Библиотека

Юрий Зельников "Соблюдение прав инвалидов на беспрепятственное пользование всеми видами транспорта, доступность транспортной инфраструктуры"


Выступление на Круглом столе «Транспорт и транспортная инфраструктура как одна из важнейших составляющих интеграции инвалидов в общество» г. Калуга, 16.11.2011 года

В Калужской области в 2010 году общее число официально зарегистрированных инвалидов в Калужской области составило 82483 человека, в том числе детей-инвалидов - 2833 человека. Количество инвалидов с нарушением слуха - 2032 человека, с нарушением зрения - 1913 человек, с поражением опорно-двигательного аппарата - 1200 человек, из них колясочников - 640 человек.

В 2009 году решение проблем инвалидов было обозначено Президентом Российской Федерации как приоритетное направление государственной социальной политики.

Подписание Россией 24 сентября 2008 года Конвенции о правах инвалидов (распоряжение Президента Российской Федерации от 05.08.2008 N 450-рп) свидетельствует о согласии нашей страны с теми основополагающими принципами, на которых строится современная государственная политика в отношении инвалидов и намерении России соблюдать международные стандарты политических, экономических, социальных, юридических и иных жизненно важных прав инвалидов.

Несмотря на то, что законодательством Российской Федерации - как в федеральных законах, так и в подзаконных нормативных актах - предусмотрен определенный механизм социальной защиты инвалидов, мы еще очень далеки от такой модели организации жизни, которую можно было бы считать приемлемой и достойной цивилизованного общества.

К сожалению, значительное число требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на практике не применяются и являются декларативными. В немалой степени эти проблемы касаются соблюдения прав инвалидов на беспрепятственное пользование всеми видами транспорта, доступность для транспортной инфраструктуры. Рассмотрим некоторые из данных проблем.

1. Общественный транспорт (оборудование и приспособления для инвалидов)

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Однако, например, в г. Калуга, как и в большинстве городов других субъектов РФ, практически нет общественного транспорта, оснащенного приспособлениями для инвалидов-колясочников, и собственники транспортных средств не привлекаются за это к ответственности. Это повод для прокурорской проверки на федеральном и региональном уровнях о соблюдении действующего законодательства.

2. Светофоры (обустройство светофоров звуковыми сигналами).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Вместе с тем, в настоящее время в Калужской области, и, в частности, на территории МО «Город Калуга» количество светофоров со звуковыми сигналами минимально (ул. Никитина). Соответственно права инвалидов по зрению как пешеходов на беспрепятственное безопасное движение по городу нарушены (отец).

По аналогичным нарушениям в Петрозаводске (в 2008 г.) прокуратура города провела проверку, в ходе которой было установлено, что из примерно 50 светофорных объектов 27 не имеют такой сигнализации. Прокуратура направила иски в суд к ФГУП «Государственное специализированное монтажно-эксплутационное предприятие», которое отвечает за установку большинства светофоров. Еще два иска предъявлены к мэрии Петрозаводска, на балансе которой находится два светофорных объекта.

Ранее аналогичные иски рассматривались и в судах других городов России, и по ним принимались положительные решения, обязывающие ответчиков устранить нарушения закона, то есть оборудовать светофоры звуковой сигнализацией.

Поэтому я предлагаю прокуратуре Калужской области провести проверку на предмет оборудования звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации, и принять меры,  направленные на соблюдение закона и устранение прав инвалидов на беспрепятственное пользование транспортом, средствами связи и информации.

3. Гараж у дома, где проживает инвалид.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

Постановлением Правительства Калужской области от 07.08.2009 N 318 утверждены Региональные нормативы "Градостроительство, планировка и застройка населенных пунктов Калужской области" установлено, что автостоянки боксового типа для постоянного хранения автомобилей и других транспортных средств, принадлежащих инвалидам, следует предусматривать в радиусе пешеходной доступности не более 200 м от входов в жилые дома. Число мест устанавливается органами местного самоуправления.

Однако на практике, в частности на территории МО «Город Калуга» инвалидам отказывают в предоставлении земельных участков для гаражей во дворах жилых домов, мотивируя это тем, что в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации  собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

Собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

            Поэтому Городская Управа г. Калуги, ссылаясь на действующее законодательство, отказывает инвалидам в заключении договоров аренды земельных участков и направляет инвалидов (!) созывать общее собрание жильцов дома для согласования с большинством жителей дома вопроса предоставления им земельного участка в аренду. Таким образом, реализация прав  инвалидов на обустройство гаража рядом с домом зависит не от властей, а от соседей, которые, как мы знаем, не всегда добры и отзывчивы к инвалидам.

            Поэтому вопрос о выделении мест под гаражи для инвалидов требует проработки и внятного законодательного разрешения на федеральном уровне.

            4. Автостоянки около объектов социальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Постановлением Правительства Калужской области от 07.08.2009 N 318 утверждены Региональные нормативы "Градостроительство, планировка и застройка населенных пунктов Калужской области" установлено, что на автостоянках, обслуживающих объекты посещения различного функционального назначения, следует выделять места для парковки личных автотранспортных средств, принадлежащих инвалидам. На открытых автостоянках около объектов социальной инфраструктуры на расстоянии не далее 50 м от входа, а при жилых зданиях - не далее 100 м, следует выделять до 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов с учетом ширины зоны для парковки не менее 3,5 м.

Однако на практике - везде ли выделены места для парковки инвалидов? Где еще они есть в Калуге, кроме здания администрации и крупных супермаркетов?

Требуется проведение специального мониторинга по данному вопросу.

5. Социальное такси.

Долгосрочной целевой программой Калужской области "Доступная среда в Калужской области" (2011-2015 годы), заказчиком-координатором которой является министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, предусмотрены мероприятия по созданию равных возможностей доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к транспортному обслуживанию на 2011-2015 год, однако они включает в себя только развитие службы «Социальное такси» и других технологий мобильного социального обслуживания. На эти цели предусматривается 1500 тыс. руб. на 5 лет.

По результатам мониторинга, проведенного в рамках подготовки к специальному докладу Уполномоченного «О соблюдении прав граждан, получающих социальные услуги на дому» была выявлена острая потребность в службе «Социальное такси» и других технологиях мобильного социального обслуживания инвалидов.

Предлагаю министерству по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области и правительству Калужской области рассмотреть вопрос о реальной потребности расходов на данную услугу в рамках Долгосрочной целевой программы Калужской области "Доступная среда в Калужской области" (2011-2015 годы) и направить заявку в министерство финансов Калужской области.

6. Доступ к местам культурных мероприятий или услуг.

В соответствии со ст. 30 Конвенции о правах инвалидов государства-участники признают право инвалидов участвовать наравне с другими в культурной жизни и принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды, в том числе, имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

Предлагаю рассмотреть вопрос об организации досуга инвалидов путем увеличения организации выездов на транспорте к местам культурных мероприятий, экскурсий и выделения на эти цели дополнительных средств из областных и местных бюджетов, возможно в рамках Долгосрочной целевой программы Калужской области "Доступная среда в Калужской области" (2011-2015 годы).

7. Социальная реклама.

Предлагаю продумать и разместить на территории области (включая транспорт, ТВ), социальную рекламу, направленную на внимание граждан и организаций к находящимися рядом с ними инвалидами.

8. Проверка соблюдения законодательства на предмет нарушений прав инвалидов.

В  соответствии со ст.16 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (В соответствии со ст. 9.13 КоАП уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ч. 1 ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28 КоАП.).

Таким образом, проведение проверок на предмет нарушений прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации должны регулярно проводить должностные лица органов социальной защиты.

Кроме того, Постановлением Правительства Калужской области от 07.08.2009 N 318 утверждены Региональные нормативы "Градостроительство, планировка и застройка населенных пунктов Калужской области" установлено, что планировочное структурное зонирование территории населенных пунктов должно предусматривать доступность объектов, расположенных на территории населенных пунктов в пределах нормативных затрат времени, в том числе беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам жилой, социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в соответствии с требованиями настоящих нормативов.

Контроль за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области законодательства о градостроительной деятельности на территории Калужской области осуществляет Управление архитектуры и градостроительства Калужской области (Постановление Правительства Калужской области от 02.09.2011). Государственный контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ законодательства РФ о градостроительной деятельности осуществляет Министерство регионального развития РФ (Приказ Минрегионразвития РФ от 25.10.2010).

Поэтому я рекомендую органам социальной защиты населения, а также  Управлению архитектуры и градостроительства Калужской области провести проверки на предмет наличия условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации в Калужской области.

9. Совет при Губернаторе Калужской области по делам инвалидов.

 Важная роль в решении проблем инвалидов принадлежит Совету при Губернаторе Калужской области по делам инвалидов, в состав которого входит сотрудник аппарата Уполномоченного. Членами Совета в 2010 году были обследованы объекты социальной инфраструктуры на предмет доступности для маломобильных групп населения Калужской области. Было подготовлено обращение в адрес Губернатора А.Д. Артамонова об оказании содействия в создании парковочных мест для спецавтотранспорта инвалидов у зданий, занимаемых государственными учреждениями и органами власти.

Предлагаю создать рабочую группу в рамках Совета по делам инвалидов для проведения мониторинга на предмет доступности транспорта и транспортной инфраструктуры в Калужской области для инвалидов и выработки рекомендаций по устранению выявленных нарушений.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.