Библиотека

О соблюдении органами местного самоуправления калужской области прав граждан на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди


Специальный доклад посвящен проблемным вопросам обеспечения граждан жилыми помещениями во внеочередном порядке

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД

УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

О СОБЛЮДЕНИИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ВНЕ ОЧЕРЕДИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..….

I. Общие положения…………………………………………………………….…..

II. Реализация гражданами права на получение жилого помещения

по договору социального найма вне очереди……………………………………

 III. Исполнение органами местного самоуправления Калужской области

решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений

по договорам социального найма вне очереди…………………………………  

IV. Проблема постановки на жилищный учет граждан, имеющих право

на внеочередное предоставление жилого помещения, не являющихся

малоимущими……………………………………………………………………….

V. Выводы…………………………….……………………………………………...

VI. Рекомендации Уполномоченного……………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Одной из наиболее острых, актуальных и трудноразрешимых в муниципальных образованиях Калужской области является жилищная проблема.

Ежегодно в адрес Уполномоченного по правам человека в Калужской области (далее - Уполномоченный) поступают жалобы граждан, связанные с нарушением органами местного самоуправления их права на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.  

Обращения граждан, поступающие в адрес Уполномоченного, а также проводимые им проверки исполнения законодательства, регламентирующего порядок предоставления такого жилья, свидетельствуют о том, что в Калужской области нарушения прав граждан на получение жилья вне очереди со стороны органов местного самоуправления носят, к сожалению, системный характер. Гражданам, зачастую, не удается реализовать имеющееся у них право в досудебном порядке. Поэтому за восстановлением своих прав гражданам приходится обращаться в суд.

Однако даже получение на руки судебного решения о предоставлении жилого помещения само по себе жилищной проблемы не решает. Нередко, исполнение решений судов затягивается и может растянуться на годы.

Системность нарушений прав граждан на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, длительное неисполнение органами местного самоуправления решений судов о предоставлении гражданам жилья по договорам социального найма вне очереди послужили причинами написания данного доклада, который подготовлен в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона Калужской области  от 10.06.2002 N 124-ОЗ (ред. от 06.07.2011) «Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области».

Доклад составлен на основе: мониторинга, проведенного Уполномоченным по выше названной проблеме; изучения и обобщения обращений, поступающих в его адрес; информации по жилищному обеспечению граждан, имеющих право на получение жилья вне очереди, предоставленной органами местного самоуправления Калужской области; информации, связанной с исполнением судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам, предоставленной Управлением Федеральной службы судебных приставов по Калужской области; анализа полученной информации, а также практики защиты Уполномоченным прав граждан на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди в судебном порядке.   

Цели настоящего доклада:

1. Обратить внимание на имеющиеся со стороны органов местного самоуправления Калужской области нарушения прав граждан на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, а также на проблемы, возникающие у органов местного самоуправления при исполнении решений судов о предоставлении жилья по договорам социального найма гражданам, имеющим право на его получение вне очереди.

2. Предложить рекомендации по принятию мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства и прав граждан на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, законодательства и прав граждан при исполнении решений судов о предоставлении жилья по договорам социального найма вне очереди, решение проблемы жилищного обеспечения внеочередников на территории Калужской области.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным, правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования. 

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2). При этом Конституция предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16).

Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).

В Жилищном кодексе РФ (далее по тексту – ЖК РФ), вступившим в действие с 1 марта 2005 года, также как это было и в Жилищном кодексе РСФСР, предусмотрен институт социального найма жилых помещений. Суть последнего состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Согласно части 1 статьи 14 и пункта 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Также необходимо учитывать, что в силу ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ.

Указанные полномочия органов местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, а также граждан, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определен ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (часть 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (часть 2).

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1. Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ). Примечание: пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ утрачивает силу с 01 января 2013 года (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

3. Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 (далее по тексту – Перечень № 378), (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ). Перечень № 378 см. в Приложении № 1.

 Согласно информации, предоставленной органами местного самоуправления Калужской области, на 01 января 2012 года в муниципальных образованиях Калужской области на жилищном учете состоят 1576 граждан, имеющих право на получение жилья вне очереди (см. Таблицу).  

Норма, закрепленная в части 2 статьи 57 ЖК РФ, является исключением из общего правила, установленного частью 1 статьи 57 ЖК РФ, в соответствии  с которым жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Часть 2 статьи 57 ЖК РФ  реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья не ставит в зависимость: ни от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди; ни от обеспечения жильем других очередников; ни от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; ни от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на иной порядок предоставления жилья, т.е. в порядке очередности лиц равной категории.

ЖК РФ, закрепив за гражданами, указанными в части 2 статьи 57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, и возложив обязанность по предоставлению гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди на органы местного самоуправления, не указал ни сроки предоставления жилья данным категориям граждан, ни лиц, пользующихся перед указанными гражданами преимущественным правом на получение жилья.

Отсутствие в законодательстве срока, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, говорит о том, что жилье указанным гражданам должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

В соответствии со статьей 126 Конституции РФ Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ неоднократно давал разъяснения по вопросу толкования и применения положений жилищного законодательства, регулирующих предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, имеющим право на внеочередное получение жилья по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ.

Так, Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской  Федерации за третий квартал 2007 года», утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007, в ответе на вопрос № 3 разъяснил, что в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

В «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской  Федерации за четвертый квартал 2008 года», утвержденного постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта и 25 марта 2009 года, ВС РФ разъяснил, что реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

В части 2 статьи 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Аналогичную позицию по вопросу толкования и применения части 2 статьи 57 ЖК РФ   ВС РФ отразил в определениях от 16.06.2009 г. N 85-В09-11, от 08.02.2011 г. № 85-В10-7, от 03.05.2011 г. № 85-В11-1 и № 85-В11-2, от 02.08.2011 г. № 85-В11-5 (см. Приложение № 2).

II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ВНЕ ОЧЕРЕДИ

Граждане, имеющие право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, систематически сталкиваются с нарушением своих жилищных прав со стороны органов местного самоуправления Калужской области.

Последние, ссылаясь на отсутствие строительства муниципального жилья социального использования и денежных средств на эти цели, отсутствие свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования, средств на покупку жилья, наличие иных граждан, имеющих право на получение жилья вне очереди, отказывают гражданам в незамедлительном предоставлении жилья (см. Приложение № 3).

Уполномоченному приходится оказывать гражданам содействие в защите их прав на получение жилья вне очереди, в том числе в судебном порядке, а также при исполнении решений судов о предоставлении жилья вне очереди (см. Приложение № 4).

Приведем несколько примеров.

1) В конце 2011 года к Уполномоченному обратилась гражданка Л. (дело № 1625-11), которая сообщила, что вместе с сыном проживает на условиях социального найма в комнате коммунальной квартиры. Семья нуждается в улучшении жилищных условий, состоит на жилищном учете.

Еще в 2008 году занимаемое семьей Л. жилое помещение (комната) в установленном порядке признано непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции. В связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания семья Л. была включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма (список внеочередников). 

Согласно  пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилья, должны быть обеспечены жилым помещением незамедлительно после возникновения такого права.

Семья Л. неоднократно обращалась в адрес Городской Управы г. Калуги с просьбой предоставить положенное по закону жилое помещение, но получала отказ. Им сообщали, что жилое помещение может быть предоставлено после обеспечения жильем граждан, имеющих равное с ними право на внеочередное предоставление жилья, состоящих на жилищном учете с более раннего срока.

По результатам рассмотрения жалобы Л. Уполномоченный пришел к выводу, что со стороны Городской Управы г. Калуги имеет место нарушение права семьи Л. на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

В целях защиты жилищных прав названной семьи, учитывая сложную жизненную ситуацию в которой она оказалась, по поручению Уполномоченного специалисты его аппарата подготовили исковое заявление в суд с требованием обязать Городскую Управу г. Калуги предоставить семье Л. жилое помещение, а также представляли интересы названной семьи в суде.

Решением Калужского районного суда Калужской области, вступившим в законную силу 28 февраля 2012 года, Городская Управа г. Калуги обязана предоставить семье Л. жилое помещение по договору социального найма.

2) Гражданка П., являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась к Уполномоченному с жалобой  на Городскую Управу г. Калуги, нарушившую ее права как сироты на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди (дело № 588-11).

По результатам рассмотрения жалобы П., в адрес Городского Головы г. Калуги Н.В. Полежаева было направлено Заключение Уполномоченного, в котором рекомендовано, во-первых, включить заявительницу в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и, во-вторых, предоставить ей жилье вне очереди.

В ответ на заключение Уполномоченному было сообщено, что проект решения о включении заявительницы в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, подготовлен и находится на согласовании. Но муниципальное жилье, соответствующее необходимым правилам и нормам, ей может быть предоставлено по мере строительства в городе муниципального жилья и после обеспечения жилыми помещениями внеочередников, вставших на учет раньше П.

Позже заявительница сообщила Уполномоченному, что ее семью в составе 3-х человек (она и двое несовершеннолетних детей)  все-таки включили  в список внеочередников, но жилье не предоставляют.

По поручению Уполномоченного специалистами его аппарата для сироты было подготовлено исковое заявление в суд с требованием обязать Городскую Управу г. Калуги предоставить П. и ее несовершеннолетним детям жилое помещение по договору социального найма, а также осуществлено представление интересов сироты в суде. Решением Калужского районного суда Калужской области, вступившим в законную силу, Городская Управа г. Калуги обязана предоставить П. на семью из трех человек жилое помещение по договору социального найма в г. Калуге.

3) Обратиться к Уполномоченному в конце 2010 года заявителя М. (дело № 1357-10) заставила тяжелая ситуация, в которой он оказался вместе с женой и двумя сыновьями.

Мужчина рассказал, что проживает с семьей в Думиничах. Все они, четверо человек, являются инвалидами, страдают заболеваниями, которые входят в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, наличие которых дает право на получение жилья вне очереди. 

Семья М. живет на съемной квартире, так как собственного жилья у них нет, состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации городского поселения «Поселок Думиничи», включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.

В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне № 378, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Семья М. неоднократно обращалась к главе администрации ГП «Поселок Думиничи» с

с просьбой предоставить жилое помещение по договору социального найма, но получала отказ.

Добиваться справедливости им пришлось вместе с Уполномоченным, который рассмотрев обращение М.,  направил в адрес главы администрации ГП «Поселок Думиничи» свое заключение, в котором рекомендовал предоставить семье М. положенное по закону жилое помещение.

Рассмотрев заключение Уполномоченного, глава администрации ГП «Поселок Думиничи» Г.В. Моисеев отказал в предоставлении жилья, сообщив, что жилое помещение семье М. будет предоставлено по мере высвобождения жилых помещений, в порядке очередности согласно списку граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений в ГП «Поселок Думиничи».

В сложившейся ситуации, в целях защиты жилищных прав заявителям было рекомендовано обратиться в суд. Учитывая, что в силу состояния здоровья заявители не могли сами защищать свои права, специалисты аппарата Уполномоченного подготовили исковое заявление, а также представляли их интересы в суде.

По результатам рассмотрения иска Сухиничский районный суд Калужской области удовлетворил требования истцов и обязал администрацию ГП «Поселок Думиничи» предоставить семье М. жилое помещение по договору социального найма. Администрация ГП «Поселок Думиничи» обжаловала решение суда в Калужский областной суд, который оставил решение суда первой инстанции без изменения, кассационную жалобу администрации – без удовлетворения. Решение Сухиничского районного суда вступило в законную силу.

4) В конце 2011 года в адрес Уполномоченного обратилась гражданка С. (дело № 1276-11), которая вместе со своим недееспособным сыном проживает на съемной квартире в г. Обнинске.

Она сообщила, что ее сын является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно, страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, наличие которого дает право на получение жилья вне очереди. 

В установленном законом порядке она и сын были признаны малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, нуждающимися в жилом помещении, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,  включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма. Однако положенное по закону жилое  помещение им так и не было предоставлено.

По итогам рассмотрения обращения С. в адрес главы администрации МО «Город Обнинск» А.А. Авдеева было направлено Заключение Уполномоченного, в котором было указано, что со стороны администрации МО «Город Обнинск» имеют место нарушения действующего законодательства и права семьи С. на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В целях устранения нарушений действующего законодательства и права семьи С. на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма администрации МО «Город Обнинск» было рекомендовано предоставить семье С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.

Рассмотрев заключение Уполномоченного, администрация МО «Город Обнинск» сообщила, что вопрос обеспечения социальным жильем в г. Обнинске стоит крайне остро. Это объясняется тем, что строительство муниципального жилья прекращено из-за отсутствия средств на эти цели в бюджете города. Все жилищное строительство осуществляется за счет личных средств граждан. При таком положении дел улучшить жилищные условия очередников возможно только за счет муниципального жилья, освобождающегося в связи с выездом (или смертью) граждан. Однако это происходит очень редко. Кроме того, последние годы Администрация города все освобождающиеся жилые помещения выделяет во исполнение решений суда о предоставлении жилья гражданам (в настоящее время на исполнении находятся 17 решений суда). Администрация города крайне обеспокоена сложившейся ситуацией по предоставлению жилых помещений льготным категориям граждан, но в силу объективных причин решение этого вопроса носит длительный характер.

В бюджете Обнинска на 2011 и 2012 годы средства на приобретение и строительство муниципального жилья не были предусмотрены. Бюджет города на 2012 год утвержден с предельно возможным дефицитом, что не дает возможности дальнейшего увеличения расходной части бюджета.  Учитывая тот факт, что расходы, связанные со строительством и приобретением жилья категориям граждан, внеочередное предоставление жилья которым установлено федеральным законодательством, не являются расходными полномочиями МО «Город Обнинск» согласно ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрация города не имеет возможности внесения изменений в бюджет города.

На основании изложенного, в настоящее время, Администрация города сообщила, что не имеет реальной возможности для предоставления жилья семье С.

Учитывая полученный отказ, по поручению Уполномоченного специалистами его аппарата семье С. оказана помощь в подготовке искового заявления в суд с требованием обязать администрацию МО «Город Обнинск» предоставить жилое помещение, а также осуществлено представление интересов семьи С. при рассмотрении дела в суде.

Решением Обнинского городского суда Калужской области от 21 марта 2012 г. администрацию МО «Город Обнинск» обязали предоставить семье С. положенное по закону жилое помещение.

Это лишь некоторые случаи из практики Уполномоченного, которые свидетельствуют о том, что нарушения прав граждан на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди на территории Калужской области носят системный характер.

В ежегодных докладах Уполномоченным постоянно указывается на нарушение органами местного самоуправления прав внеочередников на социальное жилье. В целях обеспечения соблюдения прав внеочередников органам местного самоуправления рекомендуется надлежащим образом выполнять обязанность по своевременному обеспечению жильем граждан, имеющих право на получение жилья вне очереди, ежегодно в бюджетах муниципальных образований предусматривать денежные средства на цели строительства муниципального жилья социального использования, строить муниципальное жилье социального использования. К сожалению, данные рекомендации Уполномоченного не выполняются, а права внеочередников продолжают нарушаться.

III. ИСПОЛНЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЙ СУДОВ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ВНЕ ОЧЕРЕДИ

В Российской Федерации право на судебную защиту признается в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, которые согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью отечественной правовой системы.

Имеется немало случаев обращения граждан, претендующих на социальное жилье вне очереди, к судебной защите своих прав. Практика «принудительного» обеспечения граждан жилыми помещениями через суд наиболее распространена в крупных городах, например, в г. Калуге и г. Обнинске, что связано с немалым количеством лиц данной категории льготников и большей их правовой просвещенностью.

Однако защита нарушенных прав не может быть признана действенной и эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.

Своевременное и надлежащее исполнение судебных актов является важной составляющей права на справедливое судебное разбирательство, закрепленное в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 6).

Европейский Суд по правам человека в своей практике исходит из понимания исполнения судебного решения как неотъемлемого элемента права на справедливое судебное разбирательство и признает, что нарушение этого права может приобрести форму задержки исполнения решения.

Длительное неисполнение решений судов может являться поводом для обращения граждан в Европейский Суд по правам человека с жалобами на нарушение пункта 1 статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Следует отметить, что большая часть жалоб против Российской Федерации, поступающих в ЕСПЧ, касается именно длительного неисполнения решений судов. Удовлетворение таких жалоб негативно сказывается на международном имидже Российской Федерации, влечет дополнительные расходы федерального бюджета. 

Согласно Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения должником предъявленного к исполнению в службу судебных приставов исполнительного документа не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства (п. 12 ст. 30). В случае неисполнения должником (местной администрацией) решения о предоставлении гражданину жилого помещения исполнение производится в принудительном порядке, а для должника наступают следующие правовые последствия:

- взыскание исполнительского сбора и установление нового срока для исполнения (ст. 105 Закона N 229-ФЗ).

- штраф, предусмотренный КоАП, - если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок.

- взыскание расходов по совершению исполнительных действий (ч. 1 ст. 117 Закона N 229-ФЗ).

В случае дальнейшего неисполнения решения судебный пристав-исполнитель выносит письменное предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ должностного лица, которое в силу своих служебных обязанностей должно исполнить исполнительный документ. Копии материалов исполнительного производства с представлением о привлечении к уголовной ответственности передаются в органы дознания службы судебных приставов для проведения проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ и решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ.

Исполнение решений судов о предоставлении жилого помещения по договору социального найма – серьезная проблема, с которой сталкиваются как граждане-внеочередники, так и органы местного самоуправления.

Это подтверждают обращения граждан и руководителей органов местного самоуправления, поступающие в адрес Уполномоченного.

Например, в 2010 году (дело № 1506-10) в адрес Уполномоченного обратился глава администрации МО «Деревня Захарово» с просьбой оказать содействие в получении финансовой помощи для исполнения решения суда о предоставлении жилья гражданину К.

В январе 2012 года (дело № 57-12) по вопросу исполнения решения суда о предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес Уполномоченного обратился глава администрации МО «Поселок Мятлево» (см. Приложение № 4).

В 2010 году калужский Уполномоченный помог семье Г., проживающей в г. Обнинске, в судебном порядке защитить жилищные права. Решением Обнинского городского суда Калужской области, вступившим в законную силу 02.11.2010 года, администрация г. Обнинска была обязана предоставить семье Г. жилое помещение. Решение суда до настоящего времени не исполнено.

Органы местного самоуправления в качестве причин неисполнения своевременно подобных решений судов, как правило, ссылаются на отсутствие свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, денежных средств на строительство или покупку жилья.

Особенно остро стоит проблема с исполнением решений судов о предоставлении жилья внеочередникам в небольших муниципальных образованиях. В то же время указанная проблема актуальна и для крупных муниципальных образований. В качестве примера можно привести МО «Город Обнинск».

Так, по информации Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области в 2011 году на исполнении в Обнинском городском отделе судебных приставов (далее по тексту – ГОСП) Управления находилось 12 исполнительных производств об обязании Администрации г. Обнинска Калужской области предоставить гражданам жилые помещения, из них 3 исполнительных производства - о предоставлении жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, возбужденные в 2009, 2010 и 2011 годах. В ходе исполнения требований исполнительных документов о предоставлении жилья судебному приставу - исполнителю в ответ на направленные запросы неоднократно поступали информационные письма Администрации г. Обнинска Калужской области об отсутствии в муниципальном жилищном фонде социального использования свободных жилых помещений. Кроме того, в Обнинский ГОСП Управления дважды поступали информационные письма Управления финансов Администрации г. Обнинска Калужской области, в которых сообщалось, что на период 2010-2012 годов средства на отселение граждан из ветхого жилья, а также на приобретение и строительство муниципального жилья, не предусмотрены. В связи с масштабной приватизацией жилые помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования, как правило, освобождаются исключительно при выезде либо смерти граждан. По итогам работы за 2011 год в Обнинском ГОСП Управления из 15 исполнительных производств данной категории, находившихся на исполнении, окончено лишь 3 исполнительных производства (2 – фактическим исполнением и 1 – в связи с заключением мирового соглашения между должником и взыскателем). Во внеочередном порядке в 2011 году жилые помещения Администрацией г. Обнинска Калужской области не предоставлялись.

Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной службы судебных приставов по Калужской области, в 2011 году на исполнении в структурных подразделениях Управления находилось 89 исполнительных производств о предоставлении гражданам жилых помещений, что на 41,3% или 26 исполнительных производств больше, чем в 2010 году. В результате принятых мер фактическим исполнением в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона окончено 50 исполнительных производств (в АППГ – 26 исполнительных производств), из них 7 исполнительных производств о предоставлении жилых помещений детям – сиротам исполнено Администрацией МР «Сухиничский район» (2) и Городской Управой г. Калуги (5).

По состоянию на 01.01.2012 на исполнении в структурных подразделениях Управления находилось 7 исполнительных производств о предоставлении гражданам жилых помещений во внеочередном порядке, а именно:

- 1 исполнительное производство об обязании Администрации г. Обнинска предоставить жилое помещение Т. во внеочередном порядке в связи
с заболеванием ребенка;

- 2 исполнительных производства об обязании Администрации г. Обнинска предоставить жилые помещения Б. и Г. во внеочередном порядке в связи с заболеванием;

- 4 исполнительных производства о предоставлении жилых помещений детям-сиротам (2 исполнительных производства в отношении Администрации МО «Поселок Мятлево», 1 исполнительное производство в отношении Администрации МО «Поселок Воротынск», 1 исполнительное производство в отношении Администрации МО ГП «Город Малоярославец»).

Исполнение судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений является наиболее сложной категорией исполнительных производств. Результаты работы по указанным исполнительным производствам еженедельно рассматриваются на оперативных совещаниях при главном судебном приставе Калужской области либо заместителе главного судебного пристава Калужской области с выработкой мероприятий, направленных на фактическое исполнение судебных решений.

Ежеквартально Губернатору Калужской области, прокурору Калужской области, Городскому Голове г. Калуги, а также главам администраций муниципальных образований Калужской области направляются списки исполнительных производств о предоставлении гражданам жилых помещений, находящихся на исполнении, с предложением рассмотреть возможность внесения в бюджет денежных средств с учетом необходимости исполнения решений судов.

В некоторых муниципальных образованиях пытаются различными способами решить проблему исполнения решений судов.

Например, в МО «Город Калуга», из-за отсутствия свободных жилых помещений,  вопрос исполнения решений судов о предоставлении социального жилья внеочередникам пытаются решить посредством изменения способа исполнения решения суда (обязательство предоставить жилое помещение в натуре заменяется на обязательство выплатить гражданину рыночную стоимость подлежащего предоставлению жилого помещения). В бюджете МО «Город Калуга» на 2012 год на исполнение решений судов о предоставлении гражданам социального жилья предусмотрено 10 млн. рублей.

Однако, приведенный пример, исключение, нежели правило. Для большинства муниципальных образований Калужской области из-за финансовых проблем исполнить решение суда о предоставлении жилья проблематично. Средства в муниципальных бюджетах на исполнение решений судов о предоставлении жилья не предусматриваются.

IV. ПРОБЛЕМА ПОСТАНОВКИ НА ЖИЛИЩНЫЙ УЧЕТ ГРАЖДАН,

ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ

 ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ МАЛОИМУЩИМИ

КУполномоченному поступают жалобы от граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, но которые не могут быть поставлены на жилищный учет для предоставления жилья органами местного самоуправления в связи с тем, что не относятся к категории малоимущих.

Так, 15.02.2012 к Уполномоченному поступила жалоба К. (дело № 243-12) с просьбой оказать содействие в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и переселении из жилого помещения, непригодного для проживания. Заявителю К. принадлежит на праве собственности жилое помещение общей площадью 32,1 кв.м., расположенное в г. Калуге. Совместно с К. по данному адресу зарегистрированы и проживают ее сын, дочь и внук. В начале 2010 года в цокольном этаже дома (1943 года постройки), произошел пожар, в ходе которого весь этаж выгорел, при пожаре пострадали межэтажные перекрытия.

Согласно акту № 376 от 01.09.2011 городская межведомственная комиссия установила, что принадлежащее К. жилое помещение не подлежит капитальному ремонту и реконструкции и является непригодным для проживания. Постановлением городской управы г. Калуги № 4670 от 12.09.2011 данное жилое помещение признано непригодным для проживания.

К. обратилась в Управление городского хозяйства г. Калуги с заявлением о  включении ее семьи в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма. 26.01.2012 ее семье было отказано в постановке на жилищный учет. Отказ был аргументирован тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения предоставляются по договорам социального найма только малоимущим гражданам, признанным таковыми в соответствии с действующим законодательством, а семья заявителя таковой не является (доход оказался больше на 300 рублей).

В результате, К. и члены ее семьи вынуждены проживать в жилом помещении, опасном для жизни, так как дом в любой момент может разрушиться.

Ситуация с постановкой на жилищный учет граждан, проживающих в домах непригодных для проживания была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 05.03.2009 № 376-О-П по жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ). 

Конституционный Суд РФ разъяснил, что федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Не оспаривая правомерности отказа муниципальных властей в постановке семьи К. на жилищный, учет Уполномоченный обращает внимание на следующее. 

Статьей 13 Жилищного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Частью 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено право субъекта Российской Федерации принять региональный нормативный правовой акт, регулирующий порядок предоставления жилого помещения по договорам социального найма иным категориям граждан, признанным по установленным законодательством основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

К сожалению, на сегодняшний день нормативного правового акта Калужской области, принятого в соответствии с пунктом 4 ст. 13 и частью 3 ст. 49 ЖК РФ, который позволил бы этой и иным категориям граждан, предусмотренных законодательством, встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях нет. В результате,  такие как К. и члены ее семьи, не имея иного жилого помещения, и средств на приобретение (строительство) другого жилья, вынуждены на свой страх и риск проживать в доме, где существует реальная угроза их жизни и здоровью.

Анализ законодательства иных регионов показал, что многие субъекты РФ  приняли региональные законы о предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда. К примеру, законом Кемеровской области от 17.11.2006 № 129-ОЗ предусмотрено право получения жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма гражданами, проживающим в ветхом и аварийном жилье. Законом Орловской области предусмотрено право на получение жилых помещений жилищного фонда Орловской области гражданами, проживающими в жилищном фонде Орловской области, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Законом Астраханской области от 10.10. 2006 N 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» установлено, что жилые помещения по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; гражданам, больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза.

Аналогичные законы, предусматривающие предоставление жилья за счет средств субъекта без признания граждан малоимущими, приняты и действуют в ряде других регионов.

03.03.2009 по жалобе А. (дело № 1266-08) Уполномоченный обращался в адрес Губернатора Калужской области с просьбой рассмотреть вопрос о возможности разработки и принятия нормативного акта, регулирующего порядок постановки на учет категорий граждан, установленных ч. 3 ст. 49 ЖК РФ. Письмом от 26.03.2009 Уполномоченному было сообщено, что министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области разработан проект закона Калужской области «О реализации прав граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Калужской области по договорам социального найма». Законопроект представлялся для согласования в администрацию Губернатора Калужской области, однако был направлен на доработку в связи с наличием многочисленных концептуальных замечаний. В результате, до настоящего времени такой закон в Калужской области не принят.

06.03.2012 исх. № 243-12/405 Уполномоченный повторно обратил внимание Губернатора Калужской области на существующий пробел в региональном законодательстве в части обеспечения жильем по договорам социального найма граждан иных категорий,  определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие такого нормативного правового акта Калужской области будет играть важную роль в защите прав граждан на жилище. Однако письмом от 10.04.2012 № К-1144-08 в разработке такого закона было отказано. Отказ мотивирован тем, что Калужская область не располагает государственным жилищным фондом.

V. ВЫВОДЫ

Проведенный мониторинг соблюдения органами местного самоуправления Калужской области прав граждан на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, исполнения органами местного самоуправления Калужской области решений судов о предоставлении гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, показал следующее:

1. Со стороны органов местного самоуправления имеют место нарушения прав граждан на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди. Названные нарушения на территории Калужской области носят системный характер.

В качестве основных причин нарушений прав граждан на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди следует назвать:

1) отсутствие свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования;

2) строительство муниципального жилья социального использования не ведется.

Вместе с тем, следует отметить, что в некоторых муниципальных образованиях Калужской области в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, принятых в соответствии с ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», строится жилье.Посредством реализации указанных программ частично решается проблема жилищного обеспечения такой категории внеочередников как граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

3) у органов местного самоуправления отсутствуют средства на строительство муниципального жилья или его покупку. Средства в бюджетах муниципальных образований на эти цели не предусматриваются.

2. Исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма – еще одна проблема, с которой сталкиваются граждане и органы местного самоуправления.

В качестве причин неисполнения или несвоевременного исполнения решений судов о предоставлении жилья по договорам социального найма следует назвать:

- отсутствие свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования;

- отсутствие строительства муниципального социального жилья;

- в бюджетах муниципальных образований Калужской области на исполнение решений судов о предоставлении жилья по договорам социального найма, средства, как правило, не предусматриваются.

3. Уполномоченный по правам человека в Калужской области осознает сложность ситуации, в которой оказались муниципалитеты. Но и руководству органов местного самоуправления необходимо понимать, что с них никто не снимал обязанности по предоставлению муниципального жилья гражданам вне очереди. Эту обязанность необходимо выполнять надлежащим образом, не допускать нарушение конституционного права граждан на жилище. 

4. По инициативе Уполномоченного по правам человека в Калужской области распоряжением Губернатора Калужской области от 25 мая 2010 года № 62-р в целях решения комплекса вопросов, связанных с внеочередным предоставлением жилых помещений по договору социального найма категорий лиц, перечисленных в ст. 57 ЖК РФ, была создана межведомственная рабочая группа. К сожалению, рабочая группа прекратила свою деятельность 23 июля 2010 года. Конкретных мер, направленных на решение проблемы жилищного обеспечения внеочередников, выработано так и не было.

5. Проблему обеспечения жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Калужской области и имеющих право на получение жилья вне очереди, решить только за счет бюджетных средств муниципальных образований Калужской области, на сегодняшний день практически не представляется возможным. Об этом говорят сами представители органов местного самоуправления. В ответах, направленных Уполномоченному органами местного самоуправления сообщается, что для решения проблемы жилищного обеспечения внеочередников необходима финансовая помощь федера

Скачать файл (894.5 Кб)


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код: