Библиотека

Евгения Коптева "РОСПОТРЕБНАДЗОР НА СТРАЖЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ "


Статья начальника отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области

Федеральная служба по защите прав потребите­лей и благополучия человека Министерства здра­воохранения и социального развития создана в 2005 году. В ее функции входит контроль за соблю­дением требований «Закона о защите прав потре­бителей» во всех сферах рынка товаров и услуг.

Учитывая, что защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) в условиях реформирования жилищного сектора экономики является одной из важнейших социально зна­чимых функций государства, проведение системати­ческого и целенаправленного государственного кон­троля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирую­щих отношения в указанной области, продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в деятельности как самой Федеральной службы по над­зору в сфере защиты прав потребителей и благополу­чия человека, так и ее территориальных органов.

Начиная с создания Федеральной службы и до настоящего времени, Роспотребнадзор проводит активную надзорную и организационно-методи­ческую работу, направленную на формирование у исполнителей услуг ответственного и профессио­нального подхода к вопросам обеспечения прав потребителей в жилищной сфере на основе соче­тания административных и гражданско-правовых механизмов их защиты.

Тем не менее, несмотря на предпринимаемые шаги, необходимо отметить значительное число обращений граждан по поводу нарушения их прав при исполнении соответствующими контрагента­ми взятых на себя договорных обязательств в сфе­ре правоотношений с предоставлением жилищ­но-коммунальных услуг.

Основу этих претензий потребителей, как пра­вило, составляют:

- несоблюдение соответствующими организа­циями и предприятиями-исполнителями жилищ­но-коммунальных услуг требований действующе­го законодательства по оформлению договорных отношений;

- навязывание условий предоставления жилищ­но-коммунальных услуг, ущемляющих права по­требителей;

- несоблюдение установленного порядка начи­сления и оплаты жилищно-коммунальных услуг;

- нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от ис­полнения соответствующих обязательств, связан­ных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан;

- невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему со­держанию общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш), техниче­скому обслуживанию лифтов и соответствующих приборов учета, вывозу бытовых отходов и содер­жанию придомовой территории и т.д.

Данные вопросы напрямую сопрягаются с теми проблемами жилищного сектора, на решение ко­торых направлен приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражда­нам России», основу которого составляет Феде­ральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, имеющая целью комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функциониро­ванию и развитию жилищной сферы, обеспечи­вающая доступность жилья для граждан, безопас­ные и комфортные условия проживания в нем.

В этой связи соответствующая деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассматривается как важнейший эле­мент государственных гарантий жилищных прав граждан Российской Федерации.

В рамках контрольно-надзорных мероприятий управлением Роспотребнадзора в 2007 году были проведены проверки 8 предприятий г. Калуги и Калужской области, оказывающих коммунальные услуги. При проверках установлены нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей», а именно права на получение полной и достовер­ной информации об оказываемых услугах. Виновные лица привлечены к административной ответ­ственности в виде штрафа на общую сумму 47,0 тыс. рублей. Предприятиям, допустившим нару­шения, выданы представления.

Основными нарушениями, выявленными в хо­де проверок, являются:

- отсутствие полной и достоверной информа­ции об оказываемых услугах;

- отсутствие вывески с фирменным наименова­нием, адресом и режимом работы предприятия;

- журналы регистрации заявлений потребителей ведутся с нарушениями (нет отметок по исполне­нию по срокам или не отмечены исполнители, нет информации о том, что работа выполнена);

- в журналах учета заявок диспетчерской службы отсутствуют отметки о сроках выполнения заявок;

- отсутствуют акты выполненных работ по заяв­лениям потребителей;

- отсутствие письменных ответов на заявления потребителей;

- обман при начислении и взимании платы за коммунальные услуги.

Наиболее характерные примеры проверок:

При проведении контрольно-надзорных меро­приятий в ВНИИФБ и П с/х животных, располо­женном по адресу: Калужская область, Боровский район, пос. Институт по заявлению потребителей о нарушении законодательства в сфере ЖКХ бы­ло установлено: при начислении и взимании пла­ты за коммунальные услуги были допущены нару­шения требований ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ №188 ФЗ от 29.12.04 г. Жилое помещение об­щежития по адресу: Боровский район, пос. Ин­ститут, д. 6, является федеральной собственно­стью, находится на праве оперативного управле­ния ВНИИФБ и П. Жильцы дома №6 пос. Инсти­тут Боровского района не являются собственни­ками помещения, однако, исполнитель ВНИИФБ и П с/х животных в квитанции жиль­цов включает плату за капитальный ремонт обще­го имущества (квитанция за май 2007 г. нанимате­лей Лактионова Н.Ю., Комкова Н.А., Тишкина К.И., Матющенко А.В., Гладышева Н.И., Свищева Е.М.), тем самым вводит в заблуждение по­требителей.

За допущенные нарушения на ВНИИФБ и П с/х животных наложено административное взыска­ние в виде штрафа в сумме 10,0 тыс. руб. Издано представление «Об устранении административ­ных правонарушений».

При проведении проверки МУ «ГОКРиС», рас­положенного по адресу: г. Киров, ул. Пролетар­ская, 12, было установлено, что до сведения по­требителей не доводилась необходимая и досто­верная информация о наименовании организа­ции, режиме ее работы, о правилах и нормах эк­сплуатации жилищного фонда, а также о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, чем нарушено право потребителя на получение необходимой и достоверной информации.

Кроме того, результаты весенних и осенних ос­мотров жилых зданий не отражались в специаль­ных актах для последующего уточнения объемов работ. В журнале регистрации заявлений граждан нет отметок о сроках выполнения и о выполне­нии работ. Не на все письменные заявления граж­дан имелись ответы руководителя предприятия, согласно журналу учета заявок несвоевременно выполнялась заявка гражданина Б., проживающе­го на ул. Чернышевского и гражданина В., прожи­вающего на ул. Ленина. В первом случае в течение 3-х суток был перекрыт стояк, потребитель при этом не был информирован о причинах невоз­можности выполнения услуги в срок.

За допущенные нарушения на МУ «ГОКРиС» на­ложено административное взыскание в виде штрафа в сумме 5,0 тыс. руб. Издано представле­ние «Об устранении административных правона­рушений».

При проверке по обращению граждан в колхозе им. Ленина, с. Троицкое, Жуковского района уста­новлено: в колхозе им. Ленина в нарушение законодательства при расчете за коммунальные услуги с потребителями им не оформляется не выдается платежный документ с необходимой информаци­ей (сведения о нанимателе, исполнителе, месяц, наименование коммунальных услуг, значение та­рифов, цены, ед. измерения, объем услуг, сведе­ния об изменении размера платы, размер задол­женностей, сведения о льготах) и др. Также отсутствоваала информация о сроках исполнения ра­бот по заявлениям потребителей.

За допущенные нарушения на юридическое ли­цо наложен штраф в сумме 5,0 тыс. рублей соглас­но ст. 14.8.4.1 КоАП РФ, выдано представление об устранении нарушений.

ООО «Управляющая компания «МЖД» допусти­ло нарушения требований ст.ст. 8, 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.92 г., а именно: потребителю не предоставлена ин­формация о местонахождении данной организа­ции (адрес), не представлена информация о госу­дарственной регистрации и наименовании заре­гистрировавшего органа. В нарушение требований п.п. 2.2.6, 2.3.2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 жур­нал регистрации заявлений потребителей велся с нарушениями - в некоторых заявлениях не отме­чены сроки исполнения, устранения нарушений, отсутствует информация об исполнении заявок (заявления № 889 от 15.11.06, № 892 от 17.11.06, №876 от 10.11.06).

За допущенные нарушения директор компании привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1,0 тыс. рублей.

Численность отдела защиты прав потребителей в настоящее время составляет 14 сотрудников, на которых возложены обязанности контроля соблюдения прав потребителей во всех сферах по­требительского рынка товаров и услуг Калужской области. Нагрузка значительно возросла, т.к. су­ществующие ранее отделы защиты прав потреби­телей в городах и районах области в настоящее время ликвидированы в связи с проведенной ад­министративной реформой.

При нестабильности цен на энергоносители и фактическое отсутствие сформировавшегося рынка жилищно-коммунальных услуг давать ка­кие-либо прогнозы развития ситуации после 1 мая 2008 года очень сложно. Отстаивать свои права потребители как сейчас, так и в будущем бу­дут в соответствии с «Законом о защите прав по­требителей», и в этом деле Роспотребнадзор им надежный помощник.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.