Библиотека

Игорь Аверкиев "С ЧИНОВНИКАМИ НУЖНО ГОВОРИТЬ НА ИХ ЯЗЫКЕ".


Статья председателя Пермской гражданской палаты.

- Игорь Валерьевич, Пермская гражданская палата (ПГП) существует почти 14 лет. Для правозащитной организации – это солидный возраст. В чем секрет такого успешного долголетия?

- Пермская гражданская палата создана 10 апреля 1996 года. Но вначале был организован Пермский региональный правозащитный центр, существующий по сей день. Его создали местные отделения демократических партий в 1994 году как классическую правозащитную организацию, которая должна была отстаивать права конкретных людей. А к 1994 году стало ясно, что правозащитный центр – единственная организация в городе, где бесплатную правовую помощь могут получить не только граждане, но и общественные организации, которые просто потянулись за этой помощью. Приходили к нам люди из НКО в основном с юридическими вопросами: от регистрации организаций и до судов с властями.

Мы поняли: есть отдельный спрос, который не совпадает с правозащитным. Чтобы его покрыть, так  и создали  Гражданскую палату. На тот момент в ее задачи входило оказывать поддержку – правовую, информационную, PR-поддержку общественным организациям, помогать им вставать на ноги, защищаться от власти, если это необходимо. Сейчас эта функция трансформировалась: ПГП помогает не столько организациям, сколько инициативным группам граждан, так называемым группам общественных интересов – людям, которые объединились, чтобы продвинуть или защитить свой интерес, но не создали при этом формальной организации. Ключевая компетенция Пермской гражданской палаты - гражданская политика, взаимодействие с властью в общественных интересах.

 

- На счету пермских правозащитников ряд уникальных инициатив: экологи добивались переселения микрорайонов, призывники за много лет до принятия закона об альтернативной гражданской службе добивались в суде права на альтернативную службу, «градозащитники» берут город под свою ответственность… Акция гражданского контроля общественного транспорта, инициированная ПГП, из того же ряда?

 

- Я надеюсь, она недолго будет оставаться уникальной и будет воспроизводиться во многих городах России. Но пока она действительно особенная, поскольку нигде, кроме Перми, общественный контроль в таком виде еще не реализовывался. Что это значит? Сама технология общественного контроля используется в Перми уже более десяти лет: например, в интернатских учреждениях, или исправительных учреждениях, чем мы и продолжаем заниматься. Но особенность новой нашей работы в том, что мы стали использовать форму гражданского контроля не только в сфере защиты прав человека в закрытых учреждениях, но распространили ее на более широкий спектр общественных отношений и проблем: работа транспорта, чистота улиц, обслуживание пациентов в поликлиниках, продажа подросткам алкоголя и т.д.

 

- Какими целями  руководствовались, когда запускали гражданский контроль над общественным транспортом в г. Перми?

 

- Мы хотели добиться повышения качества пассажироперевозок, провести оценку работы городского общественного транспорта с точки зрения соблюдения прав и интересов пассажиров. Основной задачей являлось выявление нарушений правил, стандартов и других публичных обязательств органов местного самоуправления в отношении городских пассажирских перевозок. При этом наша команда оценивала соблюдение интервалов движения, своевременность начала и окончания движения по маршрутам, информирование пассажиров о маршрутах и интервалах движения. Мы провели мониторинг 59 автобусных, 12 троллейбусных и 10 трамвайных маршрутов. Организатором гражданского контроля стала Пермская гражданская палата, а участниками – 85 общественных наблюдателей от 16 общественных организаций.

 

- Какими были результаты контроля?  Как общественники довели их до сведения муниципалитета?

 

- Было проведено три этапа контроля транспорта. В результате были выявлены нарушения движения транспорта, особенно в вечернее время, на остановочных пунктах отсутствуют информационные таблички и т.д.  Когда  результаты контроля оглашались перед представителями власти и журналистами, заместитель главы администрации Перми Надежда Кочурова сказала двусмысленную фразу о том, что «нигде не прописан механизм реагирования власти на гражданский контроль».

С одной стороны, это может быть и смешно. Но, с другой стороны, она как чиновник права. Чтобы добиться успеха, нам нужно учитывать особенности контрагента. Иначе, если говорить с чиновником не на его языке, мы сами не будем услышаны и поняты. В административном дискурсе существуют установленные законом типы реагирования на обращения граждан. Как правило, обращения граждан классифицируются как жалоба. На жалобу, как известно, отвечают устранением  конкретного правонарушения. Но когда в администрацию поступает предложение по исправлению проблемной ситуации в целом, чиновники теряются, потому что такое обращение жалобой не назовешь. Как реагировать на подобного рода документы, они пока не знают и не понимают. Не могут же наши чиновники тут же взять под козырек и на следующий день запустить реформу общественного транспорта? Именно поэтому мы сейчас договорились с представителями администрации о том, что необходимо разработать конкретную законную форму реагирования на результаты гражданского контроля. 

Все решили, что это должно быть заключение. В результате гражданского контроля вырисовывается общественная проблема, по которой власть и делает заключение. В заключении по результатам гражданского контроля орган власти заявляет о том, что признаёт, а что не признаёт в результатах контроля и объявляет меры по устранению выявленных нарушений. Форма заключения заставляет власть дать политическое обязательство по исправлению ситуации, если власть согласна, что проблема есть, а если не согласна, то в заключении должна аргументировано доказать, что всё хорошо, а наше дело -  доказывать обратное, в том числе, и через суд. Это очень важно.

- Как в целом можно оценить гражданскую активность населения Пермского края?

- Она средняя для России. У нас чуть более активно гражданское сообщество, которое работает полупрофессионально или профессионально. Активность этого узкого слоя в Прикамье выше, чем в других регионах.

- Какие  проекты сегодня реализуются  ПГП, в каких направлениях работаете?

- Главное направление – консультационная правовая поддержка инициативных групп, всевозможных коллективных действий. Затем – все, что касается продвижения, закрепления и развития института гражданского контроля. Мы специализировались на контроле закрытых и полузакрытых учреждений, а сейчас задача – расширить этот спектр до гражданского контроля за действиями властей, за выполнением ею социальных обязательств: реализация национальных проектов, работа муниципального транспорта, снабжение населения лекарствами и так далее. Гражданский контроль – это один из главных инструментов, который мы продвигаем не только в Пермском крае, но и в России.

- С какими вопросами чаще всего люди обращаются в палату?

- В последнее время – в основном с проблемами, касающимися защиты разных «коммунальных» прав: уплотнительная застройка, экология, строительство, взаимоотношение ОТОСов с крупными фирмами и так далее.

- Игорь Валерьевич, Вас часто называют правозащитником. Но Вы как-то упомянули, что им не являетесь. Так кто же Вы?

- В русском языке еще нет устойчивых терминов, описывающих деятельность, которой занимаюсь я и еще несколько десятков человек в стране. Все это мы называем гражданской политикой. Я гражданский политик в том смысле, что пытаюсь влиять на власть в общественных интересах, но сам на власть не претендую ни каким образом. И не собираюсь в нее входить.

Я не правозащитник потому, что уже много лет не занимаюсь защитой прав конкретных людей. Я пытаюсь помочь защитить права и интересы больших групп людей – то есть общественные интересы, реализация которых создает блага сразу для многих. Раньше было как? Человек приходит к нам со своими проблемами, и тогда я и наши сотрудники защищали его личные права. Сейчас этим не занимаемся. Теперь мы помогаем и только группам людей, более или менее сплоченным желанием решить общую проблему и готовым самолично защищать свои права и интересы. Если они при этом чего-то не знают или не умеют, тогда и обращаются к нам. Наше дело – квалифицированно объяснить и научить, но не защищать за них их права.

ПГП в цифрах:

• За 14 лет существования ПГП дано более 700 консультаций более 350 некоммерческим организациям и инициативным группам.

• Ежегодно под патронажем организации находится 8-12 гражданских инициатив.

• С миссией гражданского контроля посетили более 45 закрытых и полузакрытых учреждения.

• Оказана правовая и методическая помощь в разработке около 150 уставов создающихся НКО.

• Разработано более 15 проектов нормативных актов, в том числе 5 законопроектов, из них 3 законопроекта приобрели статус региональных законов: «Об Уполномоченном по правам человека...», «О социальном заказе», «О благотворительной деятельности».

• По инициативе или при активном участи организации были созданы около 30 общественных организаций.

• Подготовлено около 40 экспертных заключений по законопроектам и др. нормативным актам федерального, регионального и местного значения.

• Проведено 56 гражданских экспедиции в 35 населенных пунктов.

• Разработаны, апробированы, изданы и распространены десятки гражданских технологий и методик.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.