Библиотека

Анна Фролова: "Проблемные вопросы обеспечения права на медицинское обслуживание, социальные и пенсионные права граждан"


Соблюдение социальных прав граждан возможно в том случае, когда экономическое развитие общества позволяет реально обеспечить большинству его членов достойный жизненный уровень, и когда создан эффективный правовой механизм для их осуществления. Именно действенные гарантии социально-экономических прав и законных интересов граждан являются предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества.

Усилия всех ветвей власти, направленные на изменение негативных тенденций в экономике страны, пока не привели к существенному улучшению жизни большинства пенсионеров, инвалидов и социально незащищенных категорий граждан. Жалобы и обращения граждан, поступающие в аппарат Уполномоченного, свидетельствуют о том, что нарушения социальных прав и законных интересов граждан по-прежнему продолжают оставаться достаточно распространенными.

В 2005 году в результате «монетизации льгот» ситуация усугубилась из-за разграничения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти (субъектам РФ переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, репрессированных и пр.).

В частности, предлагаемые Законом РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ размеры денежных выплат, а также другие формы и способы соответствующего возмещения (например, получение гражданами субсидий) не являются равноценной заменой предоставляемых в настоящее время согласно федеральным законам льгот и компенсаций и противоречат постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации.

Это касается, например, отмены некоторых льгот инвалидам, участникам Великой Отечественной войны без равноценной замены. Среди них: бесплатная установка квартирного телефона, бесплатное зубопротезирование, бесплатное получение земельных участков, бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств и других льгот.

В течение 2006 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Калужской области стали поступать коллективные жалобы педагогов сельской местности, являющихся одновременно ветеранами труда, на ущемление их прав в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Низкий уровень заработной платы работников сельской местности и неукротимый рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги вызвали отчаяние сельских учителей и заставили их искать защиты у Уполномоченного.

Нарушение прав данной категории граждан происходило в основном из-за ограниченности бюджетных средств области и муниципальных образований, а также из-за незнания законодательства на местах. Порой чиновники пытались переложить расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг на самих граждан.

Относительно нарушений прав сельских педагогов Уполномоченный направил главам соответствующих муниципальных образований свои заключения, содержащие рекомендации относительно необходимости восстановления прав учителей.

Проблема отмены мер социальной поддержки в жилищно-коммунальной сфере без равноценного замещения при реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не обошла стороной и медицинских работников федеральных специализированных организаций, находящихся в сельской местности. После вступления в силу вышеуказанного закона их права длительное время не закреплялись в соответствующем постановлении Правительства РФ, несмотря на судебную практику Верховного Суда РФ и многочисленные жалобы и обращения Уполномоченных. Законодательно данный вопрос был решен только в 2011 году!

В конце 2005 года были внесены изменения в Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в части передачи субъектам Российской Федерации полномочий по установлению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда». В июне 2006 года Законодательным Собранием Калужской области рассматривался и был принят Закон Калужской области «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с пунктом 6 вышеуказанного Закона Калужской области от 28.06.2006 № 212-ОЗ при присвоении звания «Ветеран труда» лишь решения о награждении ведомственными знаками отличия конкретного лица, принятые руководителем (его заместителем) органа государственной власти (государственных органов) СССР, Российской Федерации, в системе которого проходила работа (служба) указанного лица.

По мнению Уполномоченного по правам человека, награждение такими знаками отличия от имени министерств (ведомств), как «Победитель социалистического соревнования» 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, единым общесоюзным знаком «Ударник десятой пятилетки», является достаточным основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и должно производиться без истребования подтверждающих награждение выписок из приказов или решений руководителей (их заместителей) органа государственной власти СССР, РСФСР, РФ. Уполномоченный предложил внести в проект областного закона поправку относительно расширения круга лиц, претендующих на присвоение указанного звания. Однако данная поправка была отклонена при принятии закона.

К сожалению, прокуратура Калужской области до настоящего времени не внесла протест и не оспорила в суде вышеуказанные положения Закона Калужской области № 212-ОЗ от 28.06.2006 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

Уполномоченный на протяжении 6 лет помогает гражданам, имеющим подобные награды («Победитель социалистического соревнования» 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, единый общесоюзный знак «Ударник десятой пятилетки») оспорить в суде отказы министерства по делам семьи, демографической и социальной политики.

Несмотря на солидную сложившуюся в пользу граждан судебную практику, в том числе разъяснения высших судов, изменений в Закон Калужской области № 212-ОЗ от 28.06.2006 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» не вносится.

С 1 января 2005 года, взамен отмененных льгот, у отдельных категорий граждан возникло право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, а также предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

С 2006 года по 2008 год наблюдались перебои в поставках лекарственных препаратов для льготного отпуска, связанные с задолженностью федерального бюджета уполномоченным поставщикам за уже отпущенные лекарства.

В 2008 году к Уполномоченному обратился инвалид II группы, офицер Советской Армии в отставке с жалобой на причинение вреда здоровью в связи с длительным необеспечением бесплатными лекарственными средствами, положенными ему по Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

По вине фармацевтических организаций инвалид в течение 2007 года нерегулярно обеспечивался назначенными ему лекарствами. Вследствие чего состояние его здоровья резко ухудшилось, что подтверждалось заключениями врача.

Поняв, что мирным путем этот спор не решить, инвалид решил обратиться в суд, надеясь на справедливое разбирательство. К этому времени он настолько ослаб физически, что с трудом передвигался и ел. Но и в суде его ожидали препоны: неоднократно его исковые заявления оставляли без движения. Обратившись к Уполномоченному, гражданин смог обрести реальную надежду на возврат собственных потраченных средств и компенсацию морального вреда.

Суд первой инстанции отказал инвалиду и его представителю - сотруднику аппарата Уполномоченного в удовлетворении требований к ЗАО «Фирма «Центр Внедрения «Протек». Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и вынес новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об удовлетворении исковых требований: о возмещении материального и компенсации морального вреда ЗАО «Фирма «Центр Внедрения «Протек».

В целях решения проблемы обеспечения льготными лекарственными средствами и путевками на санаторно-курортное лечение инвалидов, Уполномоченный по правам человека в Калужской области направлял неоднократные запросы на федеральный уровень.

Однако в связи с постоянными перебоями в предоставлении набора социальных услуг (лекарств и путевок на санаторно-курортное лечение) граждане стали массово отказываться от соцпакета.

С 2006 года к Уполномоченному по правам человека в Калужской области поступали жалобы граждан на установленный заявительный порядок отказа от социального пакета.  В соответствии со статьей 6.3. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» требовалось периодическое, ежегодное обращение граждан в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации для отказа, что затруднительно для пожилых людей, которые не пользуются натуральными льготами и получают денежные компенсации длительное время. Кроме того, при смене гражданином основания назначения ЕДВ его желание об отказе от соцпакета на текущий год снова не учитывалось, и ему вновь предоставлялся соцпакет.

Несмотря на многочисленные обращения Уполномоченного по правам человека в Калужской области, законодательные инициативы Законодательного Собрания Калужской области, процедура отказа от соцпакета была упрощена только с 1 января 2009 года.

В 2012 году уже «традиционное» и «хроническое» с 2005 года нарушение прав инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя обеспечение льготников путевкой на санаторно-курортное лечение, стало уже не только поводом для возмущения, но и причиной для принятия гражданами активных мер по защите своих прав в судебном порядке. А все потому, что объем средств, выделяемых из федерального бюджета Калужскому региональному отделению фонда на приобретение путевок с 2005 года по настоящее время, не позволяет обеспечить путевками всех льготников, изъявивших желание пройти санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний в текущем году. Недовольство граждан из-за нерегулярного предоставления санаторно-курортных путевок растет, и все большее количество принимает решение об отказе в санаторном лечении и получении компенсации взамен его.

Одной из злободневных проблем с 2004 года остается снижение степени социальной защиты в связи с изменением группы инвалидности в сторону уменьшения. При этом реального улучшения состояния здоровья у инвалидов не было, выздоровление не наступило. Результатом такого подхода становится уменьшение пенсии по инвалидности, хотя затраты на жизненно важные лекарства остаются на прежнем уровне. По мнению омбудсмана, ужесточение экспертиз обуславливается не в последнюю очередь отсутствием надлежащего финансирования льгот, предоставленных инвалидам законодательством. При этом федеральные органы власти принимают решение не об увеличении расходов для полной реализации льгот инвалидами, а, наоборот, пытаются отменить льготы инвалидам или перенести обязанности финансировать их на региональные органы власти без соответствующей компенсации расходов.

В 2009 году решение проблем инвалидов было обозначено Президентом Российской Федерации как приоритетное направление государственной социальной политики. На федеральном уровне Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2008 № 1792 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, в состав которого вошел Губернатор Калужской области. В Калужской области в декабре 2008 года был создан Совет при Губернаторе Калужской области по делам инвалидов, в состав которого вошел сотрудник аппарата Уполномоченного.

С целью создания в Калужской области доступной для инвалидов среды жизнедеятельности и условий для эффективной реабилитации и интеграции инвалидов в общество постановлением Правительства Калужской области от 22.12.2010 № 522 утверждена и реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда в Калужской области» (2011-2015 годы), предусматривающая комплекс мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и информации, оказанию педагогической коррекционной помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья, созданию условий для проведения профессиональной и социокультурной реабилитации инвалидов.

Согласно полученным ответам на рекомендации Уполномоченного по правам человека в Калужской области, отраженным в докладе за 2011 год, в каждом муниципальном образовании приняты долгосрочные целевые программы «Доступная среда для инвалидов в муниципальном районе…», при реализации которых устраняются нарушения прав инвалидов. 

Вместе с тем есть ряд федеральных проблем в этой сфере (доступность информации, транспортная доступность, острая необходимость в сурдопереводчиках и др.), которые отражены в докладе Уполномоченного по правам человека в Калужской области за 2012 год.

В 2004 году Уполномоченный инициировал создание в Калуге областного Центра социальной реабилитации для лиц без определенного места жительства. Итогом длительной переписки омбудсмана с различными областными и городскими инстанциями по этому вопросу стало открытие в 2005 году государственного учреждения социального обслуживания «Калужский областной социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства».

В 2009 и в 2011 годах Уполномоченный подготовил два специальных доклада на темы «О соблюдении прав человека в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Калужской области» и «О соблюдении прав граждан, получающих социальные услуги на дому». В результате исполнения их рекомендаций, в областном бюджете были предусмотрены расходы на мероприятия по совершенствованию системы стационарного социального обслуживания и укреплению материально-технической базы государственных социальных учреждений, а также мероприятия по проектированию, капитальному строительству и реконструкции объектов социальной сферы и их инфраструктуры в соответствии с ведомственной целевой программой «Развитие государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения Калужской области в 2010-2012 годах».

 

Право на медицинское обслуживание

 

С 2006 года по настоящее время в Калужской области существует такая проблема, как нехватка медицинских кадров. Остается низкой обеспеченность врачами.

Согласно данным государственной статистики, на 1 января 2012 г. в учреждениях здравоохранения области работали 3183 врача и 8111 медицинских сестер, фельдшеров, лаборантов. Обеспеченность специалистами на 10 тыс. населения составляет: врачами 31,5, средними медицинскими работниками 80,4, что ниже средних показателей по Российской Федерации и Центральному Федеральному округу.

Отток врачей из государственных учреждений здравоохранения сокращается. Для примера, если в 2005 – 2006 годах за год убывало по 100-150 специалистов, то в 2010 г. убыло 88 врачей, в 2011 г. - 13. Это связано, прежде всего, с принятием мер социальной поддержки медиков, повышением уровня их заработной платы.

     Уполномоченный постоянно давал рекомендации о разработке комплекса мер по мотивации выпускников медицинских вузов к проживанию и работе в Калужской области, о необходимости проводить целенаправленную профориентационную работу.

Основными жалобами пациентов по-прежнему остаются жалобы на взимание денег в медицинских учреждениях за бесплатные услуги, лекарства, нарушение этики врачами. Уполномоченный постоянно рекомендует ужесточить контроль за оказанием платных медицинских услуг в медицинских учреждениях Калужской области, не допускать подмену ими программы государственных гарантий оказания жителям Российской Федерации, проживающим на территории Калужской области, бесплатной медицинской помощи, а также организовать широкое правовое просвещение граждан относительно их прав на получение бесплатных медицинских услуг. В медицинских учреждениях должны быть оформлены соответствующие стенды, разработаны памятки, размещена информация в СМИ). В связи с чем, специалистами юридического отдела аппарата Уполномоченного разрабатывались Справочник «Права человека в сфере здравоохранения», Памятка для граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, Памятка в помощь беременным женщинам и женщинам, родившим детей и др.

В 2005 году был выявлен факт отказа в освидетельствовании иностранных граждан из-за отсутствия у них гражданства РФ в учреждениях медико-социальной экспертизы Калужской области.При содействии Уполномоченного такая проблема была устранена. По результатам рассмотрения запроса Уполномоченного и проведения проверки заместителем руководителя Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию И.В. Лебедевым установлено, что правовые основания для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории РФ в проведении МСЭ отсутствуют за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ. Было дано указание разобрать данный факт на врачебной конференции и повторно провести инструктаж о правилах освидетельствования граждан, не имеющих Российского гражданства.

В 2011 году Уполномоченным была дана рекомендация органам прокуратуры   провести проверку по фактам предоставления гражданам допуска в медицинские учреждения только при наличии у них бахил или сменной обуви. В результате проведенных проверок в настоящее время администрации лечебных учреждений предоставляют их гражданам бесплатно.

В 2011 году Уполномоченный обратил внимание министра здравоохранения Калужской области на нарушение права на внеочередное обслуживание инвалидов I и II групп в учреждениях здравоохранения, закрепленное в Указе Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов». Руководителям медицинских  организаций рекомендовано довести данную информацию до медицинских работников и разместить ее в лечебных учреждениях.

              В 2012 году по-прежнему остается острым дефицит младшего медицинского персонала в отделении травматологии  ГБУЗ КО «Калужская областная больница».

Одной из наиболее сложных проблем на сегодняшний день является обеспечение детей некоторыми лекарственными препаратами, содержащими малое количество действующих веществ. Существует необходимость в детских лекарственных формах дигоксина, спиронолактона и др. для лечения детей раннего возраста с врожденными пороками сердца с недостаточностью кровообращения, в том числе в амбулаторных условиях. Субстанций для изготовления указанных порошков в аптечных условиях на фармацевтическом рынке Российской Федерации нет. В 2011 и в 2012 годах по этому вопросу министерством здравоохранения Калужской области были направлены обращения в адрес министерства здравоохранения РФ. Однако проблема до сих пор остается нерешенной.

В 2012 году, как и в 2011, имеют место жалобы больных на сложность и длительность оформления медицинской документации при  направлении на МСЭ как первичных, так и повторных больных, длительные сроки плановых обследований в ЛПУ.

 

Пенсионное обеспечение

 

Проблемы реализации прав, касающихся обеспечения пенсий и доходов нетрудоспособных граждан, по-прежнему, стоят достаточно остро. Основная масса пенсионеров не удовлетворена размерами пенсий, так как они не в состоянии гарантировать пенсионерам и членам их семей материальный достаток.

За годы своей работы Уполномоченный неоднократно обращался к представителям различных уровней и ветвей власти, включая федеральные, с предложениями принять дополнительные меры по социальной защите ветеранов, инвалидов и пожилых людей.

Однако проблема низких пенсий в Калужской области стоит гораздо острее, чем в других  регионах  ЦФО, поскольку динамика роста и уровень средней зарплаты в области  более высокий (в 2012 г. – в среднем 25 тыс. руб.) и коэффициент замещения пенсией среднего заработка соответственно ниже. Эта величина в 2012 году в области составила 35%, тогда как в предыдущие годы был превышен требуемый международными стандартами 40% коэффициент замещения  трудовой пенсией утраченного заработка.

В 2005 году Уполномоченный добился реализации права иностранных граждан (лиц без гражданства) получать пенсии не только на основании вида на жительство, но и на основании судебного решения, устанавливающего факт постоянного проживания на территории РФ. Уполномоченный при поддержке Пенсионного фонда РФ дал соответствующие рекомендации Отделению ПФР по Калужской области и разослал эти сведения всем региональным омбудсманам для использования данного алгоритма правовой защиты в других субъектах РФ.

В последнее время обострилась проблема представления в органы Пенсионного фонда документов о трудовом стаже, в частности, трудовой  книжки, для реализации  гражданином его  законного права на пенсионное  обеспечение. Так, имеются случаи отказа кадровой службы одного из автомобильных концернов в выдаче работникам трудовых книжек для их представления в органы Пенсионного фонда РФ.

               Исходя из анализа практики пенсионного обеспечения и обращений граждан Калужской области, несмотря на законодательное урегулирование большинства проблемных вопросов, ряд из них требует решения на федеральном уровне. Так, до настоящего времени не решен вопрос учета пенсионных прав граждан, прибывших в Россию из ближнего зарубежья, за период их работы на территории этих государств после 1 января 2002 года. Международные договоры и соглашения начала 1990-х годов (после распада СССР) не содержат такого порядка из-за неактуальности такой проблемы в тот период.

В настоящее время требуется внесение изменений и дополнений в международные договоры (соглашения) о пенсионном обеспечении, поскольку в пенсии учитывается только трудовая деятельность до 1 января 2002 года. Значительный период после этой даты не принимается во внимание, что существенно отражается на размере пенсии этой категории граждан. Данная проблема особенно актуальна для нашей области, участвующей в программе переселения соотечественников.

По мнению отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области, сохраняется необходимость в расширении круга лиц, пользующихся пенсионными льготами за особые заслуги перед государством, в частности, установления к пенсии дополнительного материального обеспечения лицам, имеющим звание «Заслуженный работник... Российской Федерации», а также снятия действующего ограничения, препятствующего выплате дополнительного материального обеспечения лицам, отмеченным высокими государственными наградами, в период выполнения оплачиваемой работы.

Кроме того, имеет место проблема реализации законодательства о материнском капитале в части погашения жилищных кредитов средствами материнского капитала до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Кредитные учреждения, предъявляя к семьям, имеющим материнский капитал, общие требования подтверждения платежеспособности членов семьи, лишают молодые семьи возможности получения жилищных кредитов, в том числе и соразмерных величине материнского капитала (300-400 тыс. руб.), тогда как органы Пенсионного фонда гарантированно перечисляют банковским учреждениям в установленный двухмесячный срок полагающуюся сумму материнского капитала (365 тыс. руб.). По этой причине многие семьи с двумя и более детьми при нахождении матери в отпуске по уходу за ребенком практически лишены возможности воспользоваться правом направления материнского капитала на погашение жилищного кредита.

В связи с необходимостью корректировки и совершенствования федерального законодательства заслуживающие внимания предложения граждан, предложения органов государственной власти Калужской области, а также государственных и иных учреждений обобщаются, систематизируются и регулярно доводятся Уполномоченным по правам человека в Калужской области до Правительства РФ в целях подготовки законодательных инициатив. 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.