Библиотека

Служба судебных приставов борется за авторитет судебной власти


Интервью с Главным судебным приставом области А. Кравченко

Анатолий Васильевич Кравченко занимается очень важным и ответственным делом – он возглавляет службу, от действий которой порой зависят судьбы людей, их благосостояние, а иногда и просто вера в справедливость. Именно по результативности исполнения решений суда обычно судят о действенности всей судебной системы. А условия работы самые тяжелые – условия экстремальной загруженности…

О том, «чем живет» сегодня служба судебных приставов области, поведал наш собеседник.

- Анатолий Васильевич, расскажите, пожалуйста, немного о себе: где Вы родились, учились, трудились, что подтолкнуло Вас выбрать такую непростую профессию?

- Я родился 10 января 1955 года в городе Сухиничи Калужской области, где учился и работал. Профессиональная карьера началась с 1979 года, после поступления на службу в органы внутренних дел Калужской области. В 1988 году окончил Академию МВД СССР по специальности «правоведение». С 1994 по 2005 год возглавлял Управление исполнения наказаний Министерства Юстиции РФ по Калужской, а затем по Московской области. А с 2005 года стал руководителем Управления ФССП России по Калужской области.

Так как я всю жизнь работал в исполнительной системе, решение о переходе в Управление ФССП России по Калужской области не было для меня сложным. Служба судебных приставов так же, как и УИН входит в ведомство Министерства Юстиции и является органом исполнительной власти.

- Расскажите о Службе судебных приставов, какие задачи на сегодняшний день приходиться решать?

- В Калужской области, как и в других субъектах Российской Федерации, Служба судебных приставов создана и функционирует в системе Министерства юстиции с 6 ноября 1997 года – момента вступления в силу Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Во всех районах области, а также в Калуге и Обнинске действуют подразделения Службы. В этом году Службе исполняется 10 лет.

Основными задачами, возложенными на судебных приставов, на сегодняшний день, являются: исполнение судебных решений и актов иных органов; обеспечение установленного порядка деятельности судов; осуществление функций дознания по статьям, подследственным Службе в соответствии с УПК РФ.

С первых дней работы в качестве приоритетных было определено исполнение документов, направленных на восстановление трудовых прав граждан, взыскание задолженности по заработной плате и социальным пособиям, защиту интересов несовершеннолетних взыскателей, лиц потерявших кормильца либо здоровье вследствие противоправных действий. К числу таких же приоритетов мы относим взыскания в пенсионный фонд, а также взыскания с различного вида кредитных учреждений в пользу граждан.

- На Ваш взгляд, чего не хватает российской судебной системе, чтобы ее можно было назвать «идеальной»?

- Законодательство в сфере защиты прав и свобод граждан постоянно совершенствуется, многие его изменения направлены на реализацию прав каждого гражданина на судебную защиту, гарантированную ст. 46 Конституции РФ. Применительно к службе судебных приставов могу сказать, что одной из проблем судебной власти является проблема исполнения судебных решений, в том числе и принудительного. Ведь если судебные решения не исполняются, какой смысл вообще судиться? Эффективность судебной системы в этих условиях снижается. Существенным шагом вперед в реализации конституционных прав и свобод в этой части стало вступление в действие в 1997 году Федеральных законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". За 10 лет правоприменительной практики стали очевидны сильные и слабые стороны этих законов и целесообразность продолжения на законодательном уровне расширения прав судебных приставов-исполнителей. Многое в этом направлении уже делается.

Так, с вступлением в законную силу ФЗ-29 «О внесении изменений в статью 11 Федерального Закона «О судебных приставах» существенно расширены права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов по обеспечению безопасности судебных заседаний и исполнительных действий. Им дано право проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, а также осуществлять личный досмотр граждан.

Федеральным законом от 06.06.2007 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» существенно расширены полномочия органов дознания службы судебных приставов, увеличены сроки расследования по уголовным делам. К органам дознания в Федеральной службе судебных приставов также отнесен начальник (заместитель начальника) отдела дознания и административной практики Управления ФССП России по Калужской области. Теперь он имеет право возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и провести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя. При реализации функций организации и непосредственного контроля за проведением дознания, на основании ст. 40 УПК РФ он вправе проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры процессуального принуждения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Все это позволит расследовать дела более качественно. Сейчас готовятся поправки в Уголовный кодекс, которые передадут статьи за злостную неуплату алиментов в подследственность службе судебных приставов.

И главное – надеюсь, что в ближайшее время будет принят новый закон об исполнительном производстве, который значительно расширит полномочия судебных приставов.

Совершенствование системы принудительного исполнения судебных актов и повышение эффективности деятельности нашей службы невозможно без существенного укрепления материальной базы подразделений Федеральной службы судебных приставов, применения и дальнейшего развития новых организационных и информационных технологий и, конечно, без увеличения материального вознаграждения судебных приставов в соответствии с нагрузкой, которая, зачастую, пятикратно превышает нормативную.

- С какими трудностями приходится сталкиваться судебным приставам-исполнителям в работе?

- В процессе исполнения исполнительных документов выявляется множество трудностей.  Много говорят о ненадлежащей оперативности в исполнении Службой судебных приставов судебных и иных актов.

Действительно, накопленная годами практика работы показывает, что в ряде случаев по объективным причинам бывает невозможно исполнить требования исполнительного документа в двух месячный срок, установленный ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Судебному приставу-исполнителю, у которого в производстве находятся, как минимум, три — четыре сотни исполнительных производств, затруднительно уложиться в отведенные ему законом два месяца. Фактически судебному приставу-исполнителю необходимо установить личность должника — физического лица, найти фактическое местонахождения юридического лица, его имущества, в случае необходимости организовать его розыск и розыск его имущества, направить запросы в ГИБДД, ИФНС, ГТК и другие органы. Это при условии, что судебный пристав правами на проведение оперативно-розыскных мероприятий не наделен. Это затрудняет обмен информацией и полноценное взаимодействие с правоохранительными органами, что, в свою очередь позволяет должникам «уводить» свои активы от обращения на них взыскания. Мы ожидаем в недалеком будущем, что ряд подразделений службы будет отнесен к правоохранительным органам. Это даст им право на ведение оперативно-розыскной деятельности и существенно ограничит возможности должников уклониться от исполнения судебного решения.

Развитие Федеральной службы судебных приставов в современных условиях непосредственно влияет на ход и темпы проведения в нашей стране судебной реформы и на инвестиционную привлекательность российской экономики. Именно Служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических проблем современной России.

Однако результаты работы Службы судебных приставов зависят не только от системы организации и управления Службой, профессионализма ее работников, но и в большой степени - от законодательства, регулирующего ее деятельность. Без совершенствования Федерального закона «Об исполнительном производстве» и внесения необходимых изменений и дополнений в другие федеральные законы, реализация стоящих перед нами задач всегда будет сопряжена с существенными трудностями.

- Как известно, большой процент дел, выигранных гражданами РФ в Европейском Суде по правам человека, касается несвоевременного исполнения судебного решения. Были ли в Калужской области подобные случаи выплат компенсаций гражданам по решению Европейского Суда по правам человека?

- Перед Управлением Федеральной службой судебных приставов по Калужской области стоит первоочередная задача – устранение причин и условий, порождающих обращения граждан и организаций в Европейский Суд с жалобами на неисполнение (ненадлежащее исполнение) судебных решений. Поэтому подобных случаев в Калужской области не было.

Мы не жалеем усилий на проведение среди населения разъяснительной работы. В средствах массовой информации постоянно размещается информация относительно порядка исполнения судебных решений о выплате гражданам детских пособий, пенсий, компенсаций и иных социальных выплат. Взыскателям разъясняется право направлять в Управление ФССП России по Калужской области заявления о действиях должностных лиц, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

- Какие изменения в организации работы службы судебных приставов Калужской области произошли за последнее время?

- Хочется отметить, что количество поступающих в службу судебных приставов документов растет с каждым годом, если за 7 месяцев 2006 года эта цифра составляла  около 106  тысяч исполнительных документов, то за 7 месяцев текущего года на исполнении находилось  144 тысячи. Помимо количественного роста исполнительных документов, возросли требования к качеству работы судебного пристава-исполнителя. В связи с этим ужесточились и правила приема на должность судебного пристава-исполнителя: обязательным стало наличие высшего юридического образования; в конкурсном тестировании появились вопросы, связанные со спецификой исполнительного производства, а также с особенностями работы на государственной службе.

По тем же причинам в конце 2006 года была официально утверждена практика ненормированного рабочего дня: если до этого судебные приставы задерживались на работе «по собственной инициативе», то сейчас переработанные часы учитываются, в том числе при определении длительности дополнительного отпуска. В Управлении, при постоянном расширении функций, вводятся новые структурные подразделения: группа правового обеспечения,  группа по связям со СМИ, группа быстрого реагирования.

Также в связи с поступающими в ходе исполнительного производства вопросами граждан, в Управлении ФССП России по Калужской области с 1 января 2006 года введен круглосуточный телефон для обращений граждан – «Телефон доверия» 8-(4842) 54-10-49.

- Какие проблемы для жителей Калужской области стоят наиболее остро, по исполнению каких решений чаще всего обращаются в Ваше ведомство?

- Из всего количества поступающих в службу судебных приставов документов, только 52% составляют судебные решения. Остальные исполнительные документы – это постановления специально уполномоченных органов, которым предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях.

Одним из приоритетных направлений деятельности Службы является взыскание алиментов, так как эта категория выплат имеет важное социальное значение и напрямую затрагивает интересы ребенка. Более 16 тысяч калужских детей живут в неполных семьях и вправе рассчитывать на алименты. К нам на  исполнение ежегодно поступает до 14 тысяч подобных исполнительных документов, за 6 месяцев 2007 года уже поступило 9646 исполнительных документов.

В результате проведенной в июне областной операции «Алименты», приуроченной ко дню защиты детей, судебными приставами-исполнителями была проведена огромная работа в данном направлении: составлено 79 протоколов об административных правонарушениях, в органы внутренних дел направлен 81 материал для привлечения должников к уголовной ответственности по ч.1 ст.157 УК РФ, вынесено 41 постановление о розыске должников.

Не менее важным направлением работы является исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений различным категориям граждан. Должниками по указанной категории исполнительных документов в большинстве случаев выступают органы местного самоуправления. Зачастую решение суда не исполняется в связи с тем, что бюджет города формируется и утверждается городской Думой. В соответствии со ст.38 БК РФ, Устава города Администрация вправе расходовать денежные средства только в рамках утвержденного бюджета и выходить за его пределы не имеет права.

- Как Вы поступаете в случае обоснованных жалоб на действия судебных приставов-исполнителей в процессе исполнительного производства?

- Хочется подчеркнуть, что вопросы обеспечения законности в деятельности всех звеньев Службы судебных приставов являются для нас постоянным и одним из самых значимых приоритетов.  На основании приказа Управления ФССП России по Калужской области в таких случаях, когда на действия наших сотрудников поступают обоснованные жалобы, назначаются и проводятся служебные проверки для выявления причин и условий, способствующих нарушениям законодательства об исполнительном производстве со стороны наших сотрудников. Если в ходе проверок устанавливаются факты нарушения законодательства об исполнительном производстве, виновные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности. В течение 1 полугодия 2007 года обоснованными признаны 5 % обращений граждан, из поступивших более 600 обращений  и жалоб.  По ним приняты исчерпывающие меры по устранению нарушенных прав сторон исполнительного производства.

Управлением Федеральной службы судебных приставов по Калужской области и в дальнейшем будут приниматься все меры по безусловному соблюдению норм законодательства об исполнительном производстве, защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

- Ваши планы на ближайшее будущее в части модернизации деятельности Калужской службы судебных приставов?

- Прежде всего, мы ждем увеличения штатной численности. Необходимость этого назрела давно. Судебные приставы Калужской области, как и большинства других регионов, работают в условиях нагрузки, значительно превышающей реально допустимую. По постановлению Минтруда и Минюста № 60/1 от 15.08.2002 «Об утверждении норм нагрузки судебных приставов» на исполнении судебного пристава-исполнителя должно находиться 22 производства в месяц, на самом деле нагрузка калужского судебного пристава составляет более 120 производств в месяц.

     Первостепенное значение придается информатизации и автоматизации рабочего места судебного пристава-исполнителя. Поэтому Управлением ведется активная работа в данном направлении.  Все подразделения оснащены специальным разработанным программным комплексом «Судебный пристав», что позволит в будущем сформировать единую информационную сеть, охватывающую все районные и городские отделы судебных приставов Калужской области, а на последующих этапах - всей Федеральной службы судебных приставов.

            - Спасибо Вам за содержательную и  интересную беседу!

                                                                                                                                                                                                                                                                Беседовала

                                                                                                                                                                                                                                                                Ольга Власенко


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Комментарии

Александр, добавлено 27.12.2013 12:07

А.В.Кравченко работал нач.итк55/5г.Сухиничи,с 1979г.

максим максимов, добавлено 11.06.2009 07:56

Очень жалко, что ушел Абрамов А.В., очень хороший человек был, никогда голос не повысит, с рядовыми сотрудниками всегда за руку здоровался. А теперь у Кравченко весь набор все замы друг на друга похожы.

Добро, добавлено 14.04.2009 13:25

Еще пару лет назад точно так же отзывались об Абрамове. Кроме тех, кто дружил с ним организмами (хе-хе)))

Петр Иванов, добавлено 03.03.2009 15:27

А.В.Кравченко, как следует из его ответа с 1994 по 2005 год возглавлял Управление исполнения наказаний Министерства Юстиции РФ по Калужской, а затем по Московской области. А с 2005 года стал руководителем Управления ФССП России по Калужской области. Непонятно когда успел поруководить Московским УИНом и за что выгнали на пенсию?

Петр Иванов, добавлено 03.03.2009 14:58

Кравченко не работает, а дорабатывает. Делает показатели чтобы уйти на место федерального инспектора (Сафронова). Тогда Служба вздохнет и будет работать в нормальном рабочем режиме.

Все комментарии (9)

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код: