Библиотека

Марина Юрданова "20 лет под защитой Конвенции о правах ребенка"


Статья главного специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области

Положение детей – будущего всего человечества – потребовали от мирового сообщества принятия  документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

Этим документом стала Конвенция о правах ребенка Организации Объединенных Наций.

Конвенция о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. В день от­крытия Конвенции к подписанию (26 января 1990 г.) ее подписала 61 страна, что явилось сво­его рода рекордом.

Конвенция повлекла за собой глубокие изменения, которые сказались на отношении мирового сообщества к детям. Ратифицировав ее, страна берет на себя юридическое обязательство принять все необходимые меры для оказания помощи родителям и другим ответственным сторонам в выполнении их обязанностей по отношению к детям в соответствии с ее положениями. В настоящее время 96% детей в мире проживает в государствах, связанных обязательством защищать права детей.

Права эти всеобъемлющи. В соответствии с Конвенцией, ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (ст.1), «наилучшее обеспечение интересов» которого должно учитываться во всех ситуациях (ст.3). Конвенция защищает право ребенка на выживание и полноценное всестороннее развитие (ст.6), она содержит положения, которые подтверждают право детей пользоваться наиболее совершенными услугами системы здравоохранения (ст.24), выражать взгляды (ст.12), получать информацию (ст.13). Дети имеют право на регистрацию сразу же после рождения, на имя и приобретение гражданства (ст.7), право на игры (ст.31) и на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст.34). Конвенция о правах ребенка также содержит ряд общих руководящих принципов, затрагивающих все основные области потребностей детей.

В настоящее время Конвенция - наибо­лее широко признанный между-народный доку­мент по вопросам прав человека, в том числе ребенка.Конвенция закрепляет различные права ре­бенка - гражданские, политические, экономичес­кие, социальные и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в едином документе. В ней отра­жен компромисс между различными правовыми и философскими подходами, международными и национальными политическими интересами. Ее положения учитывают многообразие культур, традиций, религий, уровней экономического раз­вития различных стран. Все это, а также сущест­вование механизма контроля за соблюдением по­ложений Конвенции, делает данный документ уникальным инструментом защиты прав ребенка.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны«уважать и гарантировать». Та­ким образом, имеет место прямое указание на то, что ребенок является особо уязвимым членом об­щества и потому требует и заслуживает специаль­ной защиты.

Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами,  но также делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных  или административных процедур. Именно  внедрение принципа превращения ребенка в активного субъекта является одним из самых значительных вкладов Конвенции в международное за­конодательство по правам человека.

При разработке Конвенции был взят за основу ведущий принцип Декларации прав ребенка (1959 г.) - наилучшее обеспечение инте­ресов ребенка. Тот факт, что именно через этот принцип раскрываются все права ребенка, явля­ется признанием возможности возникновения противоречия между некоторыми правами ребен­ка и правами и обязанностями родителей (опеку­нов) и даже государства. В силу этого Конвенция не только утверждает приоритет интересов де­тей, но и рассматривает как принцип соблюдение прав и интересов всех детей без каких-либо ис­ключений или какой-либо дискриминации. При этом важно не забывать и о том, что принцип не­дискриминации вовсе не требует того, чтобы с де­тьми обращались абсолютно одинаково во всех случаях. Так, согласно ст.ст. 5,12 Конвенции, реали­зация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зре­лости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

К основным принципам Конвенции также от­носится принцип относительности обязательств и прав в рамках Конвенции. В то время как основ­ной смысл Конвенции заключается в том, что го­сударства обязаны уважать и обеспечивать права каждого ребенка в пределах своей юрисдикции, их обязательства ограничены реальными возможностями их выполнения. Так, например, выполняя свое обязательство соглас­но ст. 3 по обеспечению защиты и заботы, не­обходимых для благосостояния ребенка, госу­дарства должны также принимать во внимание права и обязанности родителей ребенка или других лиц, несущих юридическую ответствен­ность за ребенка.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г. Дополнительно 15 февраля 2001 г. Россия подписала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооружен­ных конфликтах, вновь подтвердив свои обяза­тельства в области защиты прав ребенка.

С  момента рати­фикации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по при­ведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В разви­тие положения Конституции РФ о защите мате­ринства, детства и семьи государством, гражданское, уголовное, семейное, административное и другие отрасли законодательства содержат нор­мы о защите прав ребенка. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. фактически дублирует все положения Конвенции о правах ре­бенка ООН.

Во избежание негативных последствий чрез­мерно широкой трактовки Конвенции и для осу­ществления контроля над государствами в рамках ст.ст. 44, 45 Конвенции, была установлена система отчетности, обеспечиваемая Комитетом по правам ребенка ООН, членами которого являются эксперты с опытом работы в области прав детей.

Система отчетности предусматривает пред­ставление государствами периодических докла­дов с информацией об эффективных мерах для обеспечения прав ребенка, гарантированных Конвенцией; о проблемах, затрудняющих выпол­нение их обязательств. Свой первый доклад о со­блюдении прав ребенка государства представляют спустя два года после ратификации Конвен­ции. Впоследствии доклады подаются каждые  пять лет. Эта процедура представляет собой, по сути, международный контроль за исполнением государствами принятых на себя обязательств.

Россия представила свой первый доклад о реа­лизации Конвенции о правах ребенка ООН 16 ок­тября 1992 г., второй - 12 января 1998 г. с четы­рехмесячным опозданием.  Третий, по­следний на данный момент, доклад Россия проставила Комитету 18 августа 2003 г., который Комитет рассмотрел на своих 1067-м и 1077-м заседаниях, состоявшихся 30 сентября 2005 г.

В анализе Третьего периодического доклада Рос­сии  Комитет с удовлетворением отметил следующие события в области  законодательства: принятие в 2001 г. нового Трудового кодекса, в котором усилена защита несовершеннолетних от вредных условий     труда; принятие в 2002 г. поправок к  Уголовно-процессуальному кодексу, предусматривающему более гуманный подход к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей;  внесение поправок в Уголовный кодекс РФ запрещающих торговлю людьми, повышающих ответственность за использование детей в производстве порнографических материалов, за эксплуатацию несовершеннолетних в деятельности связанной с проституцией, повышение брачного возраста с 14 до 16 лет. Комитет приветствует введение в школьные программы предмета «Граждановедение», который включает, в частности, ознакомление с правами человека. Комитет приветствует  ратификацию  в 2003 г.  Конвенции МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах  по искоренению наихудших  форм  детского труда, а также многочисленные  конкретные меры и целевые программы, направленные  на реализацию  Конвенции оправах ребенка.

 Однако,  Комитет выразил сожаление в связи с тем, что некоторые из рекомендаций, сделанных  после изучения II Периодического доклада не были учтены в достаточной мере, в том числе вопросы, связанные  с недопущением дискриминации в отношении детей, с  их защитой от пыток и телесных  наказаний,  с насилием и сексуальной эксплуатацией, с беспризорностью, с контролем  за помещением детей на попечение, а также с отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних.

Комитет рекомендует России принять общенациональный план  действий  по улучшению положения детей;  разработать и регулярно проводить  эффективный мониторинг  положения детей в РФ; готовить  специалистов, работающих с детьми и в интересах детей;  знакомить население РФ с  положениями  и принципами Конвенции ООН о правах ребенка; принимать  действенные меры по недопущению дискриминации в отношении детей, развитию альтернативных видов семейного попечения, по предотвращению пыток, бесчеловеческого или унижающего достоинство обращения; продолжить усилия, направленные на учреждение региональных бюро Уполномоченных по правам ребенка.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.