Библиотека

лександр Кручинин "Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства"


Руководитель Управления Роспотребнадзора по Калужской области

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

В своей основной деятельности Управление Роспотребнадзора по Калужской области руководствуется Гражданским Кодексом, Федеральными законами: «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другими нормативными документами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

В результате мер, принимаемых Управлением при участии других федеральных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей на территории области создаются необходимые условия для реального обеспечения прав потребителей, а региональная система защиты прав потребителей получает дальнейшее развитие.

Как показала практика, наиболее эффективными методами борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающими интересам потребителей, стала как защита уже нарушенных прав, так и их предупреждение и профилактика.

Разработанный комплекс мероприятий позволяет повысить социальную защищенность жителей области, обеспечить сбалансированную защиту интересов добросовестных производителей, соблюдение конституционных прав и свобод граждан потребителей, и, в конечном итоге, способствует повышению качества жизни населения области.

За 2011 год Управлением Роспотребнадзора по Калужской области в сфере защиты прав потребителей в рамках контроля и надзора проведено 1053 проверки соблюдения хозяйствующими субъектами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в области защиты прав потребителей.

При проведении мероприятий по контролю установлено 1818 административных правонарушений по 19 составам статей административного кодекса.

В каждом случае выдавалось предписание об устранении нарушений и составлялись протоколы об административных правонарушениях.

За 2011 год по материалам проведенных проверок на виновных лиц вынесено 680 постановлений об административных правонарушениях о наложении штрафов на общую сумму 1 млн. 935тыс. руб.

Одним из важнейших направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Калужской области является совершенствование работы с обращениями граждан. Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти.

Все обращения рассматриваются в установленные сроки, по большей части обращений принимаются меры в пределах полномочий Управления. По всем фактам обращения граждан проводятся внеплановые мероприятия по контролю, возбуждаются дела об административных правонарушениях и проводятся административные расследования в соответствии с нормами КоАП РФ. При необходимости обращения направляются по подведомственности в другие организации, о чем сообщается заявителям.

Работа с письменными и устными обращениями позволяет выявить и систематизировать наиболее неблагоприятные сферы деятельности с высоким процентом нарушений законодательства о защите прав потребителей.

Так в 2011 году в Управление поступило для рассмотрения по вопросам защиты прав потребителей 431 письменное и 1275 устных обращений на оказание различных услуг; из них 227 письменных и 711 устных обращений только на оказание услуг жилищно-коммунального хозяйства.

То есть по обращениям на предоставление услуг же не первый год лидируют жилищно-коммунальные услуги.

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений в деятельности Управления Роспотребнадзора по Калужской области.

Управлением регулярно проводится государственный контроль соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере с целью недопущения и предотвращения нарушений прав потребителей хозяйствующими субъектами, оказывающими и предоставляющими услуги ЖКХ.

Анализ рассматриваемых обращений по вопросам защиты прав потребителей показал, что наиболее частыми поводами для обращения граждан являются:

- несвоевременный перерасчет платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества, либо отказ потребителям в проведении перерасчета (28% обращений от общего числа обращений по вопросам ЖКХ);

- оплата электроэнергии мест общего пользования (43% обращений);

- оплата коммунальных услуг (горячая и холодная вода) без использования индивидуальных приборов учета граждан (8% обращений);

- отсутствие информации об увеличении платы за содержание и ремонт жилого помещения (11% обращений);

- другие различные вопросы нарушения законодательства (не проведение капитального, либо текущего ремонта; вопросы правильности применения тарифов на коммунальные услуги и т.д.) (10% обращений).

Наиболее распространенными (типичными) нарушениями прав потребителей в сфере ЖКХ являются:

- непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе услуги и об оказываемых услугах, т.е. в платежных документах, выставляемых потребителю, содержится неполная информация, установленная п.38 Постановления Правительства №307 от 23.05.2006 г., а также отсутствует необходимая информация, предусмотренная п.49 вышеуказанного Постановления;

- обман потребителей, выражающийся во взимании платы за коммунальную услугу, которая была предоставлена ненадлежащего качества, либо была оказана с перерывами, превышающими установленную законодательством продолжительность.

Анализ обращений граждан за последнее время по вопросам защиты прав потребителей показал, что чаще всего потребители обращаются в Управление Роспотребнадзора по Калужской области с вопросами правильности начисления платы за электроэнергию в местах общего пользования.

Из анализа материалов проведенных проверок по обращениям потребителей, Управление рекомендует потребителям коммунальных услуг провести ряд мероприятий для уменьшения расходов жильцов по оплате электрической энергии поставляемой на общедомовые нужды многоквартирного дома:

– силами управляющей компании или с привлечением третьих лиц за счет средств собственников жилых помещений произвести (установку) замену индивидуальных приборов учета класса точности 2,5 на класс точности 2,0;

– оборудовать все осветительные щиты запирающим механизмом, исключающим несанкционированный доступ к расчетным приборам учета (ключи только у ответственного за электросетевое хозяйство УК);

– УК обеспечить одновременность снятии показаний общедомового прибора учета и индивидуальных счетчиков;

– УК проводить анализ низкого квартирного потребления (менее 30 – 40кВт/ч) и проводить с участием жильцов дома проверки состояния индивидуального учета с выявлением причин снижения потребления.

В целом ситуация с соблюдением прав потребителей в сфере услуг ЖКХ на территории Калужской области неоднозначна. Управляющие компании неохотно идут на контакт с потребителями, часто отказывая им в получении необходимой и достоверной информации. В то время как для большинства населения области к управляющим компаниям существует один единственный вопрос – куда и каким образом расходуются их собственные деньги? И вот когда деятельность управляющих компаний станет более прозрачной, в конечном счете это приведет к уменьшению потока обращений от населения.

Даже вступление в законную силу Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», где за управляющими организациями закреплена обязанность о размещении (опубликовании) информации, необходимой потребителям услуг ЖКХ, не принесло должных результатов. Управляющие компании часто размещают информацию для потребителей таким образом, что понять ее и проанализировать обычному человеку, проживающему в доме достаточно сложно.

Управлением Роспотребнадзора по Калужской области активно ведется работа по повышению уровня информированности и просвещенности граждан по вопросам их прав и обязанностей, а также способах защиты их прав в сфере ЖКХ.

Материалы проверок, различные нормативные акты и другая информация по вопросам ЖКХ направляются в средства массовой информации для информирования населения.

На официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Калужской области постоянно размещаются информационные сведения о проводимых мероприятиях по контролю, в том числе в сфере ЖКХ.

По вопросам защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства обращаться в Управление Роспотребнадзора по Калужской области по адресу: г.Калуга, ул.Чичерина, д.1-а, тел./факс (484 2) 55-15-42 (телефон «горячей» линии – 55-40-76, официальный сайт http://www.40.rospotrebnadzor.ru/).


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.