Библиотека

Вячеслав Кузнецов "Предстоящие выборы должны быть честными и открытыми"


Статья председателя Избирательной комиссии Калужской области

14 марта 2010 года, в Единый день голосования по России, состоятся выборы 40 депутатов Законодательного Собрания Калужской области, 2624 депутатов представительных органов 309 муниципальных образований.  Правом участия в выборах обладают более 800 тысяч избирателей области.

Хотя официальный старт региональной выборной кампании будет дан Законодательным Собранием Калужской области в период с 3 по 13 декабря 2009 года избирательной комиссией Калужской области, как комиссией организующей выборы, ведется целенаправленная подготовительная работа. В первую очередь это коснулось обновления законодательной базы.

Нами подготовлены, а Законодательным Собранием Калужской области приняты Законы «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области» и «О выборах в органы местного самоуправления в Калужской области», которым установлены все три вида избирательных систем при проведении местных выборов.

В 16 районах выборы депутатов Районных Собраний пройдут по мажоритарной системе относительного большинства, в 2-х районах (Барятинский и Мещовский) – будет применена пропорциональная система, а в 6 районах (Кировский, Козельский, Людиновский, Медынский, Тарусский, Ферзиковский) – Районные Собрания будут сформированы из делегированных депутатов представительных органов поселений.

В октябре месяце т.г. Государственной Думой принят Закон, позволяющий гражданину Российской Федерации, достигшему 18 лет, быть депутатом представительного органа муниципального образования. Минимальный возраст выборного должностного лица местного самоуправления не может превышать 21 год.

Хотелось остановиться подробнее на основных моментах о выборах областного парламента:

·                    Списки кандидатов выдвигаются только избирательными объединениями – политическими партиями, которые в соответствии с Законом о политических партиях имеют право участвовать в выборах, либо в случаях, предусмотренных уставом такой партии, ее региональными отделениями, зарегистрированными на территории Калужской области. Еще раз хочу подчеркнуть, что главными фигурами на этих выборах выступают политические партии.

·                    В список кандидатов включается не более 80 кандидатов, которыми могут быть не только члены политической партии, выдвинувшей этот список, но и иные лица.

·                    Список кандидатов содержит общерегиональную часть, состоящую не более чем из трех кандидатов, и в обязательном порядке разбивается на территориальные группы кандидатов (внутрирегиональная часть), число которых не может быть менее 15. При этом каждая территориальная группа должна соответствовать муниципальному району, группе муниципальных районов, городскому округу. Внутрирегиональная часть списка кандидатов должна охватывать собой всю территорию Калужской области.

·                    Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии составляет 30 млн. рублей.

·                    По результатам выборов депутатов Законодательного Собрания Калужской области к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, при условии, что таких списков было не менее двух и за эти списки подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Законом также предусматриваются случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, не преодолевших 7-процентный барьер. Если ни одни из списков не получил 7 и более процентов голосов избирателей, либо все списки кандидатов получили в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, выборы депутатов Законодательного Собрания Калужской области признаются несостоявшимися.

·                    В случае досрочного прекращения полномочий депутата замещение вакантного депутатского мандата будет осуществляться с учетом мнения избирательного объединения, в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран.

Важнейшей составляющей подготовительного периода явилось обсуждение 17 марта 2009 года на консультативном Совете глав местных администраций муниципальных районов и городских округов вопроса «О подготовке и проведении выборов законодательной и представительной власти в 2010 году», а также принятие постановления Губернатора Калужской области «Об оказании содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при проведении выборов 14 марта 2010 года».

В настоящее время подготовлен план основных мероприятий Избирательной комиссии области по подготовке и проведению выборов. Особое внимание мы уделяем организационно-методическому и информационному обеспечению выборов, взаимодействию с региональными отделениями политических партий, учебе организаторов выборов, соблюдению избирательных прав, работе с молодежью, людьми пожилого возраста, людьми с ограниченными физическими возможностями, повышению правовой культуры избирателей.

Ведь еще до назначения выборов облизбиркому необходимо разработать, согласовать и утвердить порядка 30 инструкций, методических рекомендаций, как для избирательных комиссий, так и для кандидатов в депутаты. Более 10 документов уже приняты.

Большое внимание уделяем работе с территориальными избирательными комиссиями. Их у нас 28. Провели с председателями ТИКов совещание. В октябре-ноябре 2009 года во всех районах области состоялись выездные семинары с приглашением организаторов выборов, в том числе для глав поселений по вопросам соблюдения требований законодательства, предусмотренных для органов местного самоуправления при подготовке и проведении выборов.

Предстоит серьезная работа по подбору кадров в участковые избирательные комиссии. Планируется, что их будет более 700, с численностью около 8 тысяч человек. Мы рассчитываем на активную работу политических партий при формировании УИК, назначении членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Надеемся, что институт наблюдателей за выборами будет работать с максимальной отдачей. Такая договоренность была достигнута на совещании с руководителями региональных отделений политических партий 18 мая 2009 года.

В поле зрения избирательных комиссий области находится вопросы подготовки помещений для голосования, функционирования ГАС «Выборы», ведения регистра избирателей, безопасности выборов, их финансового, технологического и информационного обеспечения.

Участие в выборах молодых избирателей имеет большое общественное и политическое значение. Избирательная комиссия области постоянно  ведет разработку и поиск наиболее эффективных путей вовлечения молодежи в избирательный процесс.

В этом году создана Молодежная избирательная комиссия при Избирательной комиссии Калужской области. В районах области работают клубы молодого избирателя, в Мещовском и Кировском районах действуют школы молодого избирателя.

Практика показывает, что эффективной формой вовлечения учащихся в демократический процесс является школьное самоуправление. Члены избирательных комиссий присутствуют на школьных выборах, делятся опытом с юными коллегами при подготовке к выборам в школьные правительства и школьные думы. Через организацию избирательной кампании мы помогаем молодым людям изучить вопросы избирательного права.

В кругу учителей-победителей областного конкурса на лучший урок по избирательному праву.

С большим интересом воспринимаются  учащейся молодежью такие формы,  как олимпиады, конкурсы сочинений, плакатов, рисунков по теме выборов, дискуссии, викторины, конкурсы знатоков по праву, избирательные практикумы, музыкальные вечера, КВН. Стараемся охватить наибольшее количество молодежи. На участие в  областной олимпиаде по избирательному праву, которая прошла 24 октября 2009 года, заявки представили общеобразовательные учреждения от всех районов нашей области.

С целью консультирования и просвещения молодежи, состоящей в политических и общественных организациях, проводятся «круглые столы» и молодежные дебаты. В мае текущего года для представителей молодежных общественных организаций прошел «круглый стол» по теме «Молодежь и выборы».

С учетом накопленного опыта, перед избирательными комиссиями поставлена задача добиться неукоснительного соблюдения избирательного законодательства, в том числе открытости и гласности деятельности организаторов выборов, их независимости, реализации права обращения в правоохранительные органы и в органы исполнительной власти с представлениями о проведении проверок и пресечением незаконных «грязных» технологий.

Предстоящие выборы как никогда должны быть честными, открытыми, а итоги голосования и результаты не вызывать ни у кого сомнений в их объективности, над чем избирательные комиссии совместно с другими организаторами выборов активно работают.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.