Библиотека

Марина Юрданова "Горькая правда о детях-инвалидах в России"


Статья главного специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области

31 мая 2006 г. в Москве прошла презентация специального доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина «О соблюдении прав детей-ин­валидов в РФ». Среди участников встречи - заместитель Ге­нерального прокурора Сергей Фридинский, президент Гильдии российских адвокатов, член Общественной палаты РФ Гасан Мирзоев и другие известные персоны.

На презентации побывала сотрудник аппарата Упол­номоченного по правам человека в Калужской области М.Э. Юрданова. В этой статье она делится увиденным и услышанным с читателями журнала.

Высокая встреча началась с шока: участникам пока­зали фильм, снятый в одной из российских школ-ин­тернатов для детей с умственной отсталостью.

Подростки перед объективом камеры рассказывали о том, как их «успокаивают» воспитатели и санитары: бьют, делают уколы, раздевают догола в присутствии сверстников, ставят на колени.

Общее впечатление от просмотра выразил Влади­мир Лукин: «Хочется выйти на улицу, сесть на траву и выпить стакан водки».

По данным Владимира Лукина, в школах-интернатах Смоленской и Тверской областей были выявлены мно­гочисленные случаи применения сильнодействующих психотропных препаратов. Опасная фармакология при­менялась исключительно в «дисциплинарных целях».

Многое из того, что обсуждалось на встрече, напо­минало фильм ужасов.

Цель специального доклада, который презентовал федеральный Уполномоченный - рассказать страшную правду о судьбах детей, воспитывающихся в специали­зированных школах-интернатах для детей-инвалидов.

Владимир Лукин отметил, что в России на фоне сниже­ния численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи положение детей-инвалидов находится совершенно в неудовлетворительном состоянии.

Из доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина «О со­блюдении прав детей-инвалидов в РФ»:

Среди многочисленных проблем детства особую ос­троту приобретают проблемы детей-инвалидов, кото­рые без специальной подготовки не могут приобщить­ся к современным достижениям цивилизации, найти себя в современном мире.

По данным Министерства здравоохранения и со­циального развития Российской Федерации, на 1 ян­варя 2005 года численность детей-инвалидов, находя­щихся на учете в органах социальной защиты населе­ния, составила 593,3 тыс. человек. В структуре при­чин детской инвалидности преобладают нарушения функций психики и центральной нервной системы, умственная отсталость, нервно-психические и нер­вно-мышечные нарушения, нарушения слуха, зрения, а также функциональные нарушения при хрониче­ских соматических болезнях.

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было при­нято более 300 нормативных правовых актов, направлен­ных на защиту интересов детей-инвалидов. После приня­тия Конституции РФ эти права были закреплены в Семей­ном кодексе РФ и других нормативных правовых актах РФ.

В настоящее время существует необходимость изме­нить и дополнить нормы федерального законодатель­ства, регламентирующего права детей-инвалидов, вы­работать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов.

К сожалению, приходится констатировать, что спи­сок нарушений прав детей- инвалидов достаточно велик:

- нарушение права детей-инвалидов жить и воспи­тываться в семье.

29 тыс. детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тыс. - в спе­циальных (коррекционных) школах-интернатах орга­нов образования; 5 тыс. - в домах ребенка. При этом до­ля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30% и имеет тенден­цию к увеличению.

Основная причина этого - неприемле­мые социально-экономические усло­вия, в которые поставлены многие се­мьи с детьми-инвалидами.

- нарушение права на образование.

Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция и законодательство Рос­сийской Федерации закрепляют пра­во ребенка-инвалида на получение об­разования и реабилитацию в усло­виях максимально возможной со­циальной интеграции. Однако на практике около 200 тыс. детей-инва­лидов не могут реализовать конститу­ционное право на образование. Особенно велик процент детей, не получающих образова­ния, среди детей-инвалидов с отклонением в психиче­ском и умственном развитии, т.к. в нарушение дей­ствующего законодательства психолого-медико-педаго­гические комиссии выносят заключение о «необучае­мости», и такие дети направляются в дома-интернаты для инвалидов. Не могут в полной мере реализовать свое право на образование дети с нарушением слуха и зрения из-за отсутствия учебников, напечатанных по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающим детям с сенсорны­ми нарушениями получать полноценное образование и безболезненно быть интегрированными в социум. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата испытывают трудности доступа к учреждениям образова­ния и здравоохранения, жилым зданиям, транспорту, спортивным и культурным сооружениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.

Значительная часть трудностей обучения и воспита­ния детей-инвалидов в системе образования связана с острым дефицитом квалифицированных кадров.

Нет в стране единой системы раннего выявления от­клонений развития детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам, которую необходимо создать в ближайшее время.

Важнейшей задачей является организация обучения детей-инвалидов в системе общего образования, так на­зываемого интегрированного образования, что приз­нано мировым сообществом основной формой со­циальной интеграции детей-инвалидов.

- нарушение права детей-инвалидов на реабилитацию.

В нарушение Федерального закона «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» органами МСЭ в массовом порядке не составляются индивидуаль­ные программы реабилитации инвалида, на основании которой ребенку-инвалиду могут быть предоставлены технические средства реабилитации и оказаны услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психо­лого-педагогической реабилитации.

Важнейшей составляющей процесса реабилитации является профессиональная подготовка с обеспечени­ем возможности дальнейшего трудоу­стройства. Необходимо решить про­блему оценки доступности рабочих мест инвалидам с детства с учетом объективно имеющихся у них трудовых ограничений.

- нарушение прав детей-инвалидов в интернатных учреждениях.

В некоторых домах-интернатах Смоленской и Тверской областей гру­бо нарушаются права детей на непри­косновенность личности, защиту от физического и психологического на­силия, жестокого обращения, от эк­сплуатации и применения методов, унижающих человеческое достоинство.

Работа по установлению правового статуса детей и оформлению необходимых документов в некоторых дет­ских специализированных учреждениях организована крайне неудовлетворительно, что приводит к наруше­нию жилищных и имущественных прав воспитанников.

Одной из причин полной незащищенности детей в детских домах-интернатах является их закрытость, отсутствие внешнего контроля за соблюдением прав воспитанников.

Необходимо создать систему общественной инспек­ции в данной сфере.

В системе социальной помощи в настоящее время должна возрасти роль организаций негосударственно­го сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, организаций родителей детей-инвалидов. Дополняя работу государственных структур образования и социальной защиты населе­ния, гражданское общество изыскивает новые пути ор­ганизации социального пространства помощи детям.

По мнению федерального Уполномоченного, основ­ными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются:

- ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами;

- несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инва­лидов в частности) в России;

- неудовлетворительная финансовая поддержка семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, а также учреждений, осуществляющих их обслуживание и под­держку;

- недостаточное понимание обществом и государ­ством сущности проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан.

Для устранения указанных причин представляет­ся необходимым:

- усиление прокурорского и общественного контро­ля за соблюдением прав детей-инвалидов;

- качественное улучшение судебной защиты их прав;

- изменение финансовой политики государства в на­правлении обеспечения возможно более полной реаби­литации и социальной адаптации детей-инвалидов;

- модернизация системы образования с целью обес­печения обучения и воспитания детей-инвалидов в об­щеобразовательных и специальных учреждениях по ме­сту жительства в условиях проживания в семье.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.