Библиотека

ПРАВА ЛИЦ, НАХОДИВШИХСЯ В МЕСТАХ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ


2008 Авторы:Ю.С. Чайка, И.Н. Кузютина; ФГОУ ВПО «Северо – Западная академия государственной службы» в г. Калуга Научный руководитель: Корнюшина И.П.

«Ведь человек и в местах лишения свободы - человек, 

и наказание за совершение противоправных действий 

должен нести в соответствии с государственными законами,

а не воровскими понятиями...»

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Владимир Лукин

 

Важность исторического исследования по проблематике прав человека предопределяется необходимостью познания истоков как самого института защиты прав человека, так и проблем, противоречий, сопутствующих его развитию на современном этапе. Понятие «защита прав человека» напрямую соотносится и с выборным началом, развитием представительных органов. Поэтому в истории российской государственности выборные органы практически всегда можно рассматривать как защитные институции с позиции прав личности в социуме.

Судебная система (правоохранительная) приобретала с течением времени всё более иерархический, сословный характер. Правовая защищённость напрямую связывалась с принадлежностью к той или иной группе населения и ранжировалась в зависимости от положения этой группы в обществе.

Первые попытки упорядочить систему вынесения наказаний и их исполнение были предприняты в XIII—XV веках и впервые вошли в сборники сводов древнерусского феодального права: Краткую, Пространную и Сокращенную версии «Русской Правды».

При Петре I впервые в отечественной истории стал широко использоваться труд арестантов. Они строили крепости, форты, другие оборонные сооружения.

Своё видение будущего тюремной системы Екатерина II отразила в проекте «Положение о тюрьмах», написанном в 1778 году. В нём предписывалось совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизация условий содержания заключённых, правовой статус администрации. Но данный проект так и остался не реализованным. Отдельные его положения были востребованы лишь спустя столетие, в период либеральных реформ Александра II.

Первые шаги по упорядочению структуры управления местами лишения свободы были предприняты в начале XIX века.

Перед обществом в качестве главной ставилась задача нравственного исправления преступников, и на достижение этой цели должны быть направлены усилия всех тех, кто посвятил себя тюремному делу. Круг обязанностей «Попечительного о тюрьмах общества» был широк и охватывал практически все стороны жизни осужденных. Это - создание условий для поддержания здоровья арестантов, обеспечение одеждой, бельём, обувью и удовлетворение других потребностей в период отбывания наказания, духовно-нравственное воспитание, контроль за размещением и содержанием мест заключения. Можно с уверенностью сказать, что эти идеи и попытки их реализовать стали первым опытом участия гражданского общества в разрешении проблем тюремной системы страны.

Следует отметить, что 60-70-е годы XIX века были периодом поиска путей реформирования тюремной системы России.

Период Февральской революции 1917 года характерен нестабильностью тюремной системы, которая в сознании народа отождествлялась с насилием и беззаконием

В условиях политического обострения в конце 20-х годов, борьбы за власть и набирающего силу культа личности И.В. Сталина насилие становилось главным средством достижения цели. И эту перемену в первую очередь испытали на себе места лишения свободы.

Было заявлено о необходимости ужесточения порядка и условий исполнения наказаний, ограничении применения скромного перечня льгот к осужденным (зачёт рабочих дней, предоставление отпусков, переводы в разряды).

В апреле 1930 года постановлением СНК СССР утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях, просуществовавших до 1958 года. Предопределено их главное назначение использование дешёвой рабочей силы заключённых для решения крупных народно-хозяйственных задач, освоения отдалённых территории страны.

Характерной особенностью того периода была нестабильность правового регулирования порядка отбывания уголовных наказаний.

С образованием в июле 1934 года общесоюзного НКВД исправительно-трудовые учреждения, подведомственные НКЮ, вновь передаются органам внутренних дел. В ноябре этого же года постановлением ЦИК и СНК СССР при НКВД было создано особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылку на срок до пяти лет, заключать в исправительно-трудовые лагеря. А с конца 30-х и до начала 50-х годов Исправительно-трудовой кодекс фактически не действовал. Законодательная регламентация исполнения наказаний вытеснялась закрытыми для общества ведомственными приказами и инструкциями. И только с середины 50-х годов стали предприниматься первые шаги по восстановлению законности и демократических начал в жизни общества в целом и в уголовно-исполнительной системе в частности. Перед учреждениями мест лишения свободы ставилась главная задача исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения к труду.

При сохранении производственного приоритета в 70-80-х годах шёл активный поиск новых форм воспитательной работы с осужденными. Расширялась сеть общеобразовательных школ, профессиональных училищ, создавались самодеятельные организации осужденных, много внимания уделялось рациональному использованию свободного от работы времени.

Во второй половине 80-х годов, получивших название эпохи перестройки, в стране стала ощущаться нестабильность в политической и экономической жизни, негативно отразившаяся и на местах лишения свободы. В колониях и следственных изоляторах прокатилась волна массовых беспорядков, в том числе взятие в заложники сотрудников. Стало очевидным, что существующая система ИТУ, основанная на неуважении к личности, себя исчерпала, и её нужно коренным образом реформировать.

Лишь в 1992 году внесены значительные изменения и дополнения в Исправительно-трудовой кодекс, направленные на гуманизацию порядка и условий содержания осужденных. В обновлённом кодексе впервые гарантировалась свобода совести и вероисповедания, введены нормы, обеспечивающие безопасность граждан, лишённых свободы, им предоставлена возможность пользоваться платными лечебными услугами, вести телефонные переговоры, выезжать за пределы ИТУ во время трудового отпуска, а отдельным категориям разрешено проживание за пределами учреждений. [1]

13 января 1996 года Президентом РФ Б.Н. Ельциным одобрена «Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России», в которой заложены меры по дальнейшей гуманизации уголовно-исполнительной политики, приведению условий содержания осужденных в соответствие с международными нормами, такими как: «Всеобщая декларация прав человека», Конвенция «О защите прав человека и основных свобод».

Основными факторами, определяющими развитие уголовно-исполнительной системы, являются международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями.

Присоединение Российской Федерации в 1996 году к Уставу Совета Европы и в 1998 году - к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, актуализировало задачу приведения уголовно-исполнительной системы в соответствие с правовыми стандартами Совета Европы, которые в последние годы претерпели значительные изменения относительно содержания тюремного управления и обращения с заключенными (подследственными, осужденными).

Согласно Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» гарантируются следующие основные права лицам, находящихся в местах лишения свободы;

1. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

2. Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке  причины его ареста и любое  предъявляемое  ему обвинение.

3. Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.

4. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор, пока его виновность не будет установлена в законным порядком".[2]

В 1996 году государственной Думой РФ был принят Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в котором устанавливался порядок контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

Согласно Уголовно-исполнительному кодексу под осуждённым понимается лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого по уголовному делу в установленном законом порядке, которому гарантируются следующие права:

1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания.

2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы.

5. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

6. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения.

7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на  получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

9. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания.

10. Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы.[3]

Современная уголовно-исполнительная система представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих различные виды наказаний, и включает в себя 1060 учреждений, из них 844 исправительных учреждения, 7 тюрем, 209 следственных изоляторов. В настоящее время в указанных учреждениях содержатся более 812 тыс. человек.

Среднестатистическая годовая численность подследственных составляет 152,6 тыс. человек. При лимите наполнения следственных изоляторов в 147,8 тыс. человек эти учреждения 6 - 8 месяцев в году оказываются переполненными.

Согласно требованиям законодательства Российской Федерации размещение в камерах подследственных и осужденных производится с учетом их личности и психологической совместимости, а также пола и возраста. Подследственные содержатся в общих или одиночных камерах, в соответствии с требованиями раздельного размещения.

Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства юстиции является соблюдение законности, прав и свобод граждан в местах лишения свободы. Их соблюдение становится одним из главных и обобщающих показателей состояния уголовно-исполнительной системы. Для проведения последовательной работы в этом направлении в структуре ФСИН России создано специальное подразделение, а в территориальных органах УИС учреждён институт по правам человека.

Институт Уполномоченного по правам человека в Калужской области существует сравнительно недавно. Но с самого начала работы Уполномоченного и его аппарата одним из важнейших принципов была открытость и доступность для любого человека.

В 2007 году наибольшее количество письменных обращений было получено Уполномоченным по Калужской области от осужденных - 222 обращения или 18,4% от общего числа заявителей. Их число возросло на 24 заявления (рост на 3%)[4]. В основном они жаловались на несправедливое, по их мнению, решение суда или на условия содержания в местах заключения.

На территории Калужской области находится воспитательная колония, в которой отбывают наказание несовершеннолетние осуждённые (от 14 до 18 лет) Калужской, Смоленской, Московской и представители других областей (См. Приложение 1).

История Федерального бюджетного учреждения Калужской воспитательной колонии уголовно-воспитательной системы исполнения наказаний России по Калужской области берет свое начало с 1942 года. Тогда в деревне Ахлебинино среди лесного массива возникли одно- и двухэтажные домики, в которых разместилось до 600 воспитанников. Это были подростки - дети войны, оказавшиеся в пекле страданий и невзгод.

Вся воспитательная работа сотрудников колонии была направлена на то, чтобы дети, выйдя на свободу, могли жить и трудиться. В колонии было организовано столярное производство по изготовлению мебели, кроме того, они работали в сельском хозяйстве. В свободное время ребята занимались спортом, участвовали в художественной самодеятельности. В колонии был духовой оркестр.

Приказом министра внутренних дел СССР в сентябре 1971 года была организована Калужская ВТК усиленного режима. Начальником был назначен подполковник внутренней службы Платов Николай Евсеевич. В октябре 1971 года поступили первые 11 воспитанников. Начали работать школа, ПТУ и производство.

В марте 1972 года состоялись первые проводы воспитанников по условно-досрочному освобождению (УДО). В 1973 году ВТК стала колонией общего режима. Начальником ВТК с 1973 по 1983 годы был полковник внутренней службы Ковалев Николай Максимович. За это время было построено новое здание школы, клуб, медчасть, новый цех. Изменилось производство, стали собирать автомобильные насосы, позднее - радиолампы и трансформаторы.

В 1983 году начальником ВТК назначен Крымов Алексей Владимирович. Под его руководством были построены новые охранные сооружения, гараж, свинарник.

С 1996 года в течение шести лет колонией руководил полковник внутренней службы Никулин Владимир Борисович.

В последующие годы начальниками ВК были: подполковник внутренней службы Леонов Александр Сергеевич, подполковник внутренней службы Казачек Евгений Николаевич. В настоящее время колония развивается под руководством подполковника внутренней службы Устинова Виктора Вячеславовича.

За последние годы была организована работа психологической лаборатории, оборудовано помещение для льготных условий содержания

осужденных, построена теплица, создано кролиководческое хозяйство. Проведен капитальный ремонт основных ограждений.

Такой же опыт есть и в колонии для несовершеннолетних в г. Вязники. Там с 1993 года проведён целый ряд мероприятий по укреплению производственной базы: расширение площадей тепличного хозяйства и увеличения поголовья животных, что позволило круглогодично приобретать свежие овощи, мясо, молоко, снизить затраты на питание осужденных (См. Приложение 2, рис. 1).

Из интервью с Евгенией Анатольевной Пономарёвой, которая занимает должность Помощника начальника колонии по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе, мы узнали, что за последние 3 года через Калужскую ВК прошло более 50 воспитанников по статьям: 158, 111, 131, 132, 213, 162, 222, 105, 161, 226, 325, 166, 228. Преобладает возрастная группа воспитанников - 17 лет. Основные правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы отражаются в Приказе Министерства Юстиции Российской Федерации от 6 октября 2006 год. Согласно данному приказу осуждённые имеют следующие право на:

• получение информации  о  своих  правах  и  обязанностях;   порядке  и условиях отбывания наказания; порядке изменения условий отбывания назначенного судом вида наказания; порядке обращения с ходатайством о помиловании, об освобождении от отбывания наказания и представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

• обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами в территориальные органы уголовно-исполнительной системы, Федеральную службу исполнения наказаний, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;

• вежливое обращение со стороны персонала ВК;

• личное время, предусмотренное распорядком дня;

• участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, пользование библиотекой, настольными играми, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, кино- и видеофильмов в установленное время;

• приобретение вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным не запрещается иметь при себе, в пределах сумм, установленных уголовно-исполнительным     законодательством, на деньги, находящиеся на их лицевых счетах, а также получать их в посылках, передачах и бандеролях;

• краткосрочные и длительные свидания по установленным УИК нормам;

• обращение по личным вопросам к администрации ВК;

• получение и отправление писем, посылок и бандеролей, денежных переводов в установленном УИК порядке;

• пользование телефонными разговорами в порядке, установленном УИК;

• охрану здоровья и личную безопасность;

• свободу совести и свободу вероисповедания;

• получение юридической помощи;

• вступление в самодеятельные организации осужденных;

• психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие   осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи,   осуществляется только с их согласия;

• с разрешения начальника колонии - содержание птиц, декоративных рыб и комнатных растений;

• осуществление иных прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.[5]

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Отбытие наказания в учреждении служит важнейшим средством социализации личности, способствует приобретению социально полезных навыков и профессиональных знаний, а не является пустым время препровождением и бесцельным отбытием срока наказания, фактором деградации личности. Деятельность сотрудников колонии нацелена на то, чтобы с первых дней пребывания в местах лишения свободы человек готовился к выходу на свободу, а, освободившись, знал, как ему строить отношения с обществом, помочь ему устроиться в новой жизни.

С несовершеннолетними осужденными к лишению свободы ведется работа направленная на их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной правопослушной жизни в обществе.

Основными задачами Калужской ВК является исполнение наказания, исправление несовершеннолетних осужденных с целью ввернуть обществу социально полезную, полноценную личность.

Задачами ВК являются также социальная адаптация, социальная защита, поддержка и социальная реабилитация, для выполнения которых ведется работа по направлениям:

• развитие и укрепление социально-полезных связей между осужденным и внешним миром;

• содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий отбытия наказания;

• помощь в социальном развитии осужденного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;

• содействие осужденному в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, психиатрии и т.д.;

• организация и обеспечение социальной защиты всех категорий осужденных,  особенно которые нуждаются в ней (инвалиды, сироты, утратившие родственные связи, страдающие от алкогольной или наркотической зависимости, не имеющие определенного места жительства);

• помощь осужденному в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (работа, семья, религия, искусство, спорт и т.д.).

В учреждении проводится целенаправленная работа по диагностике и коррекции поведения подростков. С участием студентов Калужского государственного педагогического университета психологического факультета проводились исследования агрессивности среди осужденных, социометрия, игровые тренинги, цикл лекций - практических занятий «Способы саморегуляции».

При учреждении функционирует профессиональное училище, где обучается 30 воспитанников. Воспитанники получают образование по специальностям: «Слесарь по ремонту автомобилей» - 18 воспитанников, «Швея» - 12 человек. Трудоустроено - 59 воспитанников. На предприятии учреждения работают - 54 воспитанника (швейный участок - 28, слесарный -15, по фасовке чая - 11); на хоз. работах - 5.

С осужденными, не занятыми на производстве и профессиональном училище, проводятся культурно-массовые мероприятия, пропаганда книги.

На базе каждого отряда ВК созданы родительские комитеты, с помощью которых проводятся ремонты жилых корпусов, оказывается практическая помощь в проведении воспитательных мероприятий, улучшении жилищно-бытовых условий и др.

Существует интересный опыт работы и в других регионах Российской Федерации. Так например, в воспитательной колонии посёлка Ликино во Владимирской области создан попечительский совет, силами которого были произведены масштабные работы по ремонту и благоустройству помещений и территории колонии. Была открыта школа, в которой оборудовали класс с современной компьютерной техникой. Воспитанники имеют возможность получать высшее образование в филиале Современной гуманитарной академии (См. Приложение 3, рис.1)[6].

На территории учреждения Калужской ВК построен и введён в действие храм «Николая Чудотворца». Регулярно проводятся занятия в воскресной школе, где отец Сергий проводит проповеди, молебны, исповеди, обряды крещения, чаепития, раздачи праздничных подарков. Нужно отметить, что Отец Сергий помогает осужденным приобрести веру в будущее, повысить культуру общения, поменять жизненную установку, изменить свое преступное поведение.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что современная система отбывания наказаний несовершеннолетних осуждённых соответствует требованиям российского законодательства и помогает им занять достойное место в обществе. Система пребывания в воспитательной колонии даёт возможность совмещать обучение и профессиональную подготовку, что позволяет ребятам адаптироваться на свободе и занять свою определённую нишу в социуме. Несовершеннолетние осуждённые располагают всем комплексом предоставленных им прав, в том числе, правом на досуг (об этом свидетельствуют многочисленные мероприятия, проводимые на территории колонии). Остаётся надеяться, что после окончания отбываемого ими срока, ребята будут вести такую же разнообразную и яркую жизнь и занимать активную гражданскую позицию в судьбе своей страны. Увеличение числа проводимых в колонии мероприятий, свидетельствует не только о сокращении повторных возвращений в колонию, но и о возрастании роли защиты прав заключённых, что благоприятно сказывается на развитии гражданского общества в России.

Решение проблем, стоящих перед ВК, не возможно без вовлечения гражданского общества и общественных организаций, а для этого необходимо формировать общественное мнение, стирать границы и строить мосты между осужденными и обществом.

В соответствии с Конституцией РФ, Уголовно исполнительным кодексом РФ, нормативно-правовыми актами Минюста России, Международными правовыми актами, воспитательная работа в ВК является составной частью единого учебно-воспитательного процесса и заключается в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных в целях их исправления.

Таким образом, результаты деятельности системы за последние годы убедительно свидетельствуют о том, что курс на гуманизацию, защиту прав человека выбран верный. Только следуя ему, уголовно-исполнительная система страны может занять своё достойное место в структуре государственных институтов России и получить международное признание.

 

 

 



[1] И. Симонов «История уголовно-исполнительной системы России - путь к гуманизации» //Ежемесячный общественно-политический и научно-методический пенитенциарный журнал Преступление и наказание 2006г. №2.с.22 .

[2] Международная Конвенция от 04.11.19501   «О защите прав человека и основных свобод»

[3] Уголовно-исполнительный ко леке РФ от 08.01.1997 г.

[4] Постановление Правительства Калужской области от 19.04.2007г. №!06 «О мерах по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области»

[5] Приказ Министерства Юстиции РФ от 06.10.2006г. Ж311 «Об утверждении правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы»

 

[6] Ю. Константинов «УФСИН России по Владимировской области» //Ежемесячный общественно-политический и научно-методический пенитенциарный журнал 11реступление и наказание 2007г. №11


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.