Библиотека

ПРАВА ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ


2010 Автор:Кисенкова И.И.; Калужский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» Научный руководитель: Шафигулина Т.В., к.и.н., доцент

Важнейшей характерной чертой развития России на современном этапе является направленность деятельности всех ее властных структур на кардинальные изменения в функционировании общества и государства. Реформирование уголовно-исполнительной системы - составная часть государственной политики. Важным ее направлением является обеспечение прав человека в отношении осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Этот принцип положен в основу формирования уголовно-исполнительной политики Российской Федерации, обусловив систему мероприятий, направленных на гуманизацию [1].

Решение проблемы обеспечения правового статуса личности осужденных в деятельности органов, исполняющих наказания, и организаций, учреждений, содействующих им в этой работе, является приоритетным направлением реформирования уголовно-исполнительной политики.

Процесс гуманизации общества требует адекватного изменения нормативной базы в направлении усиления законности реализации и соблюдения прав и свобод лиц, изолированных от общества; определения научно обоснованного баланса реализации международных стандартов и норм российского законодательства в данной области.

Объектом исследования является система общественных отношений, складывающихся в процессе реализации прав осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы.

Предметом исследования выступает совокупность юридических норм, регламентирующих правовое положение осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, а также правоприменительная практика.

Целью исследования является изучение соблюдение прав лиц в местах лишения свободы (применительно к Калужской области).

В процессе работы планируется проанализировать различные законы и нормативно-правовые акты как принятые в РФ, так и международные.

Кроме того, будет изучена работа аппарата уполномоченного по правам человека в Калужской области в сфере рассматриваемого вопроса.  

Российское законодательство о правах лиц находящихся в местах содержания под стражей

Лишение свободы с юридической точки зрения представляет собой комплекс право ограничений: одних прав и свобод осуж­денный лишается полностью, в других - ограничивается, третьи - претерпевают видоизменения. Если говорить о лишении осужденного основных (конституционных) прав и свобод, то слова “лишение свободы” прежде всего означают невозможность свободного передвижения осужденного по территории РФ и выбора им места жительства, т.е. права и свободы, гарантированные гражданину ст. 22 и 27 Конституции РФ[1]. Так, осужденные к лишению свободы, обязаны весь срок на­казания находиться в исправительном учреждении. Им запре­щено нарушать линию охраны объектов исправительных учре­ждений. Побег из мест лишения свободы является преступлением. Вместе с тем определенным категориям осужденных разрешен выезд за пределы территории исправительных учреждений. Так, работающим осужденным предостав­ляется ежегодный оплачиваемый отпуск от 12 до 24 рабочих дней с правом выезда за пределы исправительного учреждения[4].

Резко ограничивается право гражданина пользоваться достижениями культуры и искусства, поскольку характер наказания в виде лишения свободы ограничивает возможности личности знакомиться с этими достижениями в условиях изоляции от общества и ограничения в свободе передвижения.

Конституция РФ гарантирует гражданам свободу слова, пе­чати, собраний, митингов, демонстраций, шествий. Однако режим лишения свободы исключает возможность предоставления перечисленных свобод в полном объеме. Они имеют возможность выступать на собраниях, в многотиражных и стенных газетах учреждений, но все собрания осужденных, как и печать, организуются и находятся под контролем администрации[1].

Неприкосновенность жилища и охрана личной жизни, тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, провоз­глашенные основным законом, на осужденных не распростра­няются. Их вещи, спальное место и они сами могут быть подвергнуты обыску или досмотру с целью обнаружения и изъятия запрещенных предметов, а корреспонденция и передачи подле­жат цензуре и досмотру.

Осужденный, отбывая наказание в местах лишения свободы, является субъектом не только конституционных, но и иных закрепленных законодательными актами правоотношений, в частности, гражданско-правовых. С гражданско-правовой точки зрения осужденные продолжают оставаться праводееспособными субъектами имущественных отношений, хотя и здесь их правовой статус претерпевает изменения[6].

Особое место в правовом положении осужденных составляют их специфические права и обязанности, которые условно можно разделить на два вида. Специальные права и обязанности пер­вого вида связаны с ограничениями в общих правах и обязанностях осужденных. Так, право осужденного на переписку, свида­ние, получение посылок или передач, право распоряжаться лич­ным временем, право на приобретение и хранение разрешенных перечнем продуктов питания и предметов первой необходимости и др. является следствием ограничения осужденного в праве распоряжаться собой и результатами своего труда, участвовать в общественной жизни и т.д. Некоторые права, например, право личной свободы, трансформируются в обязанность осужденного постоянно находиться в пенитенциарном учрежде­нии, а право устраивать свою личную жизнь и свой быт в соот­ветствии со своими представлениями и вкусами - в обязанность строго соблюдать распорядок дня, содержать в чистоте жилые помещения, соблюдать правила личной гигиены, в запрет вывешивать фотографии, репродукции, открытки на стенах и тумбочках, наносить себе и другим лицам татуировки и т.д. Ограничения в праве вступать в любые имущественные правоотно­шения оборачиваются запретом продавать, дарить или отчуждать иным способом в пользу других осужденных предметы, из­делия и вещества, находящиеся в личном пользовании.

Права и обязанности второго вида реализуют в правовом статусе уголовно-правовые и уголовно-исполнительные правоотношения. К ним относятся право на улучшенные условия со­держания, на условно-досрочное освобождение, право осужден­ных женщин на проживание вне колонии и т.п. [9].

Соблюдение прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы

На территории Калужской области расположено 7 исправительных учреждений и один следственный изолятор.

По данным территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний по Калужской области, на 15 января 2010г. в исправительных учреждениях Калужской области находилось 4 267 осужденных при общем лимите наполняемости – 4086.

Из них:

ЛИУ-1 - 240 осужденных при лимите наполняемости 250 человек;

ИК-2 - 42 осужденных (лимит - 50);

ИК-3 - 1123 осужденных (лимит - 1230);

ИК-4 - 533 осужденных (лимит - 1067);

ИК-5 - 813 осужденных (лимит - 928);

КП-6 - 244 осужденных (лимит - 200);

Калужская ВК (для несовершеннолетних) - 159 осужденных (лимит 361);

ИЗ-40/1 (СИЗО) - 1113 человек (лимит - 703). [5]

От лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и других граждан в 2009 году в адрес Уполномоченного по правам человека (далее омбудсмана) поступило 251 обращение, касающееся действующего уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Из них 59 обращений - от обвиняемых с жалобами на нарушения в ходе предварительного следствия, 90 обращений - от осужденных, в основном с жалобами на вынесенный приговор, 10 обращений - от родственников лиц, содержащихся под стражей и осужденных, и 92 - по другим вопросам[5].

Главные факторы, которые негативно влияют сегодня на общую картину соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей и осужденных:

- состояние зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы и ее слабая материально-техническая база;

- условия содержания указанных лиц;

- ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудниками УИН.

Омбудсман и сотрудники его аппарата при рассмотрении обращений, поступающих из ИК и СИЗО, тесно и продуктивно взаимодействуют с руководителем территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний по Калужской области (Головач С. М.), а также с его помощником по соблюдению прав человека (Никулина А.В.). За год функционирования института калужского омбудсмана налажено конструктивное взаимодействие с руководством исправительных учреждений области.

Благодаря этому омбудсман и сотрудники аппарата имели возможность оперативно рассматривать поступающие обращения, встречаться с лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, следственном изоляторе, быть в курсе проблем, которые имеются в этой системе.

Омбудсман и специалисты его аппарата неоднократно выезжали в ИЗ-40/1 (СИЗО) и в исправительные учреждения области для проведения проверок по заявлениям содержащихся под стражей и осужденных, проведения личного приема, а также для контроля за правилами содержания заключенных[4].      

Условия содержания и социального обеспечения

В своей массе условия содержания в учреждениях УИН в Калужской области сравнительно сносные, как правило, с соблюдением действующих нормативов.

Однако особое беспокойство вызывает переполненность калужского СИЗО значительно выше нормативов. В качестве подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ИЗ-40/1 (СИЗО) на 01.01.2009 содержалось 1113 человек (из них: мужчин - 956, женщин - 81, несовершеннолетних - 76)[4]. В то время как лимит (нормативный предел) наполняемости ИЗ-40/1 - 703 человека, или 158%(!). Это означает, что в ИЗ-40/1 сверх лимита содержится 410 человек. В результате в ряде камер не хватает спальных мест, и содержащимся в них приходится спать по очереди. В медсанчасти СИЗО недостает необходимого инструментария и материалов (зубной кабинет). Прогулочные дворики (камеры) накрыты крышей так, что узники практически лишены возможности видеть небо даже на прогулке, не говоря уже о пребывании в камерах. Если учесть, что некоторым из обвиняемых приходится ожидать вынесения приговора год, а то и два, то в ряде случаев это серьезно сказывается на здоровье и психическом состоянии содержащихся там. И не может не рассматриваться как нарушение прав человека[6].

В Калужской области открыто второе СИЗО (в г. Людинове).Оно является наиболее приближенно к стандартам Совета Европы учреждений, подобного рода на территории Калужской области[7].

Библиотеки исправительных учреждений области не в полной мере обеспечены необходимой юридической литературой. В камерах СИЗО отсутствуют телевизоры.

Омбудсманом в дар калужскому СИЗО периодически передается  юридическая литература (кодексы). Кроме того, по инициативе омбудсмана в камерах СИЗО установлено кабельное оборудование для обеспечения качественного приема телепрограмм на сумму 250 тыс. руб [5].

Осужденный У., отбывающий наказание в учреждении ИТ-55/3 (пос. Товарково), с 2001 по 2002г. являлся инвалидом III группы. Однако пенсия за этот период ему не была назначена и соответственно не выплачивалась. Проверкой установлено, что пенсия У. не была назначена в связи с тем, что в отделение Пенсионного фонда России своевременно не были представлены необходимые документы. Осужденный У. в течение одного года отбывал наказание в трех исправительных учреждениях, в том числе и за пределами Калужской области. Ни одно из трех исправительных учреждений документы для назначения пенсии в Пенсионный фонд не направило. В настоящее время срок для подачи документов истек, решить вопрос о назначении и выплате пенсии возможно только в судебном порядке[6].

                                   Оказание медицинской помощи

Среди содержащихся под стражей и осужденных в области в 2009 году имелись разнообразные заболевания: туберкулез в активной форме - 165 человек (в 2009 году заболеваемость туберкулезом среди осужденных в ИК снизилась на 43% к предыдущему периоду), ВИЧ-инфекция - 108 человек, вирусный гепатит - 57 человек[9].

Поступали обращения осужденных с жалобами на ненадлежащее лечение или отказ в оказании медицинских услуг в местах лишения свободы. Подобные обращения составили 5% от общего числа жалоб лиц, содержащихся под стражей и осужденных. Такая статистика не может не вызывать тревогу и опасения за состояние здоровья граждан, которые не имеют возможности прохождения самостоятельного лечения и полностью зависят от сотрудников медицинской службы и руководства конкретных учреждений. Во всех таких случаях омбудсманом проводились соответствующие проверки, в том числе с выездом на место[6].

Часть жалоб не находит объективного подтверждения. Так, гражданин  Р. в жалобе указывал, что неоднократно обращался в адрес администрации ИЗ-40/1 и должностных лиц УИН МЮ РФ по Калужской области за оказанием медицинской помощи и проведением соответствующего обследования в связи с ухудшением состояния здоровья. Однако его просьбы не были удовлетворены. Проверкой с выездом омбудсмана на место было установлено, что осужденному Р. оказывались медицинские услуги врачами различного профиля, в том числе проводилось амбулаторное и стационарное лечение в условиях городской больницы[9].

Омбудсман посетил медицинскую часть ИЗ-40/1, включая камеры больных с открытой формой туберкулеза, вирусным гепатитом, сифилисом и другие. Была проведена беседа с больными, находящимися на стационарном лечении. Жалоб на несвоевременность и качество оказания медицинской помощи, за исключением больной К., не поступило[8].

Иногда омбудсману чинились препятствия в посещении обвиняемых больных. Так, руководство Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Калужской области затеяло волокиту и отказало калужскому омбудсману в его просьбе посетить в СИЗО обвиняемую, инвалида II гр., по ее просьбе и жалобе, после перенесенного ею инсульта, на предмет ознакомления с условиями ее содержания и лечения. Такая позиция вызывает удивление и сожаление.

Тем не менее, обращения на ненадлежащие оказание медицинской помощи и отказ в медицинских обследованиях в учреждениях исполнения наказания области продолжают поступать[10].

Перевод осужденных для отбытия наказания

за пределы области

Часть писем осужденных и их родственников касалась просьб осужденных - жителей Калужской области, этапированных за ее пределы, и их родственников о переводе осужденных по прежнему месту жительства или по месту вынесения приговора в связи с тяжелыми семейными обстоятельствами (болезнь, престарелый возраст родных осужденных, малолетние дети и др.)[8].

В ст. 73 Уголовно-исполнительно кодексе РФ [2]говорится о том, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Однако в исключительных случаях осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ. Этапирование за пределы области проводилось в связи с временным перелимитом контингента в колонии строго режима ИК-3[2].

В связи с тем, что перевод осужденных из исправительного учреждения одного региона в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, входит в компетенцию ГУИН МЮ РФ, омбудсман по всем таким обращениям обращался в ГУИН МЮ РФ с ходатайствами о переводе осужденных для отбывания наказания по месту его прежнего жительства. Ряд просьб омбудсмана был удовлетворен. Несмотря на то, что в ИК-3 возможно разместить еще 103 осужденных, ГУИН МЮ РФ в удовлетворении двух ходатайств отказал[6].

Лишь начиная с 2005 года практика перевода осужденных за пределы Калужской области была прекращена (за исключением особого режима колоний, которых нет на территории области, а также женщин).

К сожалению, пока не могут быть выполнены требования ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса в отношении женщин, осужденных к лишению свободы, в связи с отсутствием на территории Калужской области женского исправительного учреждения. Поэтому все женщины после вступления приговора в законную силу для отбытия наказания направляются в другие регионы Российской Федерации[2].

Трудовая занятость осужденных

Сложное положение в местах лишения свободы с трудовой занятостью осужденных. Значительное количество лиц, содержащихся там, не работает из-за отсутствия работы. За 2009 год на оплачиваемых работах на предприятиях ИУ области трудился 671 осужденный. Кроме того, занято на оплачиваемых работах по хозяйственному обслуживанию учреждений еще 233 человека. В то же время всего по различным причинам не работало 1886 осужденных. И это притом, что в исправительных учреждениях содержится значительная часть осужденных, которые преступлением нанесли материальный вред потерпевшим и имеют соответствующие исполнительные листы[7].

К омбудсману обратился гражданин Г., потерпевший по делу гражданина С., отбывающего наказание в ИТ-55/5. В связи с тем, что С. не работал, имеющийся иск он не погашал. После вмешательства омбудсмана осужденный С. трудоустроен на предприятии ИТ-55/5 и работает швеей, а перечисления в счет погашения материального и морального вреда производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации[6].

Администрации исправительных учреждений пытаются по мере возможностей трудоустроить осужденных, в первую очередь имеющих исполнительные листы, но часто это сложно сделать из-за отсутствия у этих лиц соответствующей специальности, а порой и вообще каких-либо трудовых навыков.

Среди причин низкой занятости есть как объективные (несовершенство законодательства, отсутствие заказов, высокие накладные расходы и себестоимость продукции осужденных), так и субъективные (нерасторопность ряда руководителей в системе УИН, неэффективность и слабый контроль за исполнением областной целевой программы содействия трудовой занятости осужденных)[9].

Паспортизация осужденных

Остро в учреждениях УИН Минюста РФ по Калужской области стоит вопрос паспортизации осужденных. По данным УИН, только у 27% осужденных, поступающих в исправительные учреждения, к личным делам приобщены паспорта гражданина РФ. Руководство УИН обращалось к руководству УВД Калужской области с просьбой о принятии мер по изъятию паспортов подозреваемых и обвиняемых на стадии предварительного следствия и приобщения их к личным делам в соответствии с п. 21 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828[3]. Однако до настоящего времени ситуация существенно не изменилась. В исправительные учреждения по-прежнему продолжают поступать осужденные без документов, удостоверяющих личность. Так, по состоянию на 20.06.2009 паспорта отсутствовали у 1295 осужденных, 30 человек не могут подтвердить факт приобретения гражданства РФ и являются лицами без гражданства. В связи со сложившейся ситуацией некоторые граждане освобождаются из мест лишения свободы без документов, удостоверяющих личность[10].

Гражданин Н.  обратился с просьбой оказать содействие в получении паспорта гражданина России, т.к. при освобождении 23.03.2006 из ИТ-55/6 ему не был вручен паспорт гражданина РФ. Проверкой было установлено, что гражданину С. паспорт был оформлен 07.04.2006, однако вручен он был только 27.10.2006 лишь после вмешательства омбудсмана. Гражданин С. обращался по вопросу документирования паспортом в ПВО г. Обнинска, где ему отказывали в оформлении и выдаче паспорта, в то время как оформленный паспорт в течение 6 месяцев находился в ОВД Ленинского округа г. Калуги[5].                  

Насилие со стороны сотрудников

Часть вторая ст. 21 Конституции РФ гласит: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию"[1]. В статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод имеется аналогичная норма[4].

К омбудсману в 2009 г. поступило 19 жалоб, в том числе на применение чрезмерного, не вызванного необходимостью физического насилия в отношении осужденных со стороны сотрудников исправительных учреждений. По таким обращениям проводились соответствующие проверки УИН и прокуратурой области[5].

Много жалоб поступает на действия сотрудников учреждения ИТ-55/6 УИН МЮ РФ по Калужской области. В настоящее время по ряду жалоб проводится проверка.

Со слов осужденных и их родственников, в ряде учреждений УИН не поощряется подача ходатайств о помиловании, возникают проблемы с положительными рекомендациями осужденных руководством колоний при рассмотрении в судах вопросов об условно-досрочном освобождении[9].                                   

Среди основных причин нарушения прав граждан, содержащихся под стражей и находящихся в местах лишения свободы, можно отметить:

- недостаточное финансирование, слабое материально-техническое обеспечение учреждений системы исполнения наказаний;

- отсутствие в достаточном количестве рабочих мест и заказов для трудовой реабилитации осужденных;

- невыполнение некоторыми сотрудниками УВД Калужской области нормативных документов, регулирующих порядок изъятия и приобщения к личным делам документов, удостоверяющих личность обвиняемого;

- отсутствие на территории Калужской области специализированного исправительного учреждения для женщин;

- значительный перелимит СИЗО;

- неукомплектованность личным составом сотрудников исправительных учреждений, в том числе медработников, как результат непродуманного федерального законодательства.

На основе исследования ситуации с соблюдением прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следует:  

1. На федеральном уровне решить вопрос о возможности и целесообразности создания на территории Калужской области специализированного исправительного учреждения для содержания женщин-калужанок, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

2. Принять меры к созданию дополнительных рабочих мест для осужденных.

УВД Калужской области:

- потребовать от следователей, дознавателей и других лиц, ведущих расследование по уголовным делам, строго соблюдать требования, установленные постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828[3], в части изъятия и приобщения к уголовным делам обвиняемых, содержащихся под стражей, паспорта гражданина РФ. При соблюдении указанных требований в исправительные учреждения будут поступать осужденные с документом, удостоверяющим личность;

- усилить контроль за документированием паспортом осужденных, не допускать случаев выхода на свободу осужденных граждан РФ без документирования их паспортом.

Правительству Калужской области, Законодательному Собранию Калужской области:

- оказать содействие УИН Минюста РФ по Калужской области путем разработки, утверждения и реализации областных целевых программ:

а) содействия занятости осужденных;

б) реабилитации и адаптации осужденных после отбытия ими наказания в местах лишения свободы с трудоустройством и поиском места жительства.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ 

2. Уголовно-исполнительный  кодекс

3.Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 

4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод       

5. http://www.ombudsman.kaluga.ru/news/?content=item&item=745

6. http://www.hro.org/node/8229

7. http://www.zaprava.ru/content/view/1924/9/

8. http://ufsin.kaluga.ru/branches/30

9. http://www.uznik.info/communication/forum/forum9/topic174/

10. http://www.admoblkaluga.ru/main/news/pressa/detail.php?ID=66149



[1] ст. 22 и 27 Конституции РФ. (ст22 Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. Ст27 Гласит Каждый, кто законно находиться на территории Российской Федерации имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства)

 

[2] ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (ст. 73 осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены)

[3] с п. 21 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828  Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации

[4] статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.