Библиотека

Виктор Никифоров "Новое в миграционном законодательстве: станет ли мигрантам легче жить и работать"


Статья начальника юридического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области

Миграционная политика Российской Федерации переживает сегодня очень бурный, непростой и в то же время знаковый период. С целью упорядоче­ния работы с прибывающими в Россию иностран­ными гражданами в 2006 году были внесены существенные изменения в миграционное законода­тельство. Так, принят Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете ино­странных граждан и лиц без гражданства в Россий­ской Федерации», Федеральными законами от 18.07.2006 № 110-ФЗ, 121-ФЗ и от 29.12.2006 № 158-ФЗ были внесены существенные изменения в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принято несколько По­становлений Правительства Российской Федера­ции и других подзаконных актов.

Ключевой момент нового миграционного зако­нодательства - упрощение порядка учета, реги­страции и трудоустройства граждан.

Закон «О миграционном учете...» регулирует от­ношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Основное в этом законе то, что миграционный учет носит уведомительный характер. Иностранным гражданам предоставлено право свободно передвигаться, вы­бирать место жительства и место пребывания. В то же время иностранные граждане, обладающие правом пользования жилым помещением, находя­щимся на территории России, обязаны зареги­стрироваться по адресу указанного помещения.

Поправки, внесенные в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан» вступили в силу с 15 января 2007 г. Рассмотрим ос­новные изменения, вносимые в Закон.

Иностранный гражданин, прибывший в Рос­сию в безвизовом порядке для работы, приходит в миграционную службу и подает заявление о вы­даче ему разрешения на работу.

Одновременно с заявлением иностранным гражданином представляются:

1) документ, удостоверяющий личность данно­го иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

2) миграционная карта с отметкой органа по­граничного контроля о въезде данного иностран­ного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерально­го органа исполнительной власти в сфере мигра­ции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

3) квитанция об уплате государственной пошли­ны за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу в размере 1000 рублей.

В течение 10 дней со дня подачи документов ему обязаны оформить разрешение.

Работодатель, который принимает этого граж­данина, уже не должен получать никаких разре­шений на привлечение иностранных граждан. Он только должен уведомить миграционную службу и службу занятости о том, что принял на работу иностранца.

Важным моментом является то, что впервые введена квота на иностранных работников, приез­жающих в безвизовом режиме. Для России в це­лом квота на 2007 год составляет 6 млн. человек.

Расширились функции миграционной карты. С 15.01.2007 миграционная карта является докумен­том, подтверждающим законность временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина, въехавшего в безвизовом режиме. То есть миграционная карта играет существенное значение для получения иностранным граждани­ном разрешения на работу.

В отношении срока временного пребывания следует отметить, что общий срок временного пребывания граждан, въехавших в «безвизовом» режиме, сохранился и составляет 90 суток. Ука­занный срок может быть продлен на срок дей­ствия заключенного трудового договора, но не более чем на один год.

Изменения коснулись также органов, осущест­вляющих контроль за пребыванием иностранцевна территории РФ: с момента вступления попра­вок в силу контроль за пребыванием иностранцев на территории РФ полностью осуществляется фе­деральным органом исполнительной власти в сфере миграции. В Калужской области это УФМС России по Калужской области.

Самым главным новшеством, внесенным в Закон, является факт отмены необходимости по­лучения разрешений на привлечение иностран­ного работника, въехавшего на территорию РФ в безвизовом режиме.

Порядок привлечения иностранных работни­ков, пребывающих в безвизовом режиме, стал носить не разреши­тельный, а уведомитель­ный характер. Для при­влечения иностранных граждан, временно пре­бывающих на террито­рии РФ на основании визы, новая редакция Закона сохраняет обя­занность работодателя получать разрешение на привлечение иностран­ной рабочей силы.

Безусловно, отмена разрешительного поряд­ка найма на работу от­дельных категорий ино­странных граждан облег­чает легальную процеду­ру для работодателя. Но вот захочет ли работода­тель отказаться от неле­гальных («черных») ра­ботников и взамен предоставить иностранным граж­данам те же социальные гарантии, что и отечествен­ным работникам, и платить соответствующие нало­ги? Ведь не секрет, что дешевую рабочую силу в пер­вую очередь используют на опасных производствах.

Тем не менее, есть основания надеяться, что ра­ботодатель будет вынужден ввести работающих у него иностранных граждан в правовое поле. В 2006 году были приняты поправки в администра­тивный кодекс, которые резко увеличили штрафы за нарушения миграционных правил - как для са­мих иностранцев, так и для российских работода­телей. В настоящее время сумма штрафа для юри­дического лица, незаконно нанимающего ино­странцев, установлена в размере от 250 до 800 ты­сяч рублей за каждого нелегала (ст. 18.15 КоАП).

Несмотря на то, что практика применения новых правил еще не сложилась, можно сделать вывод: внесенные изменения - шаг в сторону более циви­лизованного рынка иностранной рабочей силы.

Не забыл законодатель и об иностранных граж­данах, желающих приобрести гражданство Рос­сийской Федерации. В 2007 году 12 пилотных рос­сийских регионов начнут принимать соотече­ственников в рамках 1осударственной программы содействия переселению соотечественников из-за рубежа. В число 12 регионов входит и Калужская область. В самое ближайшее время Правительство Российской Федерации должно утвердить Калуж­скую региональную про­грамму переселения соо­течественников и область сможет начать принимать соотечественников, про­живающих за пределами России. О том, что инте­рес к переселению в Ка­лужскую область есть, го­ворит количество обраще­ний по данному вопросу на сайт Уполномоченного. Только за январь 2007 года на сайт Уполномоченного поступило более 20 вопро­сов с просьбой разъяснить порядок переселения в Ка­лужскую область.

Надеемся, что новое миграционное законода­тельство принесет свои плоды и жизнь граждан, которые в настоящее время приезжают в Рос­сию или только собира­ются приехать, будет лег­че и проще, чем у тех, кто уже живет на российской земле.

К огромному сожалению, о тех, кто прибыл в Россию после 06.02.1992 и по различным причинам не получил гражданства России, законодатель за­был. По подсчетам таких в России проживает от 10 до 15 миллионов человек. Есть опасения, что их жизнь не только не улучшится, а наоборот, ухуд­шится. И связано это с тем, что они могут потерять работу - работодателю, из-за больших штрафов, станет невыгодно держать их в качестве работни­ков. Легализоваться же на территории России мно­гие не могут из-за отсутствия миграционных карт, справок об отсутствии судимости, справок об отсут­ствии гражданства государства, откуда они в 90-х го­дах прибыли в Россию, и других документов. Хо­чется надеяться, что государство вспомнит о таких людях, считающих себя гражданами России, и при­мет меры к упрощению их легализации.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.