Библиотека

Людмила Жирова "К вопросу о толерантности..."


Статья общественного помощника Уполномоченного в Тарусском районе

Готовясь поддержать тему, которой посвящён этот номер журнала, я заглянула в Интернет. Привожу цитату из обозрения «История толерантности» (http://www.tolerance.ru/p-main.shtml):

- Толерантность, или терпимость - стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типаили не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» - тем, кто от нас отличается. Различие может иметьместо на любом уровне биологической, культурной или политической реальности».

Я первый раз в жизни высказываюсь на тему толерантности, поэтому прошу простить мою «наивность».

Да, есть мировое сообщество, в котором много государств, и у каждого своё «мнение». Но не дай Бог им враждовать - это приводит к войнам.

Есть сообщества - государства, а внутри государств есть сообщества по интересам, по убеждениям, по политическим взглядам, по национальному или этническому признаку, профессиональные сообщества и т. д.  Считается, что  «мы склонны относиться враждебно или со страхом» к  тем, кто от нас отличается внешне, или к тем, кто имеет другие убеждения или мнения. «Мы» - это кто? Превалирующий тип в государстве? О каком типе речь? О государство образующем этносе? О людях одного цвета кожи? Или об исповедующих определённую (превалирующую) религию?

Но  «другие убеждения и мнения»  могут иметь место и внутри сообщества лиц «превалирующего типа» -  политического, научного, культурного, спортивного  и др.

Я понимаю так: в настоящее время под толерантностью имеют в виду прежде всего и только терпимость к тем, которые «понаехали» - к  иноверцам, к другой расе, или к другой нации, соответственно к чужим обычаям, к иной религии. Но  в нашей Конституции запрещена дискриминация по признаку пола, расы, национальности вероисповедания. Вот статья 19 Конституции РФ:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.           

И посмотрите также статьи 28 и 29 Конституции РФ, в которых сказано:

- «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

- «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Эти положения нашей Конституции закреплены  в Уголовном кодексе РФ в ст. 282, первая часть которой гласит:

«Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет».

Если характер у кого-то «не толерантный», по отношению к некоторым   группам населения, к отдельной личности, к приезжим, и это выражается определёнными действиями, он будет (должен!) отвечать по Закону. Если же «не толерантные» представители власти, чиновники, безнаказанно нарушают Закон, или закон не учитывает права человека, то это угроза безопасности государства. Потому что возникает ответная реакция со стороны этих групп.

Хочу также высказаться по поводу идеи преподавания в школе основ православной культуры. Я лично отрицательно отношусь к этой идее, по которой в Калужской области уже принято решение. В школе надо непременно преподавать историю России, историю государств и религий, а не заниматься пропагандой, навязыванием одной религии, якобы превалирующей в России.

 В СССР было много атеистов, много конфессий, но не было религиозной вражды, противостояния. Если сейчас есть свобода совести, свобода верить или не верить в Бога (как бы его ни называли - сын Божий Иисус, пророк Магомед, Будда и т.д.) - и, слава Богу. Но замена основ научного коммунизма на основы православной культуры - это насилие над личностью. И таким образом выпячивается «превалирующий тип» в государстве.  Это не может не вызвать «не толерантность» со стороны других «типов» - атеистов, например.

Никакими законами нельзя обеспечить толерантность человека внутри себя. Но воспитывать хотя бы культуру его «толерантного» поведения необходимо. Необходимо прививать уважение к иным обычаям, уважение просто к окружающим людям, что равносильно уважению к самому себе.  Например, не появляться в общественном месте, на работе с голыми пупками, запредельно низким декольте. Или научить  слушать собеседника не перебивая, не возмущаться сказанным, а спокойно высказать своё мнение. Преподавать в школе нужно просто этику поведения, а в старших классах даже основы деловой переписки. Например, я видела жалобу Губернатору, в которой вроде культурный  человек писал про чиновника: «непонятно, каким местом он думает...». В результате ему пришлось выплатить денежную компенсацию по решению суда  за унижение чести и достоинства.

Я считаю, что по отношению к бывшим нашим согражданам по СССР со стороны нашей новой России   проявляется не просто не толерантность, а явная дискриминация. Почему жители стран СНГ не могут беспрепятственно работать и жить в России, мигрировать по новому месту работы — туда, где требуются рабочие руки? Почему граждане стран Европейского Союза свободно перемещаются по Европе? Я, лишь недавно  впервые побывав за пределами СССР -  во Франции, была удивлена, не увидев ни разу проверки паспортов в метро, на улице, даже в гостинице у меня - иностранца. Есть работа - получаешь вид на жительство на год, затем его продлевают, но  это не для европейцев, а для нас  «чужих». А как у нас?

У нас въезд и пребывание - только на три месяца, даже если приехал к семье. Иранец, муж россиянки, отец трёх малолетних детей, приехав из Ирана с семьёй, где они жили семь лет без проблем с регистрацией, вынужден был через три месяца покинуть семью. Ему не продлевали визу,  несмотря на то, что он подал документы  на получение разрешения на временное проживание, пройдя медицинский контроль.  А такое продление предусмотрено в Федеральных законах. Он же не захотел спорить (судиться) с ФМС  России), чтобы «не портить отношения».

Гастарбайтеры же, которые приехали в поиске куска хлеба для семьи, не имея возможности получить право на временное проживание из-за наличия квот, которые «заканчиваются» сразу в начале года, должны каждые три месяца пересекать границу туда и обратно, въезжая якобы заново. При этом все сознают, что живут они постоянно, но,  в отличие от  получающих разрешение на временное проживание на три года, они не проходят медицинский контроль. Кому это надо или выгодно? Многие живут нелегально в бараках у «хозяина», который наживается на дешёвых рабочих руках и скрывает их даже от правосудия. Например, в праздники произошла ссора между молодыми людьми, в результате которой нелегальный гастарбайтер пробил голову местному парню. Прямо из отделения милиции «хозяин» по телефону скомандовал работникам, чтобы убрали следы происшествия. В результате виновника не нашли, а наутро на рассвете взяли в качестве подозреваемого друга потерпевшего. Сутки продержали его как нетрезвого и «выяснили», что он якобы накануне вечером управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, составили соответствующие протоколы.     Какая же толерантность будет у двадцатилетних российских парней, если они не жили в Советском Союзе, и не знают, что таджики, узбеки, и остальные «не славяне» - это наши соотечественники, оказавшиеся в трудной ситуации в связи с развалом Союза. Но при этом видят, как  на дешёвой рабочей силе  наживаются «посредники» в связке с должностными лицами, оформляя  липовые регистрации и разрешения на работу и даже на оформлении им гражданства РФ. При этом сотни тысяч урождённых россиян и  уроженцы национальных республик СССР (даже россияне «по праву крови») вдруг лишаются паспортов, гражданства (а значит, и работы) - по причине отсутствия информации о них в неких базах данных, или потому, что не проживали на территории России 6 февраля 1992 года. Это незаконно, даже неконституционно, и не способствует проявлению или воспитанию лояльности по отношению к родному государству в отношениях россиян с приезжими, независимо от  расы, веры и тех и других.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.