Библиотека

МОЛОДЁЖЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА


2008 Авторы:Е.И. Митехина, А.В.Смирнова; ФГОУ ВПО «Северо – Западная академия государственной службы» в г. Калуга Научный руководитель: Корнюшина И. П.

Величайшая проблема человеческого рода,

разрешить которую его вынуждает природа, –

 достижение всеобщего правового гражданского общества.

И. Кант

Гражданское общество представляет идеальную модель общественного развития. В качестве идеала гражданское общество представляет собой объединение свободных суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, активно участвующих в управлении государством и беспрепятственно удовлетворяющих свои разнообразные потребности.

Становление гражданского общества является актуальной проблемой для России, так как в данный момент деятельность нашего государства направлена на построение  демократии, а, как известно, без развитого гражданского общества ни одно государство не может быть названо демократическим.

Проблемы формирования демократического, правового государства ставят на первое место задачу становления личности молодого человека как субъекта сознательной деятельности, который должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно – политической жизни школы, местных сообществ. Молодежь – это стратегический потенциал любого современного государства. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. По этим и многим другим причинам проблемы молодежи сегодня становятся одними из самых актуальных и приоритетных для государства.

Молодёжь должна рассматриваться в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества: её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы развития как отдельному региону, так и стране в целом.

Молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Сегодня молодежь РФ — это 39,6 миллиона молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны[1].

В Калуге же по данным статистики проживает 91620 молодых калужан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 26,5% от общей численности населения города, из которых школьники - 14,2%, учащаяся и студенческая молодежь - 43,6%, работающая молодежь - 42,2%, которая, в свою очередь, включает в себя - молодые семьи, военнослужащих и другие категории молодежи[2].

В России  период заметного участия молодежи в политических процессах сменился ситуацией, при которой это участие можно оценить как исчезающе малое. Так, например, в выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, и лишь 33% молодых людей (до 35 лет) интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 - 45%[3]. Только 2,7% процента граждан до 35 лет принимают участие в деятельности общественных организаций[4].

Сравнительно невысокий интерес молодежи к политике понятен и во многом объективно обусловлен. Прежде всего, тем, что спектр жизненных интересов, особенно подростков и юношества, локализован на проблеме вхождения во взрослую жизнь, а социальный опыт ограничивается пока межличностными и внутрисемейными коммуникациями. Вместе с тем за последние годы возросло число молодёжных политических организаций: «Мы», Молодежное движение «НАШИ», «Молодая Гвардия Единой России». Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что среди них крайне мало объединений, созданных самой молодежью для реализации собственных интересов, их деятельность зачастую сводится к акциям, ориентированных на привлечение внимания СМИ. Подавляющее большинство из них, либо молодежные отделения ведущих политических партий, либо политические проекты, созданные старшим поколением для решения каких-то конкретных политических задач. Неслучайно, большинство опрошенной молодежи  демонстрируют индифферентное отношение ко многим из них.

 В целом, можно констатировать, что массового «прихода» молодежи в политику не предвидится, но особо драматизировать этот факт не следует, поскольку сегодня в стране есть предпосылки для роста доли молодых россиян, ориентированных, в первую очередь, на реализацию групповых интересов и ценностей форм участия, которые позволят соединить жизненную энергию, направленную на индивидуальную личностную самореализацию с потенциалом общественной и гражданской активности.

Сегодня уже можно наблюдать возрастающее внимание к этой проблеме со стороны государства. Подтверждением тому может служить первое послание Президента РФ Федеральному собранию, согласно которому 2009 год был объявлен годом молодежи. Целью проведения, которого является "развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей".

Также в Российской Федерации проводится активная молодежная политика, которая призвана обеспечить:

Системное, полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе.

Выявление, продвижение, поддержку активности молодежи в социально-экономической, общественно-политической и творческой сферах.

Вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают трудности в процессе интеграции в социум.

К основными направления реализации молодежной политики в Калужской области можно отнести[5]:

1. Кадровое обеспечение молодежной политики;

2. Содействие решению проблем работающей молодежи предприятий, учреждений и организаций различной формы собственности;

3. Содействие укреплению молодой семьи в части решения социально-экономических и жилищных вопросов;

4. Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи;

5. Развитие деятельности детско-подростковых клубов по месту жительства;

6. Поддержка проектов и инициатив детских и молодежных организаций и объединений;

7. Формирование здорового образа жизни и организация детского, подросткового и молодежного отдыха и оздоровления;

8. Поддержка инновационной деятельности молодежи, создание условий для самореализации талантливой и одаренной молодежи;

9. Содействие занятости молодежи на рынке труда;

10. Профилактика правонарушений, наркозависимости, экстремистских проявлений в молодежной среде;

12. Информационное обеспечение реализации молодежной политики;

11. Развитие международного молодежного сотрудничества.

 Успешная реализация данной политики позволит максимально увеличить вклад молодежи в успех и конкурентоспособность страны и в то же время компенсировать и минимизировать последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Сейчас существует достаточно проработанная нормативная база  на федеральном уровне, которая реализуется при участии Уполномоченного по правам человека. На федеральном уровне этот пост занимает Лукин В.П.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России.

Создание такого института обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц, гарантирует  государственную защиту прав и свобод граждан, их соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими.

Одной  из функций, которые выполняет Уполномоченный по правам человека, является информирование молодого населения о правах человека. Именно с этой целью недавно Владимиром Петровичем Лукиным был проведен всероссийский конкурс работ учащихся "Права человека глазами ребенка", который  проводился в целях овладения детьми знаниями в области прав человека; привлечения к делу защиты прав человека подрастающего поколения; формирования понимания и уважения культурных и национальных традиций, взглядов и мнений; активной гражданской позиции, воспитания молодежи в духе гуманизма, свободы и демократии.

В Калужской области пост Уполномоченного по правам человека с 18 сентября 2003 года возглавляет Юрий Иванович Зельников, который занимается объединением усилий по обеспечению и соблюдению прав и свобод человека,  реализацией совместных мероприятий, проектов, направленных на развитие в образовательных учреждениях г. Калуги системы институтов обеспечения прав и свобод участников образовательного процесса, а также правового просвещения, образования в области прав человека, способствует усилению информационного взаимодействия и многое другое. Калужский омбудсман регулярно проводит встречи с молодежью, а также различные конкурсы, способствующие развитию молодежи в сфере защиты прав человека.

Для школ области калужским уполномоченным Юрием Ивановичем Зельниковым недавно был подготовлен плакат «Твои права» по Конвенции о правах ребенка. В подготовке плаката участвовали учащиеся Детской школы искусств. Также он регулярно участвует в заседаниях Молодежного правительства Калужской области, где информирует молодежь о состоянии с правами человека и основных тенденциях правозащитной работы в регионе.

Несмотря на то, что в Калужской области активно проводится работа по правовому просвещению населения, существует ряд проблем, которые сдерживают раскрытие потенциала молодежных общественных организаций. Для их решения необходимо:

изменить отношение в целом к молодежной политике, которая по-прежнему остается на периферии деятельности государства;

добавить ряд позиций в законодательстве, регулирующих формы взаимодействия органов власти и общественных структур, способов общественного контроля;

создать механизмы и технологии, позволяющие молодежи (через своих лидеров или иными способами) для участия в принятии государственных решений и соответственно нести за них ответственность;

заменить формальные программы властей          реальными, которые бы действительно учитывали интересы молодежи.  

отказаться от создания сверху общефедеральных организаций, которые заранее программируют деградацию гражданского общества.

Помимо этого торможение развития молодежных организаций происходит из-за апатичности самой молодежи. Согласно социальным опросам четверть молодых россиян не находит ничего, чем могли бы гордиться граждане России, почти половина 15-17 летних хотели бы родиться в другой стране[6].

Серьезной проблемой является американизация сознания российской молодежи. Многие молодые россияне поклоняются американскому образу жизни, в основе которого лежит философия прагматизма и индивидуализма, хотя, как известно, его возможности уже во многом исчерпали себя. Это ведет к снижению уровня образованности, интереса к подлинному настоящему искусству, серьезной литературе, девальвирует понятия «добро», «человечность», «честь».

Во многих регионах России существует проблема молодежи, не находящей себе применения в жизни, разочарованной и лишенной моральных ориентиров. Молодежь не находит возможности участвовать в решении социальных проблем общества, развивать в себе чувства ответственности и причастности к своему сообществу и тем самым осуществлять свой личностный рост. В результате общество страдает от пассивности потенциально самых активных своих членов.

У молодежи, которая завтра войдет в сложный и многообразный реальный мир, должно быть сформировано мировоззрение, основанное на уважении к закону, понимании проблемы прав человека и умении найти возможные пути ее решения. Необходимо помочь молодым людям не только адаптироваться в новых условиях, но и, самое главное, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, с другими людьми, уважая свои права и права каждого члена этого общества.

В связи с огромным количеством случаев нарушения прав человека, а в особенности детей, особое внимание следует уделять просвещению молодежи, прививать материальную культуру и духовные ценности, накопленные человечеством и нашей страной.

Для этих целей  можно проводить различные тренинги, семинары, ролевые игры и факультативы в школах и институтах, например, на такие темы, как: права и обязанности учащихся в общеобразовательных учреждениях, правовой статус подростков, защита прав несовершеннолетних в России, права ребенка в семье,  воинская обязанность и альтернативная служба и многие другие. В ходе этих мероприятий школьники и студенты смогут более подробно изучить проблемы, с которыми каждый день сталкивается подрастающее поколение,  а участие в ролевых играх, в свою очередь, позволит им не только познакомиться с некоторыми правозащитными методиками и технологиями, но и получить первоначальные навыки применения их на практике.

Например, в Калужском филиале Северо-Западной академии государственной службы для студентов проводятся семинары на тему «Права человека в системе международного права». Также весной этого года в стенах академии проводилась игра «Гражданское общество», в которой приняли участие студенты других вузов г. Калуги, а также члены школьной городской Думы; среди гостей были представители законодательной власти и преподаватели правовых дисциплин. Игра оказалась актуальной и познавательной, вследствие чего гости и участники решили, что такие игры необходимо проводить регулярно.

Также для увеличения интереса молодежи к проблеме защиты прав человека также было бы целесообразно проводить концерты, конкурсы, фестивали, спортивные состязания, посвященные правам человека, где ребята  не только станут участниками и зрителями захватывающих поединков, послушают музыку и потанцуют, но и получат полезную информацию касательно вопроса защиты прав человека. Эти мероприятия смогут пробудить интерес у значительной части молодежи к проблемам такого рода, сформировать у студентов правовую культуру, чтобы они, во-первых, были достойными гражданами своей страны, понимали свою роль, возможности и ответственность в обществе, знали свои права и обязанности; во-вторых, чтобы они получили необходимые для их профессиональной деятельности правовые знания и приобрели навыки,  позволяющие им самостоятельно понимать действующие законы, юридические нормы, умело разбираться в них и применять в профессиональной деятельности. Необходимо всячески помогать молодежи раскрывать ее внутренний потенциал, содействуя усилиям, которые она сама предпринимает для самоопределения, самоутверждения, самореализации.

Государство должно всесторонне осуществлять поддержку в реализации инициатив и идей молодежи, в том числе и финансовую. На данный момент существует достаточно проработанная нормативно-правовая база взаимодействия государства и молодежи, но молодежь не полностью использует возможности, данные ей.

 Таким образом, можно сделать вывод, что для построения правового, социального, демократического государства, а также развития гражданского общества в России государственные власти должны:

- содействовать правовому просвещению граждан, утверждению в общественном сознании ценностей прав и свобод человека, демократии, ответственности и толерантности;

- участвовать в формировании гражданского самосознания, консолидации российского общества, патриотическом воспитании;

- содействовать применению ненасильственных, правовых, демократических методов решения социальных, экономических, политических и иных конфликтов.

Таким образом, правовое самоопределение молодежи - одна из важных проблем, имеющихся на сегодняшний день. Решение ее невозможно без решения проблем всего общества. От определения роли молодежи в обществе, ее места, настроений, установок существенно зависят результаты всех сегодняшних реформ, зарождение новой правовой культуры, а значит, и дальнейший исторический путь нашего общества.

Сегодня мы постоянно сталкиваемся с правовой безграмотностью населения. Возникает насущная необходимость ее ликвидации. Причем начинать этот процесс надо с молодежи. Если мы хотим через несколько лет получить поколение, свободно разбирающееся в правовых вопросах, знающее свои обязанности и права, способы их осуществления и защиты, если мы хотим все-таки действительно построить в России правовое государство, то необходимо уделять больше внимания молодежной политике,  правовому просвещению молодежи.

 



[1] http://www.wikipedia.org/

[2] Постановление от 23 мая 2007 г. № 69 «Об утверждении концепции молодежной политики муниципального образования «Город Калуга» на 2007-2010 годы»

[3] Данные опросов фонда «Общественное мнение». Май 2005. www.fom.ru

[4] Данные опросов фонда «Общественное мнение». 2002. www.fom.ru

[5] Постановление от 23 мая 2007 г. № 69 «Об утверждении концепции молодежной политики муниципального образования «Город Калуга» на 2007-2010 годы»

[6] В. Скоробогатова «Молодежное движение в России: проблемы развития гражданского общества» Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №4 (116)- 2000 . - стр. 73


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.