Библиотека

ПРАВО НА СЕМЬЮ – ГЛАВНОЕ ПРАВО РЕБЕНКА


2010 Автор: Ермакова К.П.; КФ ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы» Научный руководитель: Хомутова О.Ю., к.и.н.

Настоящий сирота не тот, кто не имеет родителей,

а тот, кто, имея родителей, не имеет

родительского воспитания.

Бауржан Тойшибеков

 

Слова «дети-сироты» у любого нормального человека вызывают сердечную боль. На всю жизнь остается стрессом потеря близких людей, вызванная чрезвычайными обстоятельствами. Но не менее горьким и трагичным является современное социальное сиротство, основанное на неблагополучии семьи, алкоголизме родителей, безразличном и порою даже жестоком обращении с детьми. 

Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали вероятность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников. В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижении рождаемости, легализации гомосексуальных браков. Вторая причина специфическая – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствием эффективной социальной политики, широким распространением  алкоголизма и связанного с ним семейного насилия.

О кризисном состоянии российской семьи свидетельствует устойчивый рост числа родителей, лишенных родительских прав. За пять лет (с 1999 по 2004 г.) число удовлетворенных судами исков о лишении родительских прав возросло с 35 тыс. до 56 тыс., а число детей, изъятых у таких родителей, увеличилось с 46,5 тыс. до 65,2 тыс.[1]

В настоящее время судом удовлетворяются около 90% всех рассматриваемых дел по вопросам лишения родительских прав. Эта процедура является основной причиной социального сиротства. Так, половина выявляемых в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, – это дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.

В 1989 году в российских детских домах и приютах проживали и воспитывались 87 тысяч детей. К 2007 году эта цифра увеличилась в разы, и число детей составило более 735 тысяч. Данные 2009 года (более 800 тысяч)  свидетельствуют о том, что масштабы социального сиротства продолжают увеличиваться. Ежегодно в Российской Федерации выявляется около 120 000 детей-сирот. Почти 80% из них относятся к категории социальных сирот.

По официальным данным на территории Калужской области сеть интернатов и детских домов в 2004 году была представлена 32 учреждениями; обучались и воспитывались в них всего 4057 детей, в том числе 1172 детей-сирот[2]. В настоящее время в области функционируют всего 8 детских домов, причем 1 из них находится в стадии реформирования. Это подтверждает наличие тенденции сокращения детских домов. На наш взгляд, основной задачей в этом процессе является выявление нарушений в работе специалистов подобных учреждений и устранение некомпетентных сотрудников, оставляя лишь квалифицированных и гуманных профессионалов в данной сфере. Даже самые незначительные ошибки в решении этой задачи могут повлечь за собой необратимые последствия.

В Калужской области существует тенденция, как и в общероссийской практике, пополнения армии социальных сирот. Ежегодно количество детей в интернатах и детских домах увеличивается на 700 – 800 человек. Для разрешения сложившейся ситуации областные органы власти  одни из первых среди регионов России начали активно развивать институт приемной семьи. На протяжении нескольких лет это направление остается одним из главных в сфере социально-экономического развития региона и личных приоритетов в деятельности Губернатора Калужской области А.Д.Артамонова.

В рамках данного направления в 2003 году в структуре органов власти при Правительстве области был создан комитет по делам приемной семьи[3]. Основными задачами данного органа являются развитие всех семейных форм воспитания и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации всесторонней социальной помощи семьям, воспитывающим этих детей, в том числе опекунским, приемным и семьям усыновителей.

За семь лет функционирования комитета по делам приемной семьи[4],  Калужская область добилась значительных результатов: увеличилось количество семей, готовых взять на воспитание чужого ребенка; у приемных родителей появилась материальная возможность заниматься лишь воспитанием ребенка; создан институт адресной социально-экономической помощи приемным семьям. Кроме того, региональные органы власти оказывают содействие в организации отдыха и оздоровления детей-сирот. Сегодня в каждом муниципальном районе Калужской области имеются приемные семьи. Среди регионов Центрального Федерального округа Калужская область находится по данному показателю на первом месте.

Однако, несмотря на все достигнутые успехи в реализации региональных проектов, в настоящее время существует и ряд нерешенных вопросов. В основном имеющиеся проблемы затрагивают психолого-педагогический аспект и касаются межличностных отношений в созданных приемных семьях, вследствие чего число возвратов из приемных семей ни в чем не повинных детей увеличивается. Так если в детские дома и интернаты в 2008 году было возвращено 24 ребенка, то в 2009 году – уже 31. Более того, зафиксированы случаи, когда приемные дети сбегали от своих неудавшихся родителей. Основная причина подобной реакции несовершеннолетних – ненадлежащее, а порой и грубое к ним отношение со стороны попечителей (опекунов).

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что проблема возвратов достаточно остро стоит сегодня перед Калужской областью и  Россией в целом. Поэтому целью данной работы является содействие в формировании благоприятных взаимоотношений между приемными родителями и детьми. В связи с этим, работа должна осуществляться, на наш взгляд, по следующим направлениям, которые в рамках проекта представлены такими задачами, как:

1. Организация эффективной системы отбора детей;

2. Создание доступного и действенного механизма консультационно-методической помощи приемным семьям;

3. Формирование эффективной системы мотивации приемных родителей;

4. Воспитание позитивного общественного мнения в социуме об институте приемной семьи;

5. Закрепление новых положений в правовом поле.

Для решения поставленных задач, используем ряд исследовательских методов. Во-первых, исторический. Он позволяет рассмотреть становление и развитие института приемной семьи в России и Калужской области. Во-вторых, сравнительный. Он предполагает проведение анализа действующего института приемной семьи и системы усыновления в Российской Федерации и зарубежных странах. В-третьих, аналитический метод, который заключается в анализе действующего законодательства, разработанных и реализуемых программ, научных работ и статей по данной тематике. В-четвертых,      социологический. В рамках данной работы он представлен опросом населения Калужской области.

В первую очередь мы бы хотели обратить внимание на подбор ребенка приемной семьей и потенциальными усыновителями.

В настоящее время в Российской Федерации законодательно не закреплены принципы подбора детей. Между тем, в соответствии со статьей 126.1 Семейного Кодекса Российской Федерации осуществление  посреднической деятельности по усыновлению детей запрещено: «любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается». Помимо этого, Семейный Кодекс также предписывает необходимость для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, его согласия. Однако возможны и исключения из этого правила: «если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя, и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка»[5]. Таким образом,  в практике российского законодательства в настоящее время формально определены лишь два критерия подбора детей, причем не регламентирующие сам процесс отбора и закрепления права за усыновителями и опекунами (попечителями) воспитания подопечного.

Подобный пробел в законодательстве дает возможность потенциальным родителям использовать весь спектр вариативных форм подбора ребенка. Однако на практике  усыновители и опекуны ориентируются лишь формальными критериями – возраст, состояние здоровья, внешность ребенка.  С 2009 года  одним из критериев становления опекуном (попечителем), потенциальным родителем или усыновителем является прохождение вышеперечисленными гражданами специальной подготовки[6]. После такого отбора ребенок попадает в приемную семью, причем сроки рассмотрения досье будущих родителей и утверждения за ними права заниматься воспитание ребенка, на наш взгляд, необоснованно сжаты. В особенности это касается процесса усыновления (удочерения).

Поэтому, мы считаем необходимым увеличения временных рамок процесса оформления усыновления (опеки, попечительства). Сроки оформления усыновления в разных странах неодинаковы. Так, например, на то, чтобы усыновить или удочерить испанского ребенка, у бездетной испанской супружеской пары уходит в среднем 9 – 10 лет. Во Франции этот период составляет от 2 до 3 лет. В Швеции на проверку семейной пары, их места жительства, оформление документов уходит около 2 лет. В Германии для того, чтобы мужчина смог удочерить ребенка своей жены, ему необходимо прожить с этим ребенком не менее 2 лет. В Китае период рассмотрения и оформления документов составляет от 1,5 до 2 лет. В России усыновить ребенка можно в течение полугода, а процесс оформления опекунства еще более сокращен.

Конечно безосновательное увеличение сроков рассмотрения документов, подбора кандидатов для конкретного ребенка и оформление документов смысла не имеет, тем более что определенные исключения должны существовать. Однако, внедрение в практику системы знакомства, привыкания и адаптации детей под чутким руководством специалистов имеет рациональное зерно. Внесем свои предложения в изменение действующей системы подбора ребенка и разобьем этот процесс на несколько этапов.

Этап I. После получения положительного заключения от органов опеки и попечительства о возможности усыновления (оформления опекунства), потенциальные родители занимаются поисками ребенка.

Основной задачей на данном стадии для усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей должно стать прохождение перекрестного опроса психологов, педагогов и культурологов с целью  выявления психологической готовности семейных пар и конкретных людей к воспитанию чужого ребенка. Подобные беседы должны стать механизмом определения психологического состояния, образования и социализации кандидатов в родители, а также выявить их воспитательный потенциал. Этот механизм позволит уже на первоначальной стадии отсеять тех кандидатов, которые еще не готовы к воспитанию ребенка, не способны окружить его необходимой заботой и любовью. 

Кроме того, очень важно, чтобы будущие мамы и папы имели определенный опыт общения с детьми, навыки заботы и ухода за малышами. Уже сегодня, исходя из имеющегося опыта, можно говорить о том, что достаточно благоприятно сказывается на обучении будущих отцов и матерей практика внедрения в регионах школ приемных родителей (ШПР).  Однако в настоящее время подобные школы существуют не везде и качество обучения в различных ШПР неодинаково. При этом следует учитывать, что воспитание приемного ребенка резко отличается от того же процесса по отношению к детям, живущим в семье. Поэтому даже опытные родители, успевшие вырастить нескольких своих детей, взяв малютку из государственного или муниципального учреждения для детей-сирот, зачастую сталкиваются с трудностями, которые кажутся им порой непреодолимыми. В ШПР квалифицированные специалисты подготавливают будущих родителей к возможным проблемам и учат их устранять; раскрывают самые острые психологические аспекты; отвечают на каверзные вопросы потенциальных родителей; оказывают юридическую, психологическую и другие виды помощи и т.д. Благодаря всестороннему обучению мамы и папы, в будущем, сталкиваясь с определенными трудностями и проблемами, воспринимают их как некоторое испытание, возможность сблизиться с ребенком, а не как непреодолимое препятствие.

Итогом первого этапа должно стать знакомство ребенка с его потенциальными родителями.

Этап II. После знакомства ребенка с потенциальными родителями важно установление контактов и привыкание их друг к другу. Полезным в этом вопросе было бы обращение к действующей в Германии практике. Для того чтобы исключить возможную ошибку, которая впоследствии может дорого стоить ребенку, усыновлению в ФРГ предшествует так называемое «время заботы»[7], или время привыкания. Как правило, этот период в Германии длится около года.

Применительно к российской реальности предлагаем разбить этот этап на две стадии. Для начала следует установить определенные дни, которые еженедельно будущие родители будут проводить с малышом: сначала по месту проживания ребенка, после забирая его из государственного или муниципального учреждения. В этот период важен контроль со стороны социальных работников и детских психологов за изменением настроений ребенка. Так после общения с потенциальными папами и мамами специалисты детских домов и интернатов должны проводить беседы с детьми, с целью определения их отношения к будущим родителям. Подобная программа позволит установить своего рода двухсторонний отбор: с одной стороны, родители выбирают ребенка; с другой – ребенок сам отдает предпочтение определенным кандидатам. Это даст возможность в полной мере реализовать предусмотренную семейным законодательством норму, предполагающую учет мнения ребенка при выборе родителей.

Кроме того, процесс отбора необходимо усложнить прохождением процедуры, направленной на выявление психологической совместимости родителей и ребенка. Естественно, дети грудного возраста сразу исключаются из состава участников данного процесса. Для реализации этого направления предполагается привлечение квалифицированных психологов. Эта фаза в процессе усыновления (оформления попечительства) направлена на формирование гармоничной семьи, с подходящими типами темперамента, привычками, уровнями эмоциональности и т.д. Это позволит на первоначальной стадии исключить ошибку создания семей, в которых родители несовместимы с детьми с психологической точки зрения.

Этап III. Только после того, как ребенок привыкнет к новым маме и (или) папе, можно разрешить им забрать его в семью. В этом случае специалист должен еженедельно посещать новые семьи и контролировать процесс воспитания. Помимо этого, специалист должен оценить способность ребенка жить в обычной семье, выявить поведенческие проблемы у ребенка  и в случае необходимости дать определенные рекомендации родителям. Как только специалист убедится в том, что и родители, и, главное, сам ребенок готовы жить полноценной семьей процесс оформления усыновлении (опеки) должен завершиться.

В данном случае мы рассматривали процессы усыновления и оформления опеки (попечительства) как единые, хотя сегодня российское законодательство разделяет их. Однако на наш взгляд целесообразнее их объединение – лишь в этом случаи права ребенка будут соблюдаться в большей степени, так как процесс воспитания и формирования личности несовершеннолетнего по большому счету не должен отличаться в этих типах семей.

Нет оснований для того, чтобы не согласиться с тем, что в процессе воспитания ребенка усыновители и приемные родители зачастую сталкиваются с определенными трудностями. Это естественный процесс и искоренить его не представляется возможным. Вместе с тем, оказать помощь в решении проблем вполне реально. В настоящее время существует множество сайтов, основной целью которых является информирование и оказание услуг приемным родителям по ряду возникающих вопросов. Кроме того, в сети Internet можно  встретить специально созданные форумы, в рамках которых родители делятся опытом.  Большинство ШПР также имеют собственные сайты.

Мы предлагаем объединить имеющуюся информационную базу с целью создания единого официального  интерактивного интернет-портала для приемных родителей в Калужской области. Подобный ресурс должен стать своего рода пособием для приемных родителей. С помощью него уже образованные приемные семьи и усыновители в сжатые сроки  (и в любое время суток) смогут получить необходимую информацию. Структура предлагаемого Internet-ресурса обязательно должна содержать следующие разделы: медицинский блок; психологический блок; описание сложных ситуаций и возможных вариантов поведения в каждой из них; методические рекомендации по воспитанию приемных детей; блок правовой информации; случаи из практики. Помимо указанных разделов портал может включать и другие блоки; например, «форум», в рамках которого приемные родители смогут делиться своим опытом.

Кроме того, считаем целесообразным организацию телефонной горячей линии, куда смогут обратиться приемные родители по психологическим, медицинским, социальным и другим вопросам. Работники горячей телефонной линии – квалифицированные специалисты, которые смогут напрямую дать ответы на возникшие вопросы.

Одно из достоинств  описанной системы в том, что родители смогут обратиться за помощью инкогнито.

По аналогии с другими субъектами РФ, например, с Алтайским краем, в Калужской области, сохраняя традицию проведения ежегодных конкурсов в сфере опеки и попечительства, предлагаем учредить гранты опекунам и приемным родителям, дети которых достигли особых успехов в учебе, творчестве, спорте, а также активно участвовали в общественной жизни. Это позволит повысить уровень социальной защищенности и финансовой поддержки талантливых детей, а также будет способствовать стимулированию приемных родителей к выполнению возложенных на них обязательств.

Решение проблем правовой и социальной защищенности детей требует более активного участия гражданского общества. Сегодня важным является создание позитивного имиджа семьи. И как частный случай – имиджа приемной семьи. По результатам проведенного исследования (см. Приложение) около 14% населения Калужской области отрицательно относятся к усыновлению (созданию приемных семей). Важно добиться адекватного восприятия населением созданных «искусственным» путем семей. Этого можно достигнуть путем продуманной социальной рекламы и пропаганды среди широких масс населения семейных ценностей. Как результат в обществе должно увеличиться и число людей, готовых взять на воспитание чужого ребенка.

Участие граждан в соблюдении прав и законных интересов детей, находящихся под опекой и попечительством регламентируется Федеральным Законом «Об опеке и попечительстве». И нельзя оспорить тот факт, что очень важно получение органами опеки и попечительства своевременных сигналов от населения о грубом обращении с детьми или об ущемлении их прав. Для этого в таких учреждениях как школы, детские сады, больницы и т.д. следует размесить объявления с номерами телефонов службы горячей линии или ближайшего органа опеки и попечительства. Своевременное поступление информации поможет защитить ребенка от ущемления его прав.

Особое значение имеет привлечение реального сектора экономики к проблемам социального сиротства. Обратившись к истории, можно вспомнить, что в СССР существовала система шефства. Она представляла собой форму общественной деятельности, которая заключалась в систематической  помощи, оказываемой одним учреждением (шефом) другому (подшефному) коллективу. Возрождение практики закрепления за детскими сиротскими заведениями шефов сегодня имеет особое значение.

Привлечение бизнесов к данной проблеме возможно посредством предоставления частному сектору экономики определенных льгот.  В свою очередь шефы смогут оказывать материальную, организационную, социальную и другие виды помощи детским домам. Делая акцент в проводимых PR – компаниях на подшефное учреждение, бизнес будет способствовать привлечению внимания общественности к проблемам сирот. Таким образом, взаимоотношение указанных структур, относящихся к разным типам, может стать взаимовыгодным.

В настоящее время во многих странах запада активно функционируют добровольческие течения. Современное волонтерское движение в России начало формироваться в последние десятилетия. В Калужской области подобного рода молодежные направления сегодня признаны официально. Мы же предлагаем посредством волонтерского движения внедрить в практику взаимодействие современной молодежи с детьми-сиротами. К реализации данного направления можно привлечь школы и высшие учебные заведения. Такое взаимодействие позволит детям, воспитывающимся в государственных и муниципальных учреждениях, почувствовать заботу и поддержку. Волонтеры смогут оказать помощь, работникам детских домов, взяв на себя часть их обязанностей. А молодежь, в свою очередь, сможет приобрести жизненный опыт, научится быть терпимее к современным социальным проблемам. Кроме того, это позволит увеличить в последствие количество потенциальных усыновителей (приемных родителей), которых сегодня, исходя из проведенного анкетирования (см. Приложение) не так много.

На наш взгляд, особое значение для функционирования и развития института замещающей семьи в Калужской области имеет внимание со стороны не только контрольных органов, но и Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, так как именно они с большей эффективностью могут способствовать соблюдению прав ребенка.

По словам Белкиной Антонины Дмитриевны (заместитель министра – начальник управления по опеке и попечительству министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области) в настоящее время законодательная база по институту опеки и попечительства сформирована и отвечает основным международным стандартам. Но на наш взгляд, закрепление в правовом поле принципов системы отбора детей потенциальными родителями с указанием отдельных обязательных процедур, направленных на создание гармоничной и совместимой с психологической точки зрения семьи, является на сегодняшний день необходимым.

Внедрение в практику информационного оперативного ресурса, представленного интерактивным интернет-порталом и телефонной горячей линией, позволит снизить риски возвратов приемных детей в Калужской области. А предложенный комплекс мер, направленных на формирование позитивного имиджа семьи, участия граждан в судьбах детей, оставшихся без попечения родителей,  при правильной реализации должен стать ступенькой к возрождению семейных ценностей в обществе.



[1] О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. М.., 2009

[2] Портал органов власти Калужской области. [Электронный документ]. (http://www.admoblkaluga.ru/sub/education/obraz/geneduc/page.php). Проверено – 15.11.2010.

 

[3] Постановление Правительства Калужской области от 30.07.2003 № 201 «О создании комитета по делам приемной семьи при Правительстве Калужской области».

[4] Положение «О комитете по делам приемной семьи при Правительстве Калужской области»

[5] Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 (ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ, 08.12.1995.

 

[6] Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

[7] Официальный сайт познавательного журнала «Школа жизни». [Электронный документ]. (http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-6977/). Проверено – 15.11.2010.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.