Библиотека

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ И МИРЕ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ


2008 Автор:О.Н. Синицина; Калужский филиал ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» Научный руководитель: Сенькина А.Н., декан юридического факультета КФ РПА Минюста России

Конституция Российской Федерации закрепила положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью и должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления.

Одним из демократических органов, призванных отстаивать и защищать права граждан стал институт омбудсмана, который существует уже более чем в 100 странах мира. Под омбудсманом понимается «достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и на определенный парламентский контроль в форме надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений»[1].

Впервые такая должность была введена в практику контроля за государством в Швеции (1809 г.), где она имеет название омбудсман. В Швеции, Финляндии (1919 г.), Норвегии (1952 г.), Дании (1953 г.) его называют парламентским омбудсманом. В Великобритании (1967 г.) - парламентским комиссаром, на Кипре (1991 г.) - комиссаром по вопросам администрации, в Нидерландах (1983 г.) - национальным омбудсманом, в Греции (1969 г.) - защитником граждан, во Франции (1973 г.) - посредником Французской Республики, в Португалии (1976 г.) - уполномоченным по делам правосудия (проведором), в России (1994 г.) - Уполномоченным по правам человека[2].

Маастрихтский договор 1992 г. также ввел в систему органов Европейского Союза институт омбудсмана. Совет Европы учредил должность Комиссара по правам человека Совета Европы. Необходимость создания института омбудсмана наиболее актуальна в государствах с межэтническими и конфессиональными проблемами. Институт омбудсмана создается только в соответствии с конституцией или специальным законом. Все омбудсманы в странах СНГ и Балтии избираются парламентами[3].

Особенность правового статуса Уполномоченного по правам человека в состоит в том, что Уполномоченный является важным связующим звеном между гражданским обществом и властью в Российской Федерации. Выступая в качестве своеобразного «посредника» между ними, он осуществляет мониторинг действий органов государственной власти с позиций соответствия принципам и нормам международного права в области прав человека, вырабатывает и предлагает государственным структурам рекомендации по совершенствованию их деятельности, консультирует государственные структуры, способствует распространению информации и правовому просвещению граждан по вопросам защиты прав и свобод человека.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Заметим, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.

Наличие института Уполномоченного дает людям надежду на то, что, действуя в соответствии с подп.2 п.1 ст.29 Федерального Конституционного Закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»[4] Уполномоченный сможет помочь им в восстановлении их нарушенных прав. Отсутствие же этого института лишает их этой возможности, что впоследствии может привести к латентным единичным случаям, а, в конце - концов, и к латентным массовым случаям нарушения прав человека и гражданина. Это является не только недопустимым, но и указывает на отсутствия уважения к высшей ценности российского государства и на невыполнение им обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Из этого необходимо следует потребность каждого субъекта РФ в институте Уполномоченного по правам человека и гражданина, активно участвующего в восстановлении нарушенных прав, тем более, что усилиями Федерального Уполномоченного невозможно отследить все случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Независимость и неподотчетность Уполномоченного при осуществлении своих полномочий от каких-либо государственных органов власти и должностных лиц предоставляет ему возможность выявлять нарушений прав граждан и в пределах компетенции принимать меры по их восстановлению.

В настоящий момент субъекты РФ, основываясь на анализе состояния дел с правами человека на своей территории, принимают собственные нормативные документы, регламентирующие порядок формирования институтов специализированных Уполномоченных по правам человека.

По этому пути пошли только Волгоградская область, где существует Уполномоченный по правам ребенка; Саратовская область, где работают уполномоченные по защите прав осужденных; в школах и вузах назначены уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса. Для сравнения: институты специализированных уполномоченных по правам ребенка созданы в Свердловской области - Уполномоченный по защите прав детей, проживающих на территории г. Екатеринбурга; в городе Санкт-Петербурге - отдел по защите прав и законных интересов ребенка, который возглавляет Уполномоченный по правам человека Санкт-Петербурга; в Нижегородской области - Уполномоченный по правам детей и подростков; в Новгородской области - Уполномоченный по правам ребенка действует на общественных началах. В их компетенцию входят: содействие разработке мер, обеспечивающих защиту прав и улучшение положения детей, внесение конкретных предложений органам государственной власти и местного самоуправления, осуществление приема граждан (в том числе детей), прием и рассмотрение заявлений от них. Уполномоченные по правам ребенка ведут просветительскую работу, содействуют повышению информированности детей и взрослых в области прав ребенка, в том числе через СМИ, анализируют, обобщают и подготавливают для администрации субъектов итоговые материалы о соблюдении в области положений Конвенции о правах ребенка.

Прогнозируя тенденции развития института омбудсмана в России, можно предположить образование специализированных служб уполномоченного по делам здравоохранения, по делам военнослужащих, по защите прав беженцев и переселенцев, по правам национальных и этнических меньшинств, по пенитенциарной системе и другим категориям дел - на федеральном уровне.

Идеи о введении специализированных Уполномоченных в России (по правам детей, по правам военнослужащих, по правам заключенных и т.п.) неоднократно высказывались в юридической литературе и в публичных выступлениях. Так, в 1997 г. в Госдуму РФ был внесен (но так и не был рассмотрен, а в 2001 г. окончательно снят с рассмотрения) проект Федерального закона «О гражданском контроле и управлении военной организацией и деятельностью в РФ», который, в частности, предусматривал введение должности Уполномоченного Государственной думы по делам военнослужащих в структуре Уполномоченного по правам человека в РФ - он должен был назначаться Госдумой по его представлению и предназначался «для защиты прав и свобод военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей».

На проходившем в 2001 г. в Москве Гражданском форуме рекомендации соответствующей тематической дискуссии («Обеспечение прав человека в деятельности судебно-правовой системы и закрытых структурах») включали предложение о введении в порядке эксперимента института парламентского Уполномоченного по правам заключенных.

В целом можно сказать, что случаи введения должности специализированных омбудсманов пока единичны. В качестве примера можно привести Саратовскую область, где с 2001 г. во всех исправительных учреждениях введены должности уполномоченных по правам осужденных, утверждаемых областным Уполномоченным по правам человека.

С 1998 г. Министерством труда и социальной защиты совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) проводится пилотный проект по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в отдельных субъектах Российской Федерации[5].

По состоянию на 1 февраля 2003 года должности специализированных уполномоченных по правам ребенка были учреждены в 13 субъектах России: Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, г.Москва и Санкт-Петербург. Также учреждены три уполномоченных по правам ребенка на уровне муниципальных образований (Арзамасский район Нижегородской области, г. Волжский Волгоградской области, г. Екатеринбург).

Во многих государствах Европы, Латинской Америки, в Австралии и Канаде созданы специальные службы уполномоченных по правам ребенка. Механизм учреждения такой должности был различным: так, в Норвегии инициатива исходила от назначенного правительством комитета, в Швеции - от парламентариев, в Дании и Израиле - от министров.

Отметим, что в 2005 г. проект Федерального закона «Об уполномоченном по правам ребенка» рассмотрен Советом Государственной думы в 2005 г., было принято решение направить проект федерального закона Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной думы, депутатские объединения в Государственной думе, Совет Федерации.

Предлагаемый законопроект определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности федерального уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, его компетенцию, принципы, организационные формы и условия его деятельности.

Следующим шагом является разработка в соответствии с федеральным законодательством законов субъектов,   регламентирующих правовой статус, компетенцию уполномоченных по правам ребенка в регионах.

Уполномоченного по правам ребенка можно было бы наделить определенными властными полномочиями, например, в отношении родителей, которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по воспитанию, образованию ребенка, либо злоупотребляют родительскими правами. Уполномоченный должен иметь право вынести соответствующие предупреждения. В случае если после предупреждения нарушения прав ребенка будут продолжаться, уполномоченный должен иметь право обратиться непосредственно в суд. Закрепление данной нормы потребует внесения соответствующих изменений в Гражданский процессуальный кодекс и Семейный кодекс[6].

Необходимо отметить, что в современной России отсутствует развитый институт уполномоченного по правам ребенка, он находится лишь на стадии становления. Только в четырех субъектах Российской Федерации (Кемеровская, Самарская области, г. Москва, Краснодарский край) приняты законы об уполномоченных по правам ребенка. В отдельных субъектах Российской Федерации (в Брянской и Волгоградской областях) приняты временные положения об уполномоченном по правам ребенка, которые будут действовать до принятия соответствующих законов.

Законодательному Собранию Калужской области можно рекомендовать использовать сложившуюся нормативную правовую базу и правоприменительную практику в некоторых субъектах России, а также использовать проект федерального закона «Об Уполномоченном по правам детей».

 



[1] Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан. - М, 1998 .- С.9.

[2] Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных внесудебных правозащитных  институтов. Институт омбудсмана в России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 4. - С. 31 - 35.

[3] Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник для вузов. - М., 2007. - С. 237.

[4] Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» //  Российская газета. — 1997. — 6 марта.

[5] Покровский М.Н. Институт Уполномоченного по правам человека: спорные аспекты, издержки становления, перспективы развития // Актуальные проблемы правовой реформы в России: Материалы научно - практической конференции. - Вып. Сост., отв. Ред. В.М. Быченков, К.Л. Рачев; Калуж. ф-л Рос. правовой академии Минюста России. –в 2т. -Т.1. - Калуга: Полиграф - информ, 2003.- С.148-157.

[6] Пишкова О.В. Омбудсман - защитник прав детей // Вопросы ювенальной юстиции. - 2007. - № 2. - С. 35.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.