Библиотека

Сергей Степанов "РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ".


Статья Исполнительного директора Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования

Обязательное медицинское страхование введено в России в 1993 году в соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и обеспечивает конституционное право граждан на медицинскую помощь, предоставляемую за счет средств обязательного медицинского страхования.

Защита прав граждан на получение качественной медицинской помощи является одним из важнейших направлений деятельности  системы обязательного медицинского страхования.

Работа Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций по защите прав граждан строится в соответствии федеральными и территориальными нормативно-правовыми документами. В фонде и страховых медицинских организациях созданы и  работают отделы защиты прав застрахованных, определен порядок работы с обращениями граждан, сроки их рассмотрения, налажен учет обращений.

Как известно, лучшей профилактикой возможных проблем, возникающих у пациентов при получении медицинской помощи,  является знание причин их возникновения. Для того чтобы знать, в каком направлении сегодня необходимо сконцентрировать работу, и направить усилия на предупреждение возможных нарушений прав и законных интересов застрахованных граждан, регулярно проводится анализ обращений граждан, поступающих как в областной фонд, так и в страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность по обязательному медицинскому страхованию на территории Калужской области.

Защита прав граждан ведется по нескольким направлениям:

- имеется сайт Калужского областного фонда  ОМС, через который граждане могут быть проинформированы по вопросам, касающимся обязательного медицинского страхования;

- в отделах защиты прав застрахованных фонда ОМС  и СМО работают телефоны «Горячая линия»:  в фонде - 72-45-46, в ЗАО «МАКС-М» - 50-96-89, в ОАО «РОСНО-МС» - 54-73-58;

- создан институт представителей страховых медицинских организаций в трех крупных областных учреждениях;

- ведется постоянная работа с письмами и устными обращениями граждан;

- проводится разбор поступающих жалоб;

- отработан и действует механизм возврата пациентам, незаконно затраченных при получении медицинской помощи, денежных средств (за медикаменты в период стационарного лечения, либо за оплату медицинской помощи, входящую в программу ОМС);

- проводится  несколько видов экспертной работы, в том числе – экспертиза качества медицинской помощи;

- изучается удовлетворенность граждан полученной медицинской помощью путем проведения анонимного анкетирования пациентов, результаты которого доводятся до сведения министерства здравоохранения Калужской области и непосредственно лечебного учреждения;

- с целью повышения информированности граждан о своих правах при получении медицинской помощи, издаются плакаты, брошюры, памятки. При обходе отделений проводится индивидуальное информирование граждан путем бесед и разъяснений о правах при получении медицинской помощи.

Население информировано о работе фонда и страховых медицинских организаций по защите прав граждан, что подтверждают данные проводимого анкетирования и работа телефонов «Горячей линии», по которым за шесть месяцев текущего года поступило 5704 обращения.

Анализ показал, что в результате проводимой работы общее количество обращений в нашей области  имеет тенденции к увеличению. Так за первое полугодие 2010года обратилось 27669 граждан, за тот же период 2009 г. – 27213, соответственно.

Необходимо отметить, что за первое полугодие 2010 г. сотрудниками фонда и страховых медицинских организаций проведено 1767 консультаций по вопросам медицинской помощи, оказываемой в рамках системы ОМС; принято 25746 заявлений, не связанных с нарушением реализации прав и законных интересов граждан, касающихся выдачи и обмена полисов обязательного медицинского страхования (более 98%); рассмотрено 155 жалоб, из которых 57% признаны обоснованными.

Обоснованные жалобы по структуре распределились следующим образом:

-  организационные нарушения в работе лечебных учреждений – 28%.

- взимание денежных средств за медицинскую помощь по ОМС  – 20,2%;

- отказ в медицинской помощи по ОМС –18%;

- качество медицинской помощи – 12,4%;

- лекарственное обеспечение –11,2%;

- выбор врача – 4,6%;

- на грубость медицинского персонала поступило 3,4%;

- санитарное состояние лечебных учреждений стало причиной обращения с устной жалобой  2,2% пациентов.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.