Библиотека

Юрий Зельников: "Без победы над коррупцией права человека обречены"


Статья Уполномоченного по правам человека в Калужской области

Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является наиважнейшей конституционной обязанностью государства. Права человека – это краеугольный камень, определяющий смысл, содержание и применение всех законов. Они должны лежать в основе деятельности законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Анализируя обстоятельства, ставшие причиной нарушения прав человека, нередко приходишь к выводу, что в их основе лежит коррупция. Именно она превращает права человека в предмет торговли между гражданином и госчиновником.

К сожалению, на сегодняшний день коррупционная составляющая просматривается практически во всех видах деятельности, во всех структурах власти, начиная с мелкого чиновника ЖКХ, заканчивая высокопоставленными должностными лицами. Естественно, это прямым образом сказывается на простых гражданах нашей страны: постыдное явление перестает вызывать удивление, возмущение, презрение, а воспринимается как неизбежная норма. При такой ситуации потакание коррупции приводит к глобальным негативным последствиям и для гражданина, и для экономики, и для власти.

Для начала разберемся с самим понятием. Понятие «коррупция» - комплексное явление, общепринятое толкование которого, как ни странно, отсутствует. Термин «коррупция» можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки – как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.

Что же понимает под коррупцией международное сообщество? Существует множество определений этого явления, но полной ясности и правовой точности нет. Давнее краткое и емкое определение, которое используется в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, таково: «Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Из него видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества. Согласно рабочему определению междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица.

В современном глобализированном мире коррупция представляет собой уже структурную опасность. Зловонный скунс коррупции крепко сидит на шее общества, впившись в нее своими острыми, безжалостными зубами. Это сигнал о провалах в легитимности систем. Коррумпированные общества не могут быть надёжными, демократичными и равноправными, что является критерием созидательности и высоких стандартов жизни.

Согласно российскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Трудно переоценить ту опасность, которую представляет собой коррупция для Российского государства, общества и каждого конкретного человека в отдельности. В стране, пораженной коррупцией, резко снижается эффективность экономики, усиливается нищета и социальное неравенство, расширяется пропасть между обществом и властью, политика превращается в сферу дележа национального богатства, разлагаются нравственные устои общества, наносится непоправимый ущерб престижу страны на международном уровне.

Результаты исследований антикоррупционных действий показывают ясную связь между открытостью системы государственной администрации и низким уровнем коррупции. Порядок продвижения по службе, основанный на личных заслугах, укрепляет способность государственных органов оказывать услуги высокого качества.

Благодатной почвой для развития коррупции и нарушений прав человека является закрытость государственных институтов для общественного контроля, неподотчетность гражданам чиновников и служащих, нечеткость и двусмысленность формулировок законов и подзаконных нормативных актов, отсутствие независимости судопроизводства.

Государства, где правила и процедуры ясны, находятся под строгим контролем и не расширяют избыточную бюрократию, имеют наименьший уровень коррупции. Чёткие указания относительно того, что приемлемо и что неприемлемо для поведения государственных чиновников, которые содержатся в кодексе этики государственных служащих, могут способствовать прояснению ситуации, как для самих чиновников, так и для обычных граждан.

Руководство страны прекрасно осведомлено о масштабах проблемы. В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции Указом Президента РФ была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции (от 13 апреля 2010 года № 460).

Национальная стратегия, представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающую федеративное устройство Российской Федерации, охватывающую федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе. Целью Стратегии является искоренение предпосылок и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Однако будет ли реальные результаты на этот раз? Социологические исследования показывают, что наши люди не питают доверия к процессу борьбы с коррупционными проявлениями. Участившиеся безнаказанные злоупотребления чиновников разуверили граждан в возможности поголовного привлечения преступников высокого ранга к ответственности. Согласно полученным данным только 10,3% опрошенных жаловались на чиновников, ущемлявших их законные права. На вопрос «Почему не жаловались?» отвечали, что считают жалобу на чиновника бесперспективной. Они убеждены, что злоупотребления должностных лиц стали правилом, что вышестоящие ведомства не заинтересованы в справедливом разбирательстве. Были среди опрошенных и те, кто боялся усугубить свое положение. Только 2,3%, из тех, кто жаловались на злоупотребления чиновников, остались полностью удовлетворены разбирательством, частично – 3,3%.

Концептуальная идея борьбы с коррупцией заключается в том, что бороться с нею следует не только силами правоохранительных органов, а, прежде всего, силами гражданского общества, используя при этом такие механизмы, как создание независимых неправительственных общественных объединений, независимых средств массовой информации, укрепление независимости судебной системы, широкое распространение реального местного самоуправления.

Успех в борьбе с коррупцией во многом зависит от активного участия в этом процессе самого населения. Количество людей, страдающих от произвола коррумпированных чиновников, намного больше числа этих чиновников. Для изменения ситуации люди должны осознать свое законное право контролировать органы государственной власти, требовать у них отчета о расходовании государственных средств, иметь возможность проверять их профессионализм и нравственные качества, избавляться от нерадивых и нечестных бюрократов. Положение о том, что государственный чиновник – слуга народа, наемный работник, недостаточно записать в законах. Важно внедрить его в сознание людей, чтобы они почувствовали себя полноправными и ответственными хозяевами страны.

В нашем регионе одним из институтов, которые способствуют признанию права осуществления гражданского контроля над чиновниками, является государственный орган власти - Уполномоченный по правам человека в Калужской области. В основные функции данного института входит не только рассмотрение заявлений граждан на действие и бездействие органов власти, но и правовое просвещение «по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты». Потребность в этом есть, поскольку, как правило, современные граждане не очень хорошо ориентируются в бюрократической машине и не могут с ней эффективно взаимодействовать. Неумение обратиться в инстанцию означает и последующую невозможность эту инстанцию контролировать.

Правовое просвещение населения области по вопросам предотвращения коррупционных правонарушений осуществляется Уполномоченным по правам человека в Калужской области непосредственно на личных приемах, организуемых в районах области с участием представителей органов местного самоуправления, прокуратуры и районных отделов внутренних дел, а так же на бесплатных юридических консультациях, которые проводят юристы аппарата в крупных населенных пунктах муниципальных образований. Ведется разъяснительная работа в области антикоррупционного законодательства, осуществляется оперативное реагирование на заявления граждан о коррупционной составляющей деятельности органов местного самоуправления и других органов исполнительной власти.

Кроме того, Уполномоченный по правам человека в Калужской области консультирует граждан по вопросам, касающимся коррупционных правонарушений на своем официальном сайте ombudsman.kaluga.ru, который по рейтингу посещаемости стабильно занимает ведущее место среди официальных сайтов органов власти Калужской области. Каждый посетитель сайта имеет возможность задать вопрос, оставить свой комментарий, обменяться мнением на форуме, в том числе и по выше названному направлению.

Контроль со стороны граждан не может быть эффективным, если не получит общественное признание как со стороны органов власти, так и со стороны самих граждан. Основным способом создания такого признания является регулярное придание общественной огласке ситуаций и вопросов, которые существуют в обществе и не решаются адекватно государственными органами. Для этого Уполномоченный в соответствии с областным законодательством имеет в распоряжении действенные механизмы - обращение в правоохранительные органы, к депутатам, опубликование принятых им заключений, подготовка ежегодных и специальных докладов, привлечение экспертов для проведения мониторинга соблюдения прав человека на территории Калужской области.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы: издревле коррупция как таковая существовала и существует во всех странах. Она не является «хроническим заболеванием» только России. Разрешение этой проблемы возможно, но только на основе комплексного подхода, с учетом результатов научных исследований, изучения положительного опыта других стран. Однако рассчитывать на серьезные успехи в деле борьбы с коррупцией можно только в случае, если будет выработана активная общественная позиция по обозначенной проблеме и решением данного вопроса займется каждый рядовой гражданин, а не только «компетентные государственные органы». Ответственность за будущее лежит, прежде всего, на самих гражданах страны, инициативных и ответственных представителях гражданского общества. Для этого надо выводить борьбу с коррупцией на новый уровень путем повышения активности общественности, инициации общественных расследований и общественных слушаний, а также путем организации серьезной просветительской работы среди граждан.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.