Библиотека

Владимир Маймусов "НАША ЗАДАЧА – ПОВЫСИТЬ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ ".


Статья Директора ГОУ «Думиничский детский дом».

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и принятые к нему поправки обусловили появление нового социального и государственного заказа на удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников социальных учреждений: формирование их социальной мобильности и адаптации к меняющимся условиям.

 Задача, стоящая перед сотрудниками детского дома, заключается не столько в том, чтобы обеспечить подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, хорошие социальные условия жизни, сколько в том, чтобы помочь молодым людям изменить свое отношение к сложившейся ситуации, инициировать собственную  активность в решении своих проблем.

Значительную роль в оперативном и правильном решении этих задач играет окружение.  Нормальное  социальное развитие подростков возможно только в адекватной социальной среде и при наличии адекватных социальных контактов. И в этой связи, нам было очень важно организовать культуросообразные пространства, которые выходили бы за пределы не только учреждения, но и  поселка.  Наши воспитанники учатся в общеобразовательных школах, посещают секции и клубы, но особую ставку в данной работе мы сделали на волонтеров из числа социально успешных людей, готовых неформально общаться с детьми, поддерживать с ними отношения и вне проводимых общих дел. В ноябре 2009 года на круглом столе, проводимом в рамках выставки «Мир и Клир», мы заявили эту проблему, и нашли поддержку у организаторов выставки. Но первый шаг в этом направлении был предпринят нами ранее. В декабре 2008 года нами был подписан договор о сотрудничестве с психологическим факультетом КГПУ им. К.Э. Циолковского и Лабораторией социальной адаптации детей Института социальных отношений КГПУ. В рамках данного договора детский дом предоставил площадку для прохождения практики студентами университета, а также был включен в число учреждений - участников апробации программ социальной адаптации подростков.

Общение с молодыми людьми, имеющими актуальные цели сверхличностного плана, подготовили хорошую почву для коррекции и развития личностного потенциала подростков. В 2009 году, результаты диагностики определения ведущих тенденций в поведении подростков детского дома, и  выявления степени риска склонности к отклоняющемуся поведению (методика А.Н.Орел) показали, что  диссоциации известных норм поведения и реальных нет. Деликвентные и нонкомформистские тенденции не выявлены. У 40% воспитанников  ярко выражена установка - соблюдать даже малозначительные социальные нормы. Группу риска составляют 5 воспитанников имеющих низкий уровень социального самоконтроля, не склонных скрывать собственные ценности. Данные воспитанники поставлены на внутренний контроль в детском доме.

В 2008 году началось проведение еще одного социально значимого эксперимента: администрация детского дома обратилась с предложением к руководству профтехучилища поселка Думиничи о предоставлении подросткам, проживающим в детском доме, возможности получить профессиональное образование по одной из рабочих профессий. Данный проект основывался исключительно на соблюдении интересов подростков, имеющих  выраженное снижение учебной мотивации. Доступное профессиональное образование способствовало формированию новых компонентов и новообразований в умственной и мотивационной сферах. Повысило не только интерес к собственному образованию вообще, но и позволило получить необходимый ресурс для выбора будущей профессии. Подростки, окунувшись в новую, более успешную деятельность, научились  соотносить свои возможности со своими  потребностями и потребностям общества. Мониторинг психоэмоционального состояния воспитанников, обучающихся в профтехучилище, показал, что у всех учащихся диагностируется стремление расширить поле деятельности и оптимистический взгляд на будущее. Проект  реализуется без ущерба  для психофизического состояния детей и имеет хорошие результаты: количество детей выпускающихся в самостоятельную жизнь без профессиональной подготовки минимизируется. Если по объективным причинам выпускник детского дома не сможет продолжить обучение в системе профессионального образования, он уже будет иметь подготовку по рабочей профессии, которая поможет ему расширить спектр областей трудоустройства, а значит, снизит риск социальной дезадаптации. В прошедшем 2009 году 10 выпускников детского дома получили дипломы о начальном профобразовании, в новом году  подтвердили профессиональную компетенцию  шесть  воспитанников.

Участие детей в общественных работах, в рамках летней кампании, проводимой отделом молодежи и Центром занятости населения, также  способствует адаптации детей к современным экономическим условиям жизни. Чтобы получить опыт планирования и в практической деятельности выработать жизненно важные умения, в детском доме круглогодично функционирует блок социальной адаптации – квартира, куда по графику отселяются старшие воспитанники. Исходя из действующих норм, молодые люди самостоятельно планируют свои расходы, приобретают продукты питания, полностью себя обслуживают. Куратор, закрепленный за молодыми людьми, выполняет консультативную функцию, а также следит за соблюдением техники безопасности  и пожаробезопасности,  своевременно принимает меры в экстренных случаях.

Еще одно значимое направление работы – введение  подростков в общественные отношения через полезную деятельность. Преодолеть иждивенческие позиции без включения детей в значимую, полезную деятельность невозможно. Важные условия организации общественно-полезных дел:

- труд  должен быть посильным и доступным;

- практическая работа должна быть результативной, то есть, важна ориентация на быстрый, конкретный, приносящий пользу результат труда, чтобы поддерживать активность друзей, приносить им удовлетворение, формировать у них положительное отношение к  труду;

 В рамках данной работы мы организовали реализацию всех социальных проектов. Так, в 2009-2010 учебном году успешно реализовывались: проект социального партнерства с жителями дома престарелых поселка Новослободск и  проект «Наш двор». Были организованы два мероприятия для воспитанников детского сада, акция к Дню Победы «Письмо ветерану» и «Тимуровское поручение».  В результате проведения данных программ в поведение воспитанников наметились положительные изменения. Во-первых, произошла ориентация общественной направленности личности. Подростки получили удовольствие не от того, что кто-то что-то сделал для них, а от того, что они сами стали полезными для других. Во-вторых, у детей в большей степени  стали проявляться такие общественно значимые качества, личности, как сплоченность, инициатива. В связи с чем, работа Совета дела,  Мужского совета стала более осознанной.

В 2009 году в детском доме появился собственный печатный  орган.

Хорошей традицией стали брифинги пресс-центра, поднимающие актуальные проблемы. Совместное обсуждение значимых целей увеличило продуктивность последующей деятельности.

Ежегодно, на  каникулах, мы стараемся   организовывать походы и полевые лагеря. Это не просто форма активного отдыха, но и прекрасный жизненный тренинг. Туризм – один из действенных коррекционных психолого-педагогических методов, дающий хороший результат в работе с молодыми людьми. Ведь подростковый возраст – время личностного самоопределения, обладающее высоким потенциалом экзистенциальности. Полевой лагерь и поход – идеальное место для неформального общения. В экстремальных условиях эффективнее проходит коррекция рассогласований личностных отношений подростка к себе, к другим, к собственной деятельности. В походе раскрываются не только слабые, но и сильные стороны личности, у каждого появляется шанс повысить свой статус в коллективе. Поход дает возможность войти в общественные отношения через полезную деятельность, через социально-приемлемые формы отношений. Педагогам из опыта известно, как трудно изменить сложившуюся систему взаимоотношений в детском коллективе. Даже ежедневные беседы не делают детей терпимее друг к другу. Экстремальные условия заставляют каждого участника похода заново осознать свое место в настоящем, а это дает возможность выбора. В течение года мы совершаем 3-5 походов, а в летний период - 2-3 полевых лагеря. И в походы, и в лагеря мы приглашаем всех желающих детей поселка, которые учатся вместе с нашими воспитанниками или просто дружат с ними. Конечно же, это создает некоторую конкуренцию, но в то же время и педагогическое воздействие похода становится более эффективным, опосредованным влиянием референтной группы..

Сегодня детский дом  – это живой организм, объединяющий в себе не только учебно-развивающую, но и спортивную и социально-экспериментальную работу. В Думиничском детском доме всего 29 подростков, у некоторых за плечами не одно учреждение. У каждого своя история и своя трагедия. Но  поскольку все они попали в детский дом уже подростками, времени на «исправление» ошибок и определение новых жизненных перспектив не так уж и много, поэтому использовать его надо бережно и эффективно, находя самые оптимальные способы социализации молодых людей в контексте их жизненной перспективы.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.