Библиотека

Олег Федосеев "Ребенку - автокресло, родителю -головную боль"


Статья ведущего специалиста организационно-правового отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области

С 1 января 2007 года начал действовать пункт 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движе­ния». В нем говорится об особенностях перевоз­ки детей до 12 лет. Это, согласно данному положению, возможно исключительно в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасно­сти, с использованием специальных детских удер­живающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопас­ности, предусмотренных конструкцией транс­портного средства, за исключением перевозки де­тей указанного возраста на переднем сиденье лег­кового автомобиля. Казалось бы, что нововведе­ние нацелено на безопасность маленьких пасса­жиров, но законодатель не учел, что это может привести к другим сложностям. Учитывая, что стоимость специального детского удерживающе­го устройства (того же автомобильного кресла для детей) и так немалая, производитель и про­давец этих кресел наверняка воспользуются обя­зательностью его приобретения и поднимут це­ны. И тогда не каждый семейный бюджет может позволить столь необходимую вещь.

Для справки: уже сейчас цены на кресла для детей в автомобиль колеблются от 3000 рублей до нес­кольких сотен «условных единиц», что, конечно же, не может не сказаться на семейном бюджете. А если еще учесть и масштабность для региона в целом, то картина вырисовывается вполне четкая -повсеместное возмущение граждан.

Можно предположить, как будут развиваться со­бытия. Например, гражданин, имеющий детей, получает автомобиль в наследство. Ему бы радо­ваться, да не тут-то было. С ребенком на машине не поедешь - нужно покупать кресло, а денег на его покупку нет. И получается, что малыш ограни­чен в своем передвижении. А если нужно срочно отвести его в поликлинику, в больницу, в школу? Кто-то скажет: «вызови такси», но законодатель не дал категорий автотранспортных средств, снабженных ремнями безопасности, для которых эти нормы необязательны. Но даже если предположить, что в дальнейшем эти категории введут, то чем будет отличаться автомобиль, работающий в такси, от другого. Я сам периодически пользу­юсь услугами такси, и при возможности задаю во­прос водителям: «Как вы будете действовать по­сле вступления закона в силу?». Все таксисты отве­тили как один: «Мы пассажиров с детьми брать не будем. Если им надо, пусть сами покупают кресла и при каждой посадке их устанавливают». Вот вам еще одна социальная проблема. Тут уже встает во­прос о дискриминации наших малышей.

Безусловно, введение обязанности установки спе­циальных детских удерживающих устройств необходимо. Дети - это наше будущее и их безопас­ность и сохранность является обязанностью не только государства, но каждого человека в отдельно­сти. Однако, чтобы сложившаяся ситуация не при­вела к нарушению прав человека, в частности ребен­ка, необходимо разработать программу по государ­ственному контролю на рынке цен на специальные детские удерживающие устройства для того, чтобы они были не роскошью, а необходимым и досту­пным каждому средством безопасности.

В частности, в Калуге на сегодняшний день про­живают 147 923 семьи с детьми, что составляет 48,8% от общего количества семей. Путем несложной арифметики можно подсчитать, что это добрая половина жителей Калуги. И можно только догадываться, какие суммы штрафов за неиспользование автокресел для детей поступят в федеральный бюджет.

Еще вопрос: законодатель указывает на то, что ребенка можно пристегнуть ремнями безопасно­сти на заднем сиденье автомобиля, воспользовав­шись вместо специальных устройств иными сред­ствами. Но понятие «иные средства» не расшифровывается. Так что же подразумевается под ни­ми? Это может быть и обыкновенная подушка, и самостоятельно изготовленное кресло, и многое другое. Однако надо учитывать то, что при лобовом столкновении автомобилей инерция действу­ет на пристегнутых пассажиров одинаково, неза­висимо от того, на каком сиденье они находятся в момент удара. И в большинстве случаев участники ДТП, даже пристегнутые ремнями безопасности, не застрахованы от травмы. А вот в специальных удерживающих устройствах для детишек произво­дителем предусмотрены все нормы безопасности. И в заключение хочется сказать, что именно вы будете определять, чем пользоваться при перевозке своего ребенка в машине - специальными удерживающими устройствами либо «иными средствами». Главное - не «теряйте голову» от сво­боды выбора и заранее продумайте, чему отдать предпочтение.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.