Библиотека

Юрий Зельников "Проблемные вопросы социальной поддержки детей войны и тружеников тыла".


Статья Уполномоченного по правам человека в Калужской области.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…

Б. Окуджава

   В адрес Уполномоченного по правам человека в Калужской области нередко обращаются граждане, чьи родители погибли (пропали без вести) в годы Великой Отечественной войны, и которым на момент окончания Великой Отечественной войны было менее 18 лет (так называемые дети войны), с ходатайством об установлении им мер социальной поддержки. Сиротам войны пришлось хлебнуть немало горя и забот. Многие из них оказались в детских домах.

   По обращению председателя Калужской региональной общественной организации «Память сердца» З.В. Казаковой еще в 2005 году мной, как Уполномоченным, предпринимались попытки инициировать введение мер социальной поддержки для этой категории граждан на федеральном уровне. На мой запрос в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина был получен ответ от заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации А.Ю. Левицкой, согласно которому решение данного вопроса на федеральном уровне не планируется. Было предложено решить вопросы социальной поддержки данной категории граждан за счет средств субъекта Российской Федерации.     

В 2007 году в мой адрес обратился Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин с просьбой изучить вопрос об инициировании принятия Закона Калужской области, предусматривающего меры социальной поддержки  граждан, чьи родители погибли (пропали без вести) в годы Великой Отечественной войны. По мнению В.П. Лукина, опыт законодателей Астраханской области по этому вопросу заслуживает поддержки и распространения.

   В связи с этим мною был направлен запрос Губернатору Калужской области с просьбой рассмотреть предложение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина. К сожалению, в результате совместного рассмотрения данного вопроса министерством труда, занятости и социальных выплат Калужской области, министерством здравоохранения и социального развития Калужской области, министерством финансов Калужской области и правовым управлением Губернатора Калужской области было принято решение не инициировать разработку вышеназванного закона Калужской области с учетом того, что меры социальной поддержки для пожилых людей предусмотрены целым рядом федеральных и областных законов.

   В настоящее время, учитывая год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и проводимую в связи с этим государственную политику, полагаю необходимым еще раз вернуться к рассмотрению вопроса об установлении особых мер социальной поддержки для граждан, чьи родители погибли (пропали без вести) в годы Великой Отечественной войны, и которым на момент окончания Великой Отечественной войны было менее 18 лет (дети войны).

   В связи с этим Уполномоченный внес предложение руководству Законодательного Собрания Калужской области рассмотреть возможность обратиться в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации по данному вопросу.

«Все для фронта, все для победы!» Это лозунг времен войны знал в свое время каждый гражданин СССР.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Федерального Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определены категории граждан, которые могут быть отнесены к труженикам тыла, это:

- лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 г. по 9.05.1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР;

- лица, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

В соответствии с Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны.., утвержденной Постановлением Минтруда от 11.10.2000 № 69, документами, которые могут служить основанием для выдачи вышеназванным лицам удостоверений о праве на льготы, являются трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период не менее 6 месяцев, либо удостоверения о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. В то же время подтверждение трудовой деятельности в годы ВОВ свидетельскими показаниями не предусмотрено.

Данное положение сильно затруднило гражданам возможность доказать факт работы в годы войны. Особенно это касается тех, кто работал в колхозах, где не всегда велись учетные записи, а многие архивы не сохранились вовсе.

Выходом из положения могла бы быть выдача удостоверения к медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», которое может служить основанием для установления статуса труженика тыла. Для этого в наградной отдел администрации Губернатора Калужской области предоставляется выписка из пенсионного дела, где стаж работы в годы ВОВ подтверждался свидетельскими показаниями. Но при этом стаж работы в годы ВОВ должен быть уже не менее года.

Установить факт работы в тылу во время Великой Отечественной войны можно также, обратившись в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение. В этом случае удостоверение труженика тыла выдается органом социальной защиты населения на основании судебного решения. В суде могут быть использованы свидетельские показания, но суд вправе счесть такие показания недостаточными.

При этом к свидетельским показаниям, как правило, предъявляются следующие требования:

1. Свидетелей должно быть не менее двух.

2. Свидетели должны  знать заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе, ином кооперативе или в одной системе и располагать документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя.

Есть и другие тонкости. Так, в соответствии со ст.135 Кодекса законов о труде РСФСР, принятого сессией ВЦИК IX созыва в 1922 году, и действовавшего до 1971 года, запрещался прием на работу лиц моложе 16 лет. В исключительных случаях инспекторам труда предоставлялось право, на основании специальной инструкции, издаваемой Народным Комиссариатом Труда по Соглашению с Всероссийским Советом Профессиональных Союзов, давать разрешения  о поступлении на работу малолетних, но не моложе 15 лет. Кроме того, согласно ст.173 Кодекса законов о труде РФ от 1971 года прием на работу лиц моложе 15 лет не допускался. 

Таким образом, лица в возрасте до 16 лет не могли работать постоянно в качестве рабочих, поскольку являлись учениками  общеобразовательной школы. По общему правилу их работа подлежала зачету  в общий трудовой стаж, начиная с 15-летнего возраста. Исключение из общего правила исчисления стажа по свидетельским показаниям было установлено лишь для повышения пенсий граждан, работавшим в колхозе в годы ВОВ во время школьных каникул. В этом случае, согласно указанию Минсоцзащиты РФ от 26.03.1993 № 1-28-У в стаж, дающий право на получение пенсии, засчитывалась работа не ранее, чем с 12-летнего возраста. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 4.06.1997 № 29 данное указание признано утратившим силу.

Действительно, Указом Президента РФ от 10.12.1993 № 2123 в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу подтверждения стажа работы в годы ВОВ было предусмотрено, что повышение пенсии гражданам, родившимся до 31.12.1931 г. включительно, производится без истребования доказательств времени работы. Данный Указ, действительно, предоставлял право на повышение пенсии как труженикам тыла, но не право на получение удостоверения труженика тыла.

            Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 2123 "О повышении пенсии в соответствии с пунктом "ж" статьи 110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 г.» действительно утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 24.06.2002 N 648 «О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

            Принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» была произведена реформа пенсионной системы и введен новый порядок исчисления и повышения пенсий. Вследствие этого Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 2123 перестал быть актуальным. Сам Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", на основании которого был издан Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 2123, также утратил силу.

            Таким образом, для того, чтобы гражданам, работавшим в колхозе в годы ВОВ во время школьных каникул и родившимся до 31.12.1931 г. включительно, присвоить звание труженика тыла без истребования документальных доказательств времени работы в тылу, необходимо внести кардинальные изменения в Инструкцию о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны,…, утвержденной Постановлением Минтруда от 11.10.2000 № 69, относительно документов, которые могут служить основанием для выдачи вышеназванным лицам удостоверений о праве на льготы.

            Кроме того, в связи с тем, что меры социальной поддержки для тружеников тыла с 1.01.2005 года переданы на уровень субъекта, и финансирование их льгот производится за счет региональных бюджетов, регионам необходимо подготовиться к тому, что в этом случае на областной бюджет ляжет львиная доля расходов по финансированию мер социальной поддержки труженикам тыла.

            Полагаю, что подобная ситуация несправедлива как к уважаемым труженикам тыла, так и по отношению к регионам, особенно дотационным. И данный вопрос необходимо решать на федеральном уровне.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.