Библиотека

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ РОССИЙСКОГО НАРОДА


2008 Автор: Ю.Ю. Юдина; ФГОУ ВПО «Северо – Западная академия государственной службы» в г. Калуга Научный руководитель: Корнюшина И.П.

В настоящее время можно найти тысячи примеров, подтверждающих, что нигилизм вообще, и правовой нигилизм в частности – неотъемлемая часть нынешней культуры. Ведь о таких «первых звоночках», показателях зарождающегося правового нигилизма можно судить по массовой культуре. А чем не массовая культура – песни популярных молодёжных групп, в которых поётся о романтике тюрьмы? Когда фраза из всеми любимого советского фильма «Джентльмены удачи»[1]: «Украл. Выпил. В тюрьму.»  становится основным аккордом песни, а смысл меняется коренным образом, преобразуя задумку фильма в опошлённые строки заядлого уркагана - это ли не нигилизм?

Что уже говорить о стражах порядка, которых и так почти не осталось из-за абсолютного отсутствия имиджа защитника и какого-либо авторитета среди населения – их просто называют «ментами»[2], в народе ходят нелицеприятные анекдоты и истории про милиционеров, ими даже пугают детей (уже не только за непослушание, но и просто, как наущение, вроде: «Не будешь учиться – пойдёшь работать милиционером»).

Русские пословицы и поговорки о власти и способах её обмана слагались и передавались из уст в уста, описывая социально-экономические процессы того времени, в том числе, и проявления правового нигилизма: «Что мне законы, коли судьи знакомы», «Где подмажешь – там поедет», «В суд пойдешь - правды не найдешь», «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Законы святы, да судьи супостаты».

Великие русские писатели тоже не стеснялись написать что-нибудь эдакое, подковырнуть нагноение нигилизма, описывая самые порочные его проявления – нигилизма по отношению к самому себе. Вспомнить только Евгения Базарова и его «друга» Ситникова – героев произведения «Отцы и дети» И.С. Тургенева – они не уважали ни русскую историю, ни русскую культуру, не признавали каких-либо идеалов вообще.

Лакуны правовой безграмотности населения обнажаются сейчас всё чаще и чаще. Странно, ведь век информационных технологий позволяет найти любой нормативно-правовой акт за секунду, доли секунды, а население России по-прежнему не пользуется подобными возможностями и узнаёт обо всём нехотя, долго перерабатывая информацию. В итоге, например, от закона, текст которого может составлять от 1 до 50-80 страниц, в памяти человека остаётся лишь информация о выгодных положениях – доплатах, льготах и т.д.

Например, на вопрос «Кто для вас «Президент России?» 45% опрошенных ответили «тот, кто правит страной», «высшее должностное лицо»; 9% - «это наш хозяин», «Бог наш», «что-то возвышенное, к которому можно обратиться как к Богу, и он должен всем помочь», «иными словами, царь»[3]. Такое проявление назвать вопиющим нельзя, но стоит задуматься о том, что, несмотря на проводимую политику демократизации, провозглашение свободы слова и других свобод, население всё ещё считает Президента неких подобием Бога, который в трудной ситуации всё решит сам, без их непосредственного участия.

Результаты ещё одного опроса, проведённого компанией «РусБизнесКонсалтинг» в ноябре 2008 года более показательны. На вопрос «Знаете ли Вы гимн России?» 49,8% респондентов (9103 человек) ответили «Нет»; 30,4% респондентов (5545 человек) ответили «Да, но не весь»; 12,3% (2246 человек) –  «Знаю только припев» и всего 7,5% (1373 человек) ответили «Да, знаю».[4] Таким образом, из почти девятнадцати тысяч опрошенных граждан Российской федерации только полторы тысячи знают слова гимна – одного из национальных символов России.

Давая трактовку понятия «правовой нигилизм», можно смело обозначить этимологические рамки – нигилизм от латинского nihil – ничего. Заглянув в юридический словарь, мы найдём определение, описывающее нигилизм как форму правосознания и социального поведения, характеризующуюся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права. Из определения следует также, что правовой нигилизм выражается в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике (в повседневной жизни), выступает одной из причин противоправного поведения, преступности[5].

В Современной энциклопедии даётся уточнённое, пропущенное через призму нового времени и нынешних социальных отношений, определение. Разграничиваются сферы проявления нигилизма – массовый уровень обыденного сознания и уровень управленческой деятельности[6].

Понятие правового нигилизма сопровождается рядом характеристик:

- резко критическое, крайне негативное отношение к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

- максималистский подход, интенсивность, бескомпромиссность отрицания;

- не сопряженность с позитивной программой;

- деструктивное, разрушительное начало.

Также, по мнению автора, можно различить нигилизм в зависимости от сферы его проявления:

- политический нигилизм (потеря в глазах населения связи между лицами, представляющими государственную власть и конкретными носителями власти – глава государства официально один, а на деле страной правит, например, группировка, захватившая наиболее коррумпированную часть администрации главы государства);

- религиозный нигилизм (отвлечение от каких-либо известных мировых религиозных систем (без попыток создать собственную), непринятие и активное отторжение мысли о наличии религиозной идеологии вообще);

- нравственный нигилизм (отречение от пользования общепринятыми нравственными нормами, вандалистское отношение к нравственным идеалам);

- социальный нигилизм (отторжение социальным норм, нежелание находиться в малых и крупных группах, отрицание социальных ценностей);

- психо-эмоциональный нигилизм (проблемы на уровне эго – психологическая зависимость от судьбы, от некоего высшего существа – характерен пример результатов опроса «Кто для Вас Президент России?»).

На сегодняшний момент можно с уверенностью заявить, что формы проявления правового нигилизма весьма разнообразны. В зависимости от уровней, на которых он проявляется, вполне можно разделить нигилизм на:

- низкого уровня (маргинальные и полумаргинальные поступки отдельных личностей, в этом случае можно говорить о психо-эмоциональном и социальном нигилизме);

- среднего уровня (преднамеренные поступки граждан, показывающие их отношение к тому или иному уровню власти. Обычно этот тип нигилизма прослеживается среди людей среднего возраста, когда юношеский максимализм ещё не утих и стратегические планы отсутствуют, при этом человек чувствует в себе силы к воспроизводству благ и не стремиться получать поддержку от общества или государства);

- высокого уровня (преднамеренные и спланированные действия лиц, принимающих участие в политических, экономических и социальных процессах, заинтересованных в том или ином исходе дел вплоть до нарушения прав человека).

Подобная классификация есть и у Н. И. Матузова[7] в его статье «Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали»[8]. Он выделяет следующие формы правого нигилизма:

- умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

- массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

- издание противоречивых правовых актов;

- подмена законности целесообразностью;

- конфронтация представительных и исполнительных структур;

- нарушение прав человека;

- теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).

Истоки правового нигилизма как социального явления кроются под многими тоннами социально-экономических проблем, проблем, связанных с диффузией интересов человека в его властные полномочия, политических проблем, и, как выяснилось, психологических проблем каждого отдельного человека.

Иван Алексеевич Ильин, юрист дореволюционной эпохи, отмечал, что «У российского общества всегда были предпосылки к  деформации правосознания:

- размеры территории. Чем больше территория государства, тем острее ощущается потребность в сильной централизованной власти, поддерживаемой основной массой населения;

- плотность населения. Большая плотность населения требует умения учитывать не только свои интересы, но и интересы соседа;

- державные задачи государства. Чем грандиознее державные задачи государства, тем меньше понятны они для основной массы граждан этого государства, тем сильнее проявляется равнодушие и формализм при их исполнении;

- хозяйственные задачи страны. Чем примитивнее хозяйственные задачи страны, тем меньшие требования предъявляются к уровню правосознания, и наоборот;

- национальный состав страны. Однородность национального состава страны, общность культурных ценностей создают благоприятную почву для развития правосознания;

- религиозный состав страны. Религиозная однородность облегчает коммутативные связи в обществе, выработки принципов, ориентиров, решений, удовлетворяющих и понятных большинству населения;

- социальный состав. Однородный социальный состав способствует консолидации общества, которое, имея общие ценности, лояльно относится к власти [9]».

И действительно, причин возникновения правового нигилизма в нашей стране предостаточно. Но, если смотреть в корень проблемы, то главная при­чина – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой не­воспитанности основной массы населения, в абсолютной невостребованности права обществом.[10] Иными словами, речь здесь идёт о высокомерном, пренебрежительном, иногда даже снисходительном восприятии права, как системы. Именно когда право воспринимается как второстепенная шкала ценности относительно к шкале собственных потребностей,  возникает правовой нигилизм.

Однако на практике, обращаясь к законам Российской Федерации в процессе прохождения обучения в высшем учебном заведении, автор сталкивается с таким понятием, как «война законов». Это понятие обозначает не прямолинейную перестрелку одной группы законотворцев с другими проектами законов, собранными в огромные тома – отнюдь нет. Так называемая «война законов» - процесс появления несоответствия между федеральными нормативно-правовыми актами и законами субъектов, между нормативно-правовыми актами законодательной и исполнительной власти, между восприятием и пониманием одного и того же закона разными людьми на разных уровнях. Эта причина – одна из важнейших и коренных в процессе процветания правового нигилизма в России.

Несмотря на огромное количество предпосылок возникновения и распространения правового нигилизма в России, разрешение этой проблемы кроется всего в нескольких манипуляциях. Ведь, по сути, правовой нигилизм – незнание простейших правил работы с законом на всех уровнях – на уровне простого человеко-гражданина, депутата, президента, целой страны. Однако необходимо учесть тот факт, что бороться на данном этапе можно (и нужно!) не только с последствиями, но и с первопричинами правового нигилизма, т.к. процессы, проходящие сейчас в сфере правотворчества и есть первопричины.

Таким образом, систему борьбы с проявлениями правового нигилизма можно выразить следующей формой:

- прекращение "войны законов" на федеральном и региональном уровнях (выстраивание иерархии законов относительно Конституции и международных правовых актов);

- обеспечение главенства закона на всей территории России;

- изменение направления правового регулирования (поворот вектора не в сторону власти, а в сторону населения);

- развитие местного самоуправления как одной из форм участия населения в решении государственных проблем;

- информативное общение в системе «власть – народ», способное перебороть негативное отношение к государству и праву.

По большому счёту все эти мероприятия представляют собой процесс улучшения состояния правовой культуры общества, ее обогащения, развития и совершенствования.

Одна из современных поговорок в стихотворном виде, найденная автором в сети Интернет, гласит:

«Я отвечу - раз спросили,

В чём угроза и коварство,

- Самый крупный вор в России

Это наше государство».[11]

Покуда подобные стихи будут передаваться из уст в уста в нашей стране, говорить о подвижках в решении проблемы распространения правового нигилизма не приходится.

Однако хочется также услышать что-то вроде:

«…И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен…»

(Наталья Майданик, «Единство навсегда»[12])



[1] Фильм Александра Серого, при участии актёров: Е. Леонов, Г. Вицин, С. Крамаров, Р. Муратов, Н. Фатеева, Э. Гарин, А. Папанов, Россия, 1972 г.

[2] Слово «мент» предположительно происходит от венгерского mente - "плащ, накидка" или русского "ментик" -  "гусарская епанечка, накидка, верхняя куртка, венгерка" (Толковый словарь В.Даля)

[3] Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения. 9 декабря 2000 года. 1500 респондентов. Понятие "президент России". Отчёт от 14.12.2000, Петрова А.С.

[4] Интернет ресурс http://www.rbc.ru/yourchoice.shtml

[5] Юридический словарь /под ред.А.Я.Сухарева, В.Д.Зоркина, В.Е.Крутских, -М., 1999

[6] Современная энциклопедия /под ред. Иванькова В.И., - М., 2008

[7]  Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2005

[8] Интернет ресурс http://faclaw.narod.ru/tgp/tgp15.htm

[9] Сазонова Т.Б. Право и правосознание в учениях И.А. Ильина: Автореферат канд. дисс. Благовещенск, 1998. С.42.

[10] Туманов В. А.: О правовом нигилизме // Советское государство и пра­во. 1989. № 10. С. 20

[11] Интернет ресурс http://www.sitnianski.ru/?c=2&p=34

[12] Интернет ресурс http://www.solnet.ee/holidays/s31_1.html

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.