Библиотека

Николай Любимов "О ситуации в сфере здравоохранения"


Статья заместителя Губернатора Калужской области

В системе здравоохранения области в течение последних 10 лет проведены структурные преобразования, направленные на обеспечение доступности и качества медицинской помощи, развитие профилактической направленности здравоохранения. Эти преобразования проведены с целью рационального расходования средств, проведения политики профилизации коек, сокращения нефункционирующих коек и развития служб, в том числе сестринского ухода по потребности региона, внедения стационарзамещающих технологий в амбулаторном и стационарном звене.

Сегодня сеть учреждений здравоохранения Калужской области включает 60 самостоятельных лечебно-профилактических учреждений (с входящими функциональными подразделениями - 155). Это 37 больниц, 3 диспансера, 6 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 3 учреждения охраны материнства и детства. Кроме того, 4 санатория, станции скорой медицинской помощи и переливания крови, 1 образовательное учреждение и другие.Для обеспечения жителей села функционируют 24 районные больницы, 48 поликлиник самостоятельных и входящих в состав различных муниципальных образований, 3 центра здоровья в составе ЦРБ, 15 врачебных амбулаторий, 13 участковых больниц, 12 врачебных практик, 392 ФАПа. На 01.07.2011 в медицинских учреждениях областного и муниципального уровня работали 2729 врачей и 7472 средних медработника. В учреждениях федерального подчинения – 467 врачей, 815 медсестер и фельдшер.

В области с 2006 года осуществляются мероприятия приоритетного национального про­екта «Здоровье». Из федерального бюджета на эти цели выделено около 3000 млн. руб. В регионе проведены крупномасштабные мероприятия по совершенствованию службы крови, помощи пациентам при дорожно-транспортных происшествиях, реализованы онкологическая и сердечно-сосудистая программы, и ряд других направлений. По оценке эффективности деятельности системы здравоохранения в 2010 году Калужская область занимала 9 ранговое место.

В настоящее время вопросам модернизации системы здраво­охранения Российской Федерации уделяется огромное внима­ние. Поставлена задача, обеспечить право каждого гражданина на получение качественных медицинских услуг, независимо от места проживания или уровня доходов. Очень важно, чтобы выделяемые средства были использованы эффективно, работы были выполнены в установленные сроки. Для этого органами исполнительной власти в регионах разработаны свои региональные программы. При разработке программы учитывались основные медико-демографические показатели области и проблемные моменты.Так, по численности населения наша область занимает 15-ое место среди 18 регионов ЦФО. Согласно рейтингу по коэффициентам рождаемости и смертности Калужская область занимает 73 и 68 места, соответственно, младенческой смертности – 37 место, ожидаемой продолжительности предстоящей при рождении жизни – 49 место. Коэффициент рождаемости в 2010 году составил 11,1 , общей смертности – 16,7 на 1000 населения. Структура общей смертности населения области представлена следующим образом: на 1 месте болезни системы кровообращения (61%), 2 ранговое место представляют новообразования - 14%, 3 место - внешние причины (10%). Далее в структуре смертности следуют болезни органов дыхания и пищеварения – по 4%. В структуре смертности  от инфекционных и паразитарных болезней различные формы туберкулеза составили 68% .

Положительным индикатором проводимых государственных мер стало то, что с 2006 года в Калужской области начала увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни при рождении и составила на начало 2010 года 67,6 лет, в том числе у мужчин – 61,5, женщин – 73,8, однако она ниже, чем в среднем по России – 68,7.

С 2005 года регистрируемая общая заболеваемость всего населения области возросла на 5%, что  в определенной степени связано ростом доли пожилого населения, а также с проведение массовых диспансерных осмотров различных категорий населения, более эффективной выявляемостью с помощью новых методов диагностики.При активизации профилактической работы, направленной на раннюю диагностику заболеваний показатель заболеваемости на первом этапе будет расти.

В соответствии с приоритетами, вытекающими из анализа медико-демографической ситуации, современного состояния регионального здравоохранения, его материально-технической базы, кадровой ситуации выбраны основные направления модернизации:

1. Развитие первичной медико-санитарной помощи (амбулаторно-поликлинической помощи, модернизация службы скорой медицинской помощи, сельское здравоохранение) и профилактической направленности здравоохранения, дальнейшее укрепление сети.

2. Развитие специализированной помощи по направлениям:

- развитие стационарной помощи;

- совершенствование медицинской помощи больным с заболеваниями системы кровообращения;

- совершенствование онкологической помощи населению;

- совершенствование медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

- развитие пульмонологической службы;

- развитие гастроэнтерологической помощи;

- совершенствование акушерско-гинекологической и педиатрической помощи;

- повышение уровня удовлетворённости населения Калужской области в высокотехнологичной медицинской помощи в 2010 году и на период 2011 – 2013 годы;

- развитие фтизиатрической помощи;

- развитие наркологической и психиатрической помощи;

- совершенствование медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией и гепатитам.

Реализация  программы  модернизации здравоохранения начата в Калужской области с апреля текущего года.

Цель программы: Улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Калужской области.

Задачи программы:

I. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений - 3698,3 млн. руб.

II. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение – 220,4 млн. руб.

III. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи. – 2214,1 млн. руб.

Общая стоимость программы на 2 года составит 6132,8 млн. руб., из них бюджет федерального фонда ОМС -3025,3 млн. руб.

В рамках модернизации здравоохранения области планируется:

1. Обеспечение доступности медицинской помощи жителям области, особенно сельских районов в связи с низкой плотностью проживания.

2. Развитие межрайонных центров: онкологических, сосудистых, акушерско-гинекологических, травматологических, хирургических и центров здоровья.

3. Внедрение высоких медицинских технологий в работу ЛПУ.

4. Внедрение порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

5. Внедрение электронных услуг в организацию медицинской помощи.

Будут построены перинатальный центр (пристройка к областному родильному дому) и пристройка к сосудистому центру в г. Калуге, детское отделение в Хвастовичской ЦРБ. Отремонтированы 53 учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь и специализированную помощь. Приобретено около 900 единиц медицинского оборудования.

Этапность оказания медицинской помощи планируется обеспечить направлением потоков пациентов таким образом, чтобы на 1 этапе были обеспечены скрининг и реабилитация (ФАП, офис врача общей практики, участковые больницы) с дальнейшим направлением на следующем этапе пациента для диагностики в ЦРБ или межрайонные центры. По потребности пациенты получат помощь в областных специализированных ЛПУ или учреждениях, оказывающих высокотехнологичную помощь.

В населенных пунктах, где нет возможности развернуть ФАПы, на одно из домовладений будет возложена функция оказания первой медицинской помощи (само и взаимопомощь). Для этого данное домовладение будет укомплектовано аптечкой первой помощи, носилками, шинами. Будет обеспечена связь с ФАПом или амбулаторией или ЦРБ. На сельские подразделения здравоохранения в рамках модернизации будут возложены дополнительные функции по медицинскому обеспечению граждан. К ним относятся совместно с органами социальной защиты патронаж маломобильных граждан, диспансеризация пациентов с хроническими заболеваниями и выполнение назначений врача, контроль приема лекарственных препаратов больных туберкулезом, осуществление подворовых обходов, продажа лекарственных препаратов в соответствии с действующим законодательством по утвержденному перечню, проведение санитарно-гигиенической работы по формированию здорового образа жизни.

Запланирована модернизация службы скорой медицинской помощи с выделением неотложных служб в поликлиниках и приемных отделениях стационаров.

С целью обеспечения безопасного материнства запланирована концентрация большинства родов в акушерские отделения, имеющие круглосуточное дежурство акушера-гинеколога и неонатолога, а также возможность оказания реанимационной помощи матери и младенцу с учетом выхаживания маловесных детей. Планируется провести реконструкцию областного родильного дома путем строительства пристройки, на базе которого будет создан перинатальный центр на 220 коек. Таким образом, по перинатальным технологиям будут работать 2 многопрофильных ЛПУ: клиническая больница  № 8 ФМБА в г. Обнинске и областной родильный дом. 85% родов будут проходить в специализированных учреждениях г. Калуги и г. Обнинска. Поэтапно внедряются порядки и федеральные стандарты оказания медицинской помощи детям (9 стандартов), пренатальный скрининг беременных женщин для выявления врожденных пороков развития у плода. Организована диспансеризация 14-ти летних подростков. На мероприятия  для оказания помощи в педиатрии, в том числе новорожденным и акушерстве в программе запланировано выделение 25% средств.

Одним из основных вопросов для решения проблем обеспечения качества медицинской помощи является ведение грамотной кадровой политики как в сфере подготовки кадров специалистов по наиболее востребованным специальностям, так и увеличении общего числа медицинских работников. Для  этого используются организационные и стимулирующего характера технологии (целевой прием, выплаты стипендий, ипотечное кредитование, оплата жилья по найму, система доплат и др.).

С учетом актуальности и в целях снижения заболеваемости и смертности, в 2011-2012 годы будет внедрено 29 федеральных стандартов оказания медицинской помощи по онкологии, травматологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, педиатрии и сердечно-сосудистым заболеваниям, что позволит повысить качество жизни пациентам и повысить зарплату врачам стационаров, где будут применяться стандарты. Будут разработаны и региональные стандарты оказания медицинской помощи.

Начата реализация мероприятий по повышению доступности амбулаторной помощи путем установления доплат врачам-специалистам поликлиник и средним медицинским работникам, работающим в поликлинике.

Внедрение электронных услуг обеспечит персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, внедрение единого регистра медицинских работников и паспорта здравоохранения области. Большой блок программы посвящен обучению медицинских работников компьютерной грамотности и защите персонифицированной информации.

В результате реализации вышеизложенных мероприятий ожидается улучшение основных медико-демографических показателей и выполнение индикаторов программы:

- снижение смертности населения с 16,7 до 15,3 на 1000 населения;

- снижение смертности трудоспособного населения с 768 до 740 на 100 тысяч населения;

- рост удовлетворенности населения медицинской помощью с 31,5 до 37%;

- рост удовлетворенности населения ВМП с 82 до 88%;

- сокращение дефицита программы государственных гарантий оказания  гражданам бесплатной  медицинской помощи с 35 до 10 %;

- переход на полный тариф оказания медицинских услуг.

Главный ожидаемый показатель - продолжительность жизни будет расти и составит к 2013 году 69,7 лет, что на 2,1 года выше исходного значения.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.