российской Федерации системы пробации.

Продолжает оставаться актуальной проблема, которую Уполномоченный решал на протяжении всего периода свой деятельности – условно-досрочное освобождение.

В 2011 году в соответствии с положением Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, создавая систему стимулов для осужденных к законопослушному поведению, в учреждениях УИС области внедрена система «социальных лифтов» при рассмотрении вопросов об изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказаний, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания, а также вопроса о целесообразности условно-досрочного освобождения. В каждом учреждении созданы комиссии по оценке поведения осужденных, в которые вошли сотрудники аппарата Уполномоченного. Анализ работы комиссий показывает, что через данные комиссии за 2011 и 2012 годы прошло более 4500 осужденных.В отношении 1520 осужденных приняты решения поддержать ходатайства по условно – досрочному освобождению, из них в отношении 391 осужденного ходатайства удовлетворены судами, 856 осужденным отказано в удовлетворении ходатайств.

При отрицательном решении комиссии судом удовлетворено 5 ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении.

Анализ постановлений в отказе в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания при наличии положительной характеристики администрации исправительного учреждения, а также положительного решения комиссии по системе «социальных лифтов», созданной в учреждении, свидетельствует о том, что основными причинами в отказе являются:

- тяжесть совершенного преступления, рецидив;

- маленький срок отбытого наказания на момент подачи ходатайства;

- наличие иска (осужденный не принимает меры к его погашению);

- наличие взысканий за весь период отбывания наказания (наличие взысканий за период нахождения в следственном изоляторе).

К сожалению, можно констатировать, что позиция судов по данному вопросу за последние годы не меняется, даже несмотря на создание системы «социальных лифтов», и количество отказов в УДО продолжает оставаться значительным.

Обобщение и анализ основных причин нарушений прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, позволяет сделать вывод о том, что в деятельности УИС области по большинству направлений произошли значительные улучшения. В первую очередь, как было сказано выше, особое внимание уделяется улучшению условий содержания осужденных, приведения их в соответствии с требованиями международных стандартов. Решаются вопросы по трудоустройству осужденных. Решение данного вопроса необходимо не только для того чтобы занять людей, предотвратить процесс их трудовой деградации и ресоциализации, но и для того чтобы предоставить им возможность выплачивать многочисленные судебные иски потерпевшим, заработать деньги, как для себя, так и для поддержания своих близких. Постепенно улучшается медико-санитарное обеспечение осужденных. Однако, в деятельности УИС еще остаются проблемы, анализ которых позволяет сделать вывод, что они не меняются за последние годы. Из них следует отметить:

- недостаточное количество рабочих мест и заказов для трудовой деятельности и реабилитации осужденных;

- недостаточная заработная плата и, как следствие, нехватка квалифицированных специалистов, врачей;

- некомплект сотрудников УИС в исправительных учреждениях области.

Проблемы в деятельности УИС области нужно решать.

В заключении необходимо отметить, как положительный фактор в работе Уполномоченного и руководства УФСИН России по Калужской области, практику проведения совместных приемов по личным вопросам в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, рассмотрения предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Многие вопросы удавалось решать на месте.

Самое главное – не останавливаться на достигнутом. Необходимо понимать, что от нашего доброго слова, от добросовестного выполнения служебных обязанностей зависит будущее тех людей, которые сегодня находятся в заключении. Перед нами общая задача – сделать так, чтобы осужденные смогли выйти на свободу не озлобленными, а морально и нравственно здоровыми людьми.

Отношения между Уполномоченным по правам человека в Калужской области и Управлением ФСИН России по Калужской области, сложившиеся с первого дня работы омбудсмана, носят конструктивный характер, что позволяет оперативно решать многие вопросы. Кроме того, они способствуют осуществлению общественного контроля за деятельностью службы исполнения наказаний, созданию прозрачности самой системы ФСИН.

Уверен, что и в дальнейшем отношения между Уполномоченным и руководством уголовно-исполнительной службы области будут конструктивными и деловыми, а вопросу соблюдения прав человека в местах лишения свободы Уполномоченный будет по-прежнему уделять повышенное внимание.

 

 

СОБЛЮДЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

 

Основополагающий принцип трудового права – принцип свободы труда - закреплен в Конституции Российской Федерации. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах, начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовые отношения с работодателем или заняться предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Она несовместима с дискриминацией в сфере труда и принудительным трудом.

За весь период своей деятельности Уполномоченныйпо правам человека в Калужской области большое внимание уделял защите трудовых прав граждан. В его адрес поступали письменные обращения, обращения по электронной почте, граждане приходили на личный прием с жалобами на нарушение их трудовых прав.

Обзор около 1100 обращений граждан к Уполномоченному по трудовым вопросам за 10 прошедших лет показывает, что отношения в этой сфере являются остро конфликтными.

Тематика жалоб за прошедшие годы менялась незначительно (исключение составляет, пожалуй, 2009-й - «кризисный» год). Граждане жаловались, в основном, на: невыплату заработной платы в срок (по данным прокуратуры Калужской области по состоянию на 17 мая 2013 года размер невыплаченной заработной платы в регионе составил более 97,5 млн. рублей); размер заработной платы; несоблюдение требований статьи 136 Трудового кодекса РФ о выплате заработной платы не реже чем каждые полмесяца; на продолжающие иметь место «серые» зарплаты; необоснованные отказы работодателя в предоставлении работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством РФ и иными законами; необоснованные увольнения работников и отказы в приеме на работу; переводы на другие нижеоплачиваемые должности без согласия работника; отказ в учете трудового стажа при работе в странах ближнего зарубежья; низкий уровень охраны труда.

К подобным обращениям Уполномоченный относился очень внимательно и предпринимал все возможные меры для защиты трудовых прав граждан.

В целях защиты трудовых прав граждан Уполномоченный тесно взаимодействовал с Государственной инспекцией труда в Калужской области, прокуратурой области. Проводились совместные проверки, круглые столы, семинары, на которых обсуждали проблемные вопросы в сфере соблюдения трудовых прав граждан и искали пути решения данных проблем.

Одной из основных проблем в вопросе защиты прав работников является выплата заработной платы в условиях несостоятельности (банкротства) работодателя.

При наличии норм международного права, конституционных норм РФ и норм федеральных законов, предусматривающих гарантированную защиту со стороны государства материальных прав работников в случае прекращения деятельности работодателя, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» содержит норму, аннулирующую право трудящихся на получение денежного вознаграждения за свой труд при банкротстве предприятия.

Бывшие работники, как правило, выигрывают дела в судах. Судебные решения ввиду отсутствия средств не исполняются, а исполнительные листы по окончании стадии конкурсного производства остаются неисполненными.

Имея судебные приказы о взыскании с конкретной организации сумм задолженности по заработной плате, работники не могут реализовать свое законное право на вознаграждение за труд, так как расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда в период конкурсного производства отнесены ко второй очереди. Действующее законодательство о банкротстве и правоприменительная практика в этой области не способствуют защите законных интересов граждан.

13 ноября 2008 года в Калуге состоялась межрегиональная научно-практическая конференция по теме: «Нарушение прав граждан на собственность в виде невыплаченной заработной платы при банкротстве предприятий (в том числе ложном или преднамеренном)». Организаторами мероприятия стали Уполномоченный по правам человека в Калужской области и Автономная некоммерческая организация ЮРИКС.

Обсудив основные проблемы в законодательстве и правоприменительной практике в данной сфере, участники конференции пришли к выводу, что для устранения нарушений необходимо:

- совершенствование механизма реализации конституционного права граждан на вознаграждение за труд при банкротстве работодателя;

- принятие дополнительных мер, направленных на предупреждение несостоятельности (банкротства);

- совершенствование процедуры исполнительного производства по принятым судебным решениям, связанным с выплатой задолженности по заработной плате;

- разработка и внедрение реальных механизмов контроля за деятельностью арбитражных управляющих.

К сожалению, до настоящего времени данная проблема так и не решена.

Еще одной из основных проблем для работников является так называемая «серая» зарплата, т.е. зарплата, выдаваемая в конвертах. Данной проблеме Уполномоченный уделял все свое внимание на протяжении всех 10 лет деятельности.

Статистика говорит о том, что «скрытая» оплата труда становится серьезной проблемой, приобретает масштабность.

Некоторые полагают, что решение проблемы «теневой» заработной платы зависит от работника: если бы он не соглашался на это, такой проблемы не существовало бы. Но работник, к сожалению, поставлен в сложные условия: если он не согласится на такую заработную плату, то вообще не будет работать или будет получать очень мало. Работникам необходимо помнить, что соглашаясь на выплату «черной» заработной платы, они тем самым соглашаются на большие риски.

Основная причина нелегальных выплат заработной платы – нежелание работодателей платить налоги и соблюдать нормы трудового законодательства перед своими сотрудниками. Поэтому решать эту проблему надо за счет мер в отношении работодателей.

29 ноября 2012 года на сессии Законодательного Собрания Калужской области было принято и направлено обращение Законодательного Собрания Калужской области в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу внесения изменений в федеральное законодательство в целях соблюдения социально-экономических прав граждан и предупреждения их нарушений при выплате «теневой» заработной платы, разработанное по инициативе калужского Уполномоченного. Для разрешения сложившейся ситуации с заработной платой «в конвертах» предполагается внесение изменений в федеральное законодательство по таким вопросам:

- усиление ответственности работодателей за выплату заработной платы «в конверте»;

- разработка правового механизма, гарантирующего выплату работнику пенсии (ее страховой части), в том числе за периоды, когда работодатель не уплачивал страховые взносы.

Настоящее обращение было подготовлено по итогам мониторинга состояния соблюдения прав человека на территории Калужской области и круглого стола «Нарушение прав работников при выплате «теневой» заработной платы: проблемы и пути решения», который состоялся в Калуге 18 апреля 2012 года по инициативе Уполномоченного.

В последние годы все большее распространение получают так называемые «неустойчивые формы занятости», в частности заемный труд (его еще называют «кадровый лизинг»), позволяющий работодателю скрываться за спинами «посредников». Заемный труд – это практика, когда предметом торга становится сам работник. По мнению Уполномоченного, при этом существенно ухудшается положение наемного работника, подрывается устойчивость трудовых отношений.

Легальное использование заемного труда по российскому трудовому законодательству невозможно: в соответствии с Трудовым кодексом РФ трудовые отношения – это отношения между двумя, а не тремя сторонами. Тем не менее, несмотря на фактическую незаконность заемного труда, он широко практикуется в России, а доказать в суде факт наличия заемного труда очень сложно.

Интересы соблюдения прав граждан в сфере трудовых правоотношений требуют повышения эффективности контроля за соблюдением законодательства работодателями. Этот контроль должен иметь упреждающий, профилактический характер и в равной мере присутствовать на всех стадиях – от заключения трудового договора до вопросов погашения задолженностей. Особенно это актуально в отношении работодателей, ранее замеченных в нарушениях трудовых прав граждан.

В целях своевременного выявления и пресечения нарушений трудовых прав граждан необходимо, в первую очередь, наладить конструктивное взаимодействие органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органов. Нужно проводить совместные проверки предприятий, на которых нарушаются трудовые права граждан.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.