Библиотека

ЗАЩИТА ПРАВ РОССИИСКИХ ТУРИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ


2010 Автор: Ковалёва А.В.; Калужский институт туристкого бизнеса - филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская международная академия туризма» Научный руководитель: Симоненко П.П., к.п.н.

Защита российского гражданина, где бы он ни находился, является важнейшим приоритетом российского государства.  Любой россиянин вправе рассчитывать на защиту и поддержку российского государства, если против него совершены противоправные действия, либо он попал в трудную ситуацию.

Проблемы защиты прав российских туристов за рубежом не утрачивают своей актуальности. Реализуя конституционное право на отдых, граждане России все более активно путешествуют за границу нашей Родины. Неуклонный рост числа россиян отправляющихся на отдых за рубеж, к сожалению, связан с все возрастающим количеством нарушений прав наших соотечественников.

В настоящее время в обществе и государстве активно обсуждаются вопросы усиления гарантий защиты прав российских туристов за рубежом. Защита прав российских туристов за рубежом  актуальна, поэтому данная тема была выбрана мною для рассмотрения  в связи с правовой неграмотностью наших граждан и несвоевременной помощью нашего государства в случае возникновение несчастных случаев .

Любой человек, имеющий российское гражданство вправе рассчитывать на защиту и поддержку российского государства, если против него совершены противоправные действия. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 7), органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы россиянам была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Отдых для россиян, выезжающих за границу, по-прежнему небезопасен. Действующее законодательство не предусматривает реальных защитных механизмов для туристов. По данным Клуба защиты прав туристов, ежегодно за рубежом погибают от 300 до 500 россиян[1].

Эти трагические случаи можно  считать неизбежным следствием любого путешествия в другие края с частыми переездами и перелетами, сменой режима питания и климата, активным отдыхом. Никто не застрахован от отравления, инфекционных заболеваний, сердечных приступов, землетрясений и ураганов, несчастных случаев. Но в последние годы кривая смертности среди российских туристов за рубежом неуклонно ползет в гору.

Остроту проблемы, на наш взгляд отчетливо характеризуют следующие факты: по данным Федерального агентства по туризму с 2006 по 2009 г. среди российских туристов погибло 746 человек, 4,5 тыс. пострадали в той или иной степени, а 184 человека пропали без вести. Среди выезжающих 50% несчастных случаев приходится на Турцию, 14% - на Египет, 5% - на Болгарию.[2] Только в ноябре 2010 г. в Египте в результате дорожно-транспортного происшествия погибло 4 россиян и еще 17 получили ранения. Известный случай, который произошел в Египте с  Борисом  Максимовым стал трагической проверкой существующей системы защиты туристов. В результате неслаженных и несвоевременных действий египетской стороны поиски тела затянулись на целую неделю.

Председатель Клуба защиты прав туристов Д. Давыденко подчеркивает: «в среднем каждый день в мире умирает два российских туриста».[3] 
Очень часто возникают проблемы визовой дискриминации российских граждан.   За последние годы мы постоянно сталкиваемся с кризисами визового обслуживания российских граждан консульствами разных стран: Германия, Италия, Бельгия, Англия, Эмираты.

Нередки случаи изменения без предупреждения норм и правил получения виз для российских граждан. Это случается в связи, например, с приездом нового генерального консула. Так было в консульстве Италии в прошлом году. Консульство Греции в начале этого сезона также изменило правила получения виз без предупреждения, объясняя это сложностями, создавшимися в связи с вступлением в Шенгенское соглашение.
Американское консульство говорит о 20% отказов. По  данным подкомитета по защите прав человека - до 40%. Видеть в 40% наших граждан потенциальных правонарушителей - уже большая политика.

Проблемы с медицинским обслуживанием туристов за рубежом весьма распространенное явление. Около 80% обращений к страховщику за рубежом связано с заболеваниями детей, констатировали в «РОСНО», 90% травм российские туристы получают в состоянии алкогольного опьянения, травмы туристы зачастую получают по собственной невнимательности, некоторой рассеянности, возможно, от избытка впечатлений, а порой – ненужного лихачества: застрахованные наступают на морских ежей, падают на влажной плитке в ванной комнате номера в отеле или у бассейна, страховой полис в данных случаях редко работает эффективно и очень часто русским туристам приходится оплачивать все расходы на лечение за свой счет[4].

Анализ деятельности туриндустрии, собственный опыт работы в российских туристских фирмах, отелях Mitsis Serita Beach (Греция),  Belconti Resort (Турция), Sokos Hotel Kuusamo (Финляндия), позволяют утверждать, что существенным фактором, предпосылкой возникновения проблем, возникающих у российских граждан за рубежом, является то, что наши соотечественники, как правило, имеют весьма смутные представления о своих правах человека, гражданина, да и потребителя туристических услуг. То есть, недостаточный уровень правовой культуры, правовая неграмотность и здесь выступают в качестве решающего условия. Приходится констатировать, что основная масса туристов едет за рубеж, не зная о своем правовом статусе. Многие россияне сталкиваются за границей с проблемами из-за собственной юридической некомпетентности и незнания конкретной специфики страны посещения.

Помощь нашим согражданам, оказавшимся на грани жизни и смерти, должны оказывать не только государственные органы (например, консульские службы Министерства иностранных дел Российской Федерации), но и туристические компании.

Проблемы, с которыми сталкиваются наши граждане, отдыхающие в качестве туристов за границей можно разделить на несколько больших категорий.

1. Первая категория лежит в сфере ответственности турфирм и относится к компонентам продукта, приобретаемого туристом у турагента или туроператора. Сюда попадают все возникающие вопросы, связанные с перевозкой, трансфертом, размещением и сервисом в отеле, экскурсиями, дополнительными услугами, заказанными заранее и обратным трансфертом и перевозкой.

По статистике, доля таких проблем, в зависимости от страны, колеблется от 15% до 70%. Турбизнес – достаточно сложное дело, в формировании даже простой заграничной поездки принимают участие много сторон, множество факторов может повлиять на любой из этапов путешествия, поэтому сбои и накладки неизбежны даже у очень опытных игроков рынка.

В целях минимизации всякого рода рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, связанных с нахождением на территории иностранного государства в период совершения турпоездки, и возможности полноценно использовать весь набор правовых гарантий защиты собственных прав, установленных законодательством, гражданам, делающим выбор в пользу выездного туризма, следует ответственно подходить не только к выбору туроператора (турагента) как стороны по соответствующему договору, но и к формированию самого туристского продукта.

В частности, необходимо учитывать, что согласно Федеральному закону от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 132-ФЗ) туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг), оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта.

В этой связи факт самостоятельного приобретения туристом на территории страны посещения дополнительных, т. е. изначально не входивших в туристский продукт, экскурсионных, транспортных либо каких-либо иных услуг, стоимость которых оплачивается на месте сторонним юридическим или физическим лицам, означает, что в отношении таких сделок распространяется изъятие, установленное в подпункте 2 пункта 3 статьи 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации о неприменении права страны места жительства потребителя.

Исходя из этого, порядок формирования туристского продукта должен быть достоверно установлен в каждом случае, когда возникает спор по поводу качества предоставленных услуг и степени ответственности туроператора перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), тем более, что ответственность туроператора по смыслу статьи 9 Закона № 132-ФЗ ограничена рамками исполнения обязательств по предоставлению только тех услуг, которые вошли в соответствующий туристский продукт.

Кроме того, согласно положением статьи 4.1 Закона № 132-ФЗ туроператорская деятельность на территории Российской Федерации допускается исключительно при наличии финансового обеспечения в виде договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Причем данное требование распространяется также на деятельность юридических лиц, реализующих туристский продукт, сформированный за пределами Российской Федерации.

Сведения о туроператорах, имеющих финансовое обеспечение, вносятся в Реестр. Ведение Реестра осуществляет Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Сведения Реестра размещены в свободном доступе на электронном сайте Ростуризма в сети Интернет.

Согласно положениям статей 10 и 10.1 Закона № 132-ФЗ сведения о реестровом номере туроператора, сформировавшего реализуемый туристский продукт, данные о финансовом обеспечении, реквизиты туроператора как юридического лица (полное и сокращенное наименование, адрес), а также почтовый адрес отнесены к существенным (обязательным) условиям договора.

Данные о финансовом обеспечении включают его размер, номер, дату и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии.

Турагент, действующий от своего имени, в обязательном порядке дополнительно включает в договор соответствующие сведения о себе.

Положениями статьи 17.1 Закона № 132-ФЗ установлены требования к предоставляемому финансовому обеспечению, в том числе в части выплаты денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору. При этом в указанной норме подробно определен состав реального ущерба, отличный от определения этого понятия, установленного статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Причем в названной части Закон № 132-ФЗ сужает пределы финансовой ответственности туроператора по отношению к правилам, установленным статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Однако такое ограничение размера выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии не исключает права гражданина требовать от туроператора возмещения всех убытков, понесенных им вследствие нарушения прав потребителя, а также компенсации морального вреда в общем порядке, определенном гражданским законодательством.[5]

2. Вторую большую категорию проблем можно назвать двумя словами – «чужая страна».

У туристов возникают естественные сложности в общении с официальными лицами (погранконтроль, таможня, полиция и т.д.), сервисными и коммерческими службами (аэропорт, отель, ресторан, музей, больница, магазин, прокат машин и т.п.) и местным населением. За границей нам сложнее найти нужную информацию, проще заблудиться и растеряться. Вызывают затруднения элементарные вопросы, которые мы решаем на родине не задумываясь – как пользоваться транспортом, где находятся туалеты, как найти и купить нужное лекарство, как позвонить, где разменять деньги, как не дать себя обмануть – перечислять можно бесконечно. Эти проблемы характерны для любого путешественника в любой стране. Даже хорошее знание языка страны, что пока еще встречается у российских и украинских туристов достаточно редко, не всегда помогает. Ведь за границей мы находимся в отрыве от друзей, знакомых, привычного информационного окружения. Мы не знаем хорошо обычаи, а также законы и правила, тем более, что последние еще и постоянно меняются.

3. Третья категория - происшествия и неприятности, не связанные с турпродуктом. Травмы, заболевания и ухудшение здоровья, кражи и потери имущества, денег, паспортов, билетов, аварии на транспорте, стихийные бедствия, потери багажа при перелетах.

Туристы довольно часто сталкиваются с обманом в сфере обслуживания и торговли, порой сами нарушают порядок и попадают в полицию. Были случаи, когда туристы теряли друг друга, не могли найти дорогу, становились жертвами или свидетелями преступления, клиентов опасно кусали собаки, обезьяны, медузы, насекомые и один раз даже человек. Туристы плутали в горах, у них заканчивался бензин в автомашине в безлюдной местности, ломался мотор катера вдали от берега. Клиенты становились невольными участниками массовой драки фанатов после футбольного матча, их принимали за разыскиваемых властями страны преступников, обвиняли в том, что они не делали. За границей даже менее экстремальные ситуации чреваты потерей нервов, времени, а порой и денег.

Таким образом, следует отметить: наши туристы за рубежом находятся в постоянной незащищенности. В настоящее время органы государственной власти решает следующие задачи, направленные на повышение уровня защиты прав россиян за рубежом:

- информирование российских граждан о потенциальных угрозах и проблемах, с которыми они могут столкнуться за границей.
 - опубликование списка стран, не рекомендуемых для посещения российскими гражданами на временной или постоянной основе.

 - организационное, информационное и консультационное содействие в издании специализированных брошюр для граждан, выезжающих за рубеж.

- консультирование и содействие в координации деятельности различных ведомств;

- ведение архива и выявление динамики нарушения прав российских граждан за рубежом.

 - содействие в координации работы различных ведомств, которые могут быть задействованы в разрешении конкретной кризисной ситуации или участвуют в выработке общегосударственной стратегии по рассматриваемым вопросам: МИД, Миграционная служба. Министерство обороны и др.

- выявление регионов России, жители которых наиболее часто сталкиваются с нарушением своих прав за границей (Республика Карелия, Приморский край, Калининградская, Мурманская, Ленинградская обл. и др.);

- оказание всесторонней помощи (законодательной, юридической, консультационной, политической) жителям и руководству данных регионов.

- поддерживание регулярных контактов с международными гуманитарными и правозащитными организациями (Красный Крест, Amnesty International, Human Rights Watch и т. д.) тесное взаимодействие с ними как в разрешении острых кризисных ситуаций, так и выработки общих рекомендаций.

В качестве важного механизма защиты российских граждан за рубежом здесь может выступить страхование. Например, создание проекта «Интурполис» - это юридическая помощь для российских граждан за рубежом. Ваучер юридической защиты «Интурполис» предоставляет его владельцу, а также лицам, вписанным в ваучер, право на получение бесплатной юридической защиты и юридической помощи на территории иностранного государства.

Ваучер действует в стране, где владелец находится в туристической поездке или командировке. Срок действия ваучера равен сроку туристической поездки.

 Заключение

С каждым годом увеличиваются туристские потоки, соответственно, наблюдается и увеличение количества происшествий, а также неправомерных действий со стороны властных структур в странах временного пребывания в отношении российских граждан.

Следуя из своего личного опыта работы с российскими гражданами за рубежом, хочется отметить, что чаще всего возникают проблемы и нарушение прав из-за незнания или плохой информированности туристов со стороны туристических агентств о своих правах.

Проблема защиты прав российских туристов за рубежом в настоящее время активно обсуждается палатами Федерального Собрания Российской Федерации, соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Общественной Палатой России, профессиональным туристским сообществом.

В качестве основных путей совершенствования механизмов защиты наших туристов за рубежом рассматриваются:

- развитие нормативной базы;

- усиление координации и согласованности действий государственных органов;

- введение юридических страховых полисов для защиты наших граждан за рубежом

- повышение ответственности туристских операторов;

- правовое просвещение туристов и др.

Обеспечение эффективности этой работы связывается, прежде всего, с совершенствованием федерального законодательства, которое должно предусмотреть законодательное обеспечение государственного регулирования механизмов правовой защиты российских туристов за рубежом.

Анализ деятельности туристской отрасли, результаты обсуждения проблемы органами государственной власти (Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство иностранных дел России, МЧС РФ, Роспотребнадзор РФ, Ростуризм), Общественной Палаты Российской Федерации, позволяет выделить следующие основные задачи развития гоcударственной защиты российских туристов за рубежом:

- создание условий для снижения риска правонарушений в отношении российских туристов и граждан, находящихся в странах временного пребывания;

- обеспечение доступности оперативной правовой (юридической помощи) российским гражданам непосредственно в странах временного пребывания;

- содействие обеспечению путей взаимодействия государственных структур, общественных организаций, страховых компаний, туроператоров, представителей турбизнеса в целях развития устойчивого туризма с минимальным риском нарушения прав российских граждан за рубежом;

- разработка механизма страховой защиты по покрытию расходов, связанных с оказанием неотложной правовой (юридической) и организационно-консультационной помощи для выезжающих за рубеж российских граждан;

- внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности», в другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы защиты прав российских граждан за рубежом, а также вопросы страхования выезжающих за рубеж, с целью обеспечения своевременной и качественной правовой (юридической) защиты;

- предоставление Ростуризму дополнительных прав в отношении недобросовестных туроператоров, учитывая негативный опыт работы «Капитал-тур», благодаря которому многие россияне остались брошенными за рубежом на произвол судьбы;

- включение в учебные программы профильных учебных заведений специального курс по обеспечению безопасности туризма, рассмотрение возможности внесения соответствующих поправок в Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- и, на наш взгляд, самое важное – усиленная пропаганда правовых знаний, необходимых россиянам, собирающимся отдохнуть за границей.

Представляется, что скорейшее решение данных задач позволит обеспечить должный уровень защиты прав наших сограждан, реализующих право на отдых за пределами нашей Родины.

Источники:

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.06.2010) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 04.10.1996)// «Собрание законодательства РФ», 02.12.1996, N 49, ст. 5491.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 09.04.1992, N 15, ст. 766.

Литература:

[1] Гибель российских туристов за рубежом в 2008-2010 годах//Взгляд. Деловая газета. – 30.01.2009 // http://vz.ru/information/2009/1/30/251683.html

[1] Материалы круглого стола на тему «Законодательное обеспечение безопасности российских туристов в РФ и российских туристов за рубежом» 15 декабря 2010 г. Совет Федерации ФС РФ// http://www.rmat.ru/runews/?r67_id=616

[1] http://www.don-fish.ru/news-turizm/239/

[1] Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека //http://53.rospotrebnadzor.ru/zaschita_prav_potrebitelei_/info/vnimaniyu_rossiiskih_turistov__viezzhayuschih_za_r.html


Литература:

 

[1] Гибель российских туристов за рубежом в 2008-2010 годах//Взгляд. Деловая газета. – 30.01.2009 // http://vz.ru/information/2009/1/30/251683.html

[2] Материалы круглого стола на тему «Законодательное обеспечение безопасности российских туристов в РФ и российских туристов за рубежом» 15 декабря 2010 г. Совет Федерации ФС РФ// http://www.rmat.ru/runews/?r67_id=616

[3] http://www.don-fish.ru/news-turizm/239/

[4] www.techpolis.com.ua/articles/interesting/int30/

[5] Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека //http://53.rospotrebnadzor.ru/zaschita_prav_potrebitelei_/info/vnimaniyu_rossiiskih_turistov__viezzhayuschih_za_r.html

 

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.