Библиотека

Не далеко и до рабства


О взаимодействии правоохранительных органов и неправительственных организаций в борьбе с торговлей людьми

НЕ ДАЛЕКО И ДО РАБСТВА…

О взаимодействии правоохранительных органов и неправительственных организаций в борьбе с торговлей людьми

 

Семинар «Новое уголовное законодательство России: взаимодействие правоохранительных органов и неправительственных организаций в борьбе с торговлей людьми» провели в Екатеринбурге 17 и 18 мая Уполномоченный по правам человека Свердловской области при поддержке посольства США в Москве и Министерства юстиции США.

Представители всех ветвей власти, лидеры национальных и общественных организаций обсудили современное состояние и перспективы развития российского законодательства, а также проблемы правоприменительной практики в сфере противодействия торговли людьми. Участие в семинаре приняли Генеральный консул США в г. Екатеринбурге Д. Степанчук, консул Генерального консульства Киргизии в г. Екатеринбурге А.Б. Исаев, гости из других регионов России и из-за рубежа:   Уполномоченный по правам человека Республики Татарстан Р.Г. Вагизов, Уполномоченный по правам человека в Самарской области И.А. Скупова, Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области Н.А. Волков, Уполномоченный по правам ребенка Литовской Республики Р. Саласавичючте, Уполномоченный по правам человека Азербайджанской Республики Э.Т. Сулейманова, омбудсман Киргизской Республики Турсунбай Бакир-уулу, заместитель министра юстиции Республики Таджикистан Г.Х. Шарипова.

В качестве экспертов выступили О.В. Пристанская, заведующая отделом НИИ Генеральной прокуратуры РФ, Е.В. Тюрюканова, ведущий сотрудник института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Н.А. Иванов, руководитель научно-экспертного центра Омского юридического института. Опытом работы с собравшимися поделились Терри М. Кини, представитель Министерства юстиции США при посольстве США в г. Москве, ранее участвовавший в уголовном преследовании лиц, обвиняемых в совершении преступлений, связанных с торговлей людьми в качестве федерального прокурора и Лорна Гренадир, координатор управления по работе с потерпевшими Министерства юстиции США

Собравшиеся приветствовали заместитель Председателя Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Л.В. Бабушкина, Уполномоченный по правам человека Свердловской области Т.Г. Мерзлякова, Генеральный консул США в г. Екатеринбурге Д. Степанчук. Они отметили, что хотя классическая форма рабства, когда один человек принадлежит другому на правах собственности, уже нигде не встречается, сегодня появились и успешно используются его новые формы. Торговля людьми наряду с торговлей оружием стала одной из наиболее доходных сфер криминальной деятельности. Общее количество жертв международной торговли людьми составляет сегодня по оценкам экспертов от 600 до 800 тысяч человек в год, а с учетом торговли людьми внутри стран – от 2 до 4 миллионов человек в год. Глобализация экономики, ослабление контролирующих функций государства, развитие туризма, сферы услуг, индустрии досуга и развлечений, распространение нелегальной миграции, развитие информационных технологий привели к тому, что эта проблема стала актуальной сегодня и для России.  

В 2000 году Россия подписала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, которые были ратифицированы Российской Федерацией в марте 2004 года. За этот период в России было также сформулировано юридическое определение понятия «торговля людьми» в рамках Уголовного Кодекса РФ. Однако это лишь первый шаг, для успешного противодействия проблемам необходимо сформировать комплексную систему мер, направленных на профилактику, преследование преступников и защиту пострадавших.

 

О существующих проблемах правоприменительной практики в сфере противодействия торговли людьми рассказала заведующая отделом НИИ Генеральной прокуратуры РФ О.В.Пристанская. Она отметила, что в 2006 г. в Российской Федерации по ст. 127.1 УК РФ зарегистрировано 106 фактов торговли людьми, что на   76,7% превышает аналогичный показатель 2005 г. (60 фактов) и на 523,5% - 2004 г. (17 фактов). В 2006 г. по указанной статье выявлено 45   лиц.   По ст. 127.2 УК РФ, соответственно, зарегистрировано всего 19 фактов использования рабского труда (- 5%, по сравнению с 2005 г. и + 137,5% - с 2004 г.), выявлено 15 лиц, совершивших данное преступление.

По мнению О.В. Пристанской, торговля людьми, особенно детьми, их коммерческая сексуальная эксплуатация остается одним из наиболее латентных видов преступлений, фактическая распространенность торговли детьми, по экспертным оценкам, многократно превышает официальные статистические показатели ее состояния. Этот вид преступной деятельности организуется транснациональными организованными группами и сопряжен с коррупцией работников миграционных служб, органов пограничного контроля и правоохранительных органов, с совершением других, не менее тяжких (половых, должностных и др.) преступлений, с масштабным отмыванием (легализацией) преступно нажитых средств, нередко маскируясь под внешне законную деятельность коммерческих организаций, иностранных агентств по усыновлению детей, благотворительных фондов и общественных организаций.

Особого внимания требует защита прав детей. Торговля детьми имеет множество разновидностей и нередко приобретает скрытые, завуалированные формы. В отношении подростков, в том числе мальчиков 10-14 лет, она осуществляется путем продажи их сутенерами клиентам в целях вовлечения в занятия проституцией или оказание иных услуг сексуального характера. Девочек завлекают заведомо ложными обещаниями трудоустройства за рубежом в качестве официанток, парикмахеров и т.п., работы в «танцевальных клубах», «барах с развлечениями», «массажных салонах», «школ манекенщиц», «модельных агентствах» и пр. Жертвы вербуются также брачными, туристическими агентствами, занимающимися поставкой людей для экономической и коммерческой сексуальной эксплуатации под контролем транснациональных организованных преступных групп.

В связи с развитием высоких технологий распространяются такие формы коммерческой сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, как детская порнография в режиме он-лайн. Реальных правовых механизмов для пресечения распространения вредной информации пока нет. Большое беспокойство вызывает отмена лицензирования ряда видов деятельности. В частности, туроператорской, для ведения которой во всем мире требуется получение лицензии. В ряде стран СНГ существует лицензирование модельного бизнеса, в Беларуси модельный бизнес приравнен к образовательной деятельности.

К сожалению, в общественном мнении и даже в профессиональном сознании законодателей и правоприменителей прослеживается очевидная недооценка общественной опасности торговли детьми, иных связанных с нею общественно опасных деяний и их последствий для нравственности, здоровья и нормального развития детей-жертв данного вида преступности, а также для национальной, в том числе демографической безопасности государства в целом.   Об этом, в частности, свидетельствует исключение из УК РФ специальной статьи 152 «Торговля несовершеннолетними» в качестве самостоятельного состава преступления, предусматривавшего, в отличие от ныне действующей ст. 127.1 УК РФ, ответственность за совершение сделок в отношении детей в любой форме и в любых целях. Неоправданно лояльно отношение законодателя и к фактам незаконного усыновления (удочерения) детей, за которыми нередко скрываются сделки купли-продажи в отношении детей-сирот, тогда как санкция ст. 154 УК РФ «Незаконное усыновление» не предусматривает в качестве наказания ни лишения свободы, ни   лишения виновных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Крайне важно уделять особое внимание работе с людьми, ставшими жертвами преступлений, предоставлять   им убежище, гарантировать освобождение от ответственности, предоставлять меры государственной поддержки. Без этого существует опасность того, что большая часть преступлений останется нераскрытой.

Работа по совершенствованию законодательства сегодня ведется, однако немало зависит и от позиции СМИ, общественного мнения, роли неправительственных организаций, которые могут сообщать о фактах преступлений, вести мониторинг СМИ и публикаций в сети Интернет, информировать людей о существующих опасностях, оказывать помощь жертвам.

Руководитель отдела правоохранительных органов посольства США в РФ Терри Кини   рассказал о собственном опыте в раскрытии преступлений, связанных с торговлей людьми. Десять лет назад он добился осуждения Мишуловича – преступника, перевозившего в США девушек из Латвии и Белоруссии с целью сексуальной эксплуатации. По признанию Т. Кини, он отказывался поначалу верить в то, что в конце 20 века люди могут оказаться на положении рабов, казалось, что такую развитую страну, как США, эта проблема уже не коснется. Законов, направленных на противодействие торговле людьми тогда в США также не было. В результате Мишулович был привлечен к ответственности по закону о борьбе с рабством 150-летней давности.

Работая по данному делу, Т. Кини сделал для себя следующие выводы: нужны хорошие законы, необходимо готовить людей, которые способны будут вести дела, связанные с торговлей людьми, необходимо защищать жертвы преступлений, оказывать им помощь, освобождать от ответственности.

О помощи, которая может быть оказана жертвам преступлений в США, рассказала Л. Гренадир, координатор управления по правам граждан Министерства юстиции США. Она давно работает с потерпевшими, знает, как неохотно они дают информацию, сколько для этого приходится приложить усилий. К потерпевшим нельзя относиться как к преступникам, к ответственности необходимо привлекать только организаторов. Но этого недостаточно. Важно добиваться возмещения полученного ущерба. Если жертвам не оказать помощь, их снова начнут эксплуатировать. В США на региональном и федеральном уровнях принимаются специальные программы, направленные на помощь жертвам.

Выступления прокурора отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью Управления Генеральной прокуратуры в УрФО Е.В. Целищева было посвящено результатам расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с торговлей людьми в 2003 г. – первом квартале 2007 г. В 2004-2005 годах на территории Уральского федерального округа было возбуждено и расследовано два дела по статье 127-1 УК РФ.

Прокуратурой Свердловской области разоблачена преступная группа, совершавшая многочисленные акты мужеложства и развратных действий в отношении несовершеннолетних мальчиков, нарушая их нормальное физиологическое и психологическое развитие, с целью их последующей продажи. Расследование   завершено в августе прошлого года, дело направлено в Железнодорожный суд г. Екатеринбурга и находится на рассмотрении.

Прокуратурой Курганской области в суд направлено уголовное дело, в ходе расследования которого три гражданина привлечены к уголовной ответственности за организацию занятия проституцией и вовлечение в нее, а также за торговлю женщинами. Члены банды неоднократно приезжали в Курган, где, угрожая и применяя насилие, похищали девушек в возрасте 17-19 лет для принуждения к занятию проституцией, доставляли их в квартиры в г. Тюмени, которые были оборудованы таким образом, чтобы потерпевшие не могли из них сбежать. Приговором Тюменского областного суда виновные приговорены к лишению свободы на срок от 4,5 до 5 лет.

В 2006 году по статье 127-1 УК РФ на территории Уральского федерального округа было возбуждено 1 уголовное дело. В прокуратуру Кетовского района Курганской области поступило сообщение о том, что неустановленные лица вывезли двух девушек на омское кольцо автомобильной трассы «Байкал», где продали неустановленным лицам для занятия проституцией в г. Сургуте. Дело было возбуждено в тот же день. В результате проведенного комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий девушки были найдены и возвращены родственникам. Установить лиц, похитивших их, пока не удалось.

Других сообщений о торговле людьми в Уральском регионе в 2006 –2007 годах в правоохранительные органы не поступало.

Начальник Управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД по Свердловской области Д.А. Шиловских рассказал о взаимодействии милиции общественной безопасности с другими правоохранительными органами и НКО по профилактике и выявлению фактов торговли людьми и предполагаемых перспективах организации работы по реабилитации жертв преступлений. По словам выступающего, проблема возникла в нашей стране не так давно, мы к ней поначалу оказались не готовы. В милиции могли не принять заявление о пропаже человека за границей. Сегодня в ГУВД области ведется обучение сотрудников службы участковых уполномоченных. Им даны четкие разъяснения и инструкции, как действовать в такой ситуации.

Не всегда дела возбуждаются по статьям, связанным с торговлей людьми, это факты трудно доказать, преступники могут быть привлечены к ответственности за мошенничество, убийство. Сегодня решается вопрос о создании в области убежища для жертв преступлений.

Представители общественных организаций, (директор центра «Сестры» М.Л. Мохова (Москва) и психолог кризисного центра «Екатерина» Н.Э. Кузина (Екатеринбург), исполнительный директор Межнационального информационного центра Н.В. Бенсгиер рассказали о своей деятельности и поделились проблемами, с которыми им приходится встречаться.

За два года в кризисный центр «Екатерина» обратилось 246 человек. А в правоохранительные органы – единицы. Люди больше доверяют общественным организациям. Общественникам сложно работать из-за отсутствия финансовой поддержки со стороны государства, им нередко также приходилось сталкиваться с нескоординированностью деятельности государственных структур. Однако немало удалось сделать: разработаны памятки, ведется мониторинг СМИ, при поддержке грантов работал телефон «Горячей линии», реализовывались информационно-образовательные программы для групп риска. Большим достижения является принятие решения о создании в г. Екатеринбурге приюта для жертв преступлений -   таких центров очень мало в нашей стране.

Второй день работы семинара был полностью посвящен проблемам, связанным с трудовой миграцией в область.

Ведущий сотрудник института социально-экономических проблем народонаселения РАН Е.В. Тюрюканова рассказала о результатах исследований в миграционной сфере. По данным социологических опросов 67% опрошенных знают о таком явлении как современное рабство. Хотя количество респондентов, указавших, что сами они оказывались в такой ситуации, невелик – 0,4%, тем не менее, в количественном отношении это большое количество пострадавших. Данные исследований показывают, что люди осведомлены о различных формах современного рабства, но при этом 42% граждан РФ готовы работать без заключения договора, 29%   мигрантов предпочтут работать нелегально, но получать больше. 73% мигрантов указали, что получают зарплату наличными и не расписываются в ведомости, 77 % мигрантов не имеют письменного трудового договора.

Собравшиеся обсудили положение трудовых мигрантов, высказали свои опасения о том, что приезжающих на заработки людей обманывают работодатели, пользующиеся их безграмотностью.

В Свердловской области для решения проблем мигрантов создана уникальная организация, не имеющая в России аналогов – Свердловский областной миграционный центр. О его работе рассказала юрисконсульт центра И.Ю. Некрасова.

 Предполагается, что приехавший в поисках работы человек сможет прожить в центре несколько дней, где ему за небольшую плату помогут оформить документы, найти работу.   Тем не менее, жалобы от мигрантов есть. Консул Генерального консульства Киргизии А.Б. Исаев и помощник Уполномоченного по правам человека Свердловской области Э.Э. Руденкина привели примеры поступающих обращений, и высказали опасения, что правоохранительные органы не заинтересованы проводить проверки по жалобам пострадавших трудовых мигрантов, переадресуя пострадавших в суд.

Выступления начальника управления Федеральной миграционной службы Свердловской области И.А. Семочкина и начальника отдела иммиграционного контроля УФМС по Свердловской области А.В. Бирюкова были посвящены миграционной ситуации в Свердловской области и недавним изменениям в российском иммиграционном законодательстве. Несмотря на то, что процедура получения разрешения на работу и регистрации была существенно упрощена, нарушителей миграционного законодательства меньше не стало. Однако, сегодня больше внимание уделяется привлечению к ответственности работодателей. Учитывая, что размер штрафа существенно возрос и привлечение к ответственности может существенно подорвать экономическую основу предприятия, руководство УФМС надеется, что фактов незаконного использования иностранной рабочей силы станет меньше.

Участники семинара отметили, что проблема торговли людьми касается представителей самых незащищенных слоев населения: детей, женщин, стариков, мигрантов. В рамках прошедшего семинара не удалось обсудить все вопросы. Для того чтобы в стране сложилась система противодействия торговле людьми необходимо разрабатывать механизмы выплаты компенсации жертва, механизм переадресации жертв в правоохранительные органы, создать систему правового просвещения. У ряда участников большое беспокойство вызывает деятельность институтов восстановительного правосудия, направленных на примирение жертвы с насильником. По мнению экспертов, деятельность таких институтов направлена на защиту интересов нарушителей, а никак не жертвы.

В заключение американские эксперты отметили, что у России есть чему поучиться, приняты хорошие законы, законодательство гибко реагирует на изменение ситуации.

Прошедший семинар стал первым мероприятием по данной проблеме, которое было организовано государственной организацией – Уполномоченным по правам человека Свердловской области.

Материал предоставлен Э.Руденкиной,

помощником Уполномоченного по правам человека Свердловской области 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

Ваше имя:

Текст комментария (не более 255 символов):

Введите числовой код

Введите, пожалуйста, в обратном порядке числовой код, который Вы видите на картинке ниже на сером фоне. Если вы не видите картинку с числом, проверьте, включен ли в вашем браузере показ картинок.

Числовой код
Введите код: