Вопрос-Ответ

Уважаемые посетители сайта!
Обращаем Ваше внимание на то, что объем Вашего сообщения в данном разделе ограничен.
Формулируйте Ваш вопрос по-возможности кратко.
Напоминаем, что Вы можете направить нам письмо по электронной почте (см. "Контакт" в правом нижнем углу страницы).

Вопрос 18863:

Здравствуйте!Я-гр.Украины,официально в браке за гр.РФ с 2008,ребенок-гр.РФ-2009г.р.,у меня вич.Какие документы нужны для получения ВнЖ,РнВП,Рнр?Куда обращаться,на прием к уполномоченному,судиться?Не могу устроиться на работу,нет полюса-социально никак не

Ответ:

Уважаемая Милена!

Статьёй 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации установлено, что разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. По этому же основанию не могут быть выданы вид на жительство, разрешение на работу.

Однако в последние годы сложилась судебная практика по выдаче РВП, ВНЖ ВИЧ-инфицированным. Получив письменный отказ в принятии у Вас заявления о выдаче РВП, обратитесь в суд по месту постановки на миграционный учёт.

Для возможного применения прилагаем текст решения суда,  ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА Российской Федерации от 12 мая 2006 г. N 155-О ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА УКРАИНЫ Х. НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)", ПУНКТОМ 13 СТАТЬИ 7 И ПУНКТОМ 13 СТАТЬИ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" и  Постановления Европейского Суда по правам человека по делу "КИЮТИН (KIYUTIN) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Жалоба N 2700/10 Страсбург, 10 марта 2011 года.

 

РЕШЕНИЕ

                                         Именем Российской Федерации

13 ноября 2008 года Калужский районный суд Калужской области в составе: председательствующего судьи Низаметдинова Р.З.,

при секретаре Кузнецовой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Калуге гражданское дело по заявлению (Ф.И.О. истца) об оспаривании решения Управления федеральной миграционной службы по Калужской области (УФМС по Калужской области) в отказе во временном проживании,

УСТАНОВИЛ:

(Ф.И.О. истца) обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, оспаривая решение УФМС по Калужской области в отказе в оформлении временного проживания убежища. В обоснование, указывая, что с 1998 года по 2002 год состояла в браке с (Ф.И.О. бывшего мужа), гражданином Российской Федерации. 16 мая 2000 года родилась дочь- (имя дочери), которая в настоящее время имеет гражданство Российской Федерации. Переехала на постоянное место жительство на проживает на территории Калужской области с 1997 года, имеет постоянное место жительства. 05 мая 2006 года ей было отказано в выдаче разрешения на временное проживание ввиду наличия заболевания- ВИЧ-инфекции. Считая данный отказ нарушающим ее права и права малолетней дочери, обратилась в суд.

В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержала.

Заинтересованное лицо- Управление Федеральной миграционной службы РФ по Калужской области своего представителя в суд не направил, дело рассматривается в отсутствии последнего.

Суд, выслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115-ФЗ от 25.07.2002 года разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

В соответствии с пунктом 13 части 1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115-ФЗ от 25.07.2002 года разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.

Как видно из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства заявитель, (дата рождения), гражданка Украины, с 1997 года проживает в (адрес местожительства) Калужской области, имеет дочь – (Ф.И.О. дочери, дата рождения). Дочь обучается в (название общеобразовательной школе  и номер школы).

Решением УФМС России по Калужской области (Ф.И.О. истца) отказано в оформлении разрешения на временное проживание по основанию, предусмотренному пунктом 13 части 1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115-ФЗ от 25.07.2002 года.

Суд, на основании исследованных в совокупности доказательств, приходит к выводу об обоснованности заявленного требования.

Положения, содержащиеся в пункте 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и пункте 13 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно определения конституционного суда Российской Федерации №155-0 от 12 мая 2006 года, не исключают, что правоприменительными органами и судами - исходя из гуманитарных соображений - учитываются семейное положение, состояние здоровья ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации. При этом в любом случае данное лицо не освобождается от обязанности соблюдать предписанные в соответствии с законом профилактические меры относительно недопущения распространения ВИЧ-инфекции.

Отказывая заявителю, миграционная служба не приняла во внимание, что заявитель имеет постоянное место жительства, малолетнюю дочь, являющуюся гражданкой России, регулярно проходит лечение и, что состояние ее здоровья не вызывает опасения. Данные обстоятельства, по мнению суда, являются исключительными и позволяют суду сделать вывод об отсутствии необходимости в депортации (Ф.И.О. истца) из Российской Федерации, а также разрешить вопрос о ее временном проживании на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Обязать Управление федеральной миграционной службы по Калужской области оформить (Ф.И.О. истца, дата рождения), гражданке Украины, проживающей по адресу: (адрес проживания), разрешение на временное проживание территории Российской Федерации.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня его вынесения.

            

Председательствующий

Копия верна:

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 мая 2006 г. N 155-О

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА УКРАИНЫ Х.

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 11

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ

ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)", ПУНКТОМ 13

СТАТЬИ 7 И ПУНКТОМ 13 СТАТЬИ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Украины Х.,

 

установил:

 

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Украины Х. оспаривает конституционность пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", согласно которому в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, им оспаривается конституционность положений Федерального закона от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которым если иностранный гражданин не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), то разрешение на временное проживание ему не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется (пункт 13 статьи 7); по этому же основанию иностранному гражданину не выдается и вид на жительство, а ранее выданный вид на жительство аннулируется (пункт 13 статьи 9).

Как следует из представленных материалов, гражданин Украины Х., зарегистрированный по месту жительства в городе Одессе, имеет заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. В 2003 году он заключил брак с гражданкой Российской Федерации, в 2004 году у них родилась дочь, имеющая в настоящее время гражданство Российской Федерации; обе они постоянно проживают в городе Москве. Пребывая на территории Российской Федерации временно и зная, что наличие у него указанного заболевания препятствует законному проживанию на территории Российской Федерации, гражданин Х. обратился к депутату Государственной Думы с просьбой о содействии в получении от уполномоченных органов разъяснения, возможно ли оформление разрешения на временное проживание в Российской Федерации без предоставления сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Паспортно-визовое управление ГУВД города Москвы в письме от 30 ноября 2004 года разъяснило, что в соответствии с пунктом 8 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года N 789) при подаче заявления иностранный гражданин представляет сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции; отсутствие же сертификата в соответствии с пунктом 13 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" является основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

По мнению заявителя, пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", пункт 13 статьи 7 и пункт 13 статьи 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2,7,15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 (часть 2), 38 (части 1 и 2),41 (часть 1) и 55 (части 2 и 3), поскольку нарушают его права проживать совместно с семьей, заботиться о ребенке и воспитывать его, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, устанавливают дискриминационные правила, нарушающие баланс прав и свобод человека и их допустимых в демократическом обществе ограничений. Заявитель указывает, что документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, не принимаются без представления сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции; в случае же представления им данных о наличии у него ВИЧ-инфекции неизбежно и незамедлительно будет инициирована процедура его депортации из Российской Федерации, последствием чего в силу статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" станет запрет на въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня депортации, о чем будет проставлена соответствующая отметка в документе, удостоверяющем личность.

2. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемый закон, затрагивающий его конституционные права, применен или подлежит применению в деле заявителя.

Между тем применение либо возможность применения в деле гражданина Украины Х. пункта 13 статьи 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающего основание для отказа иностранному гражданину в выдаче вида на жительство, имеющимися документами не подтверждается, - заявитель ставил перед уполномоченными органами вопрос лишь о выдаче ему разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Следовательно, его жалоба в этой части не может быть признана допустимой.

3. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством (статья 7 часть 2; статья 17 часть 2; статья 41 Конституции Российской Федерации).

3.1. Федеральный закон от 30 марта 1995 года "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", как следует из его преамбулы, принят исходя из того, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, приобретает массовое распространение во всем мире, остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества, что вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения и применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики этого заболевания.

Данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации (статья 3), устанавливает гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных - граждан Российской Федерации (статья 5), условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (статья 10) и последствия выявления ВИЧ-инфекции (статья 11). К числу таких последствий пункт 2 его статьи 11 относит депортацию из Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. При этом согласно пункту 13 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 188 болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), включена в Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

3.2. Законодательство Российской Федерации рассматривает депортацию иностранных граждан и лиц без гражданства как законную меру административного принуждения, не являющуюся мерой административного наказания. Так, согласно Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" депортацией признается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (пункт 1 статьи 2); иностранному гражданину, подвергшемуся депортации, в течение пяти последующих лет разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство и разрешение на работу не выдаются (пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9, подпункт 3 пункта 9 статьи 18).

Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации (часть пятая статьи 25.10); если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства депортировались, въезд в Российскую Федерацию такому иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в течение пяти лет со дня депортации (подпункт 2 части первой статьи 27).

В случае наличия принятого в установленном порядке решения должностного лица федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел (его территориального органа), о депортации из Российской Федерации иностранного гражданина, который не выехал из Российской Федерации в установленный срок после сокращения срока его временного пребывания в Российской Федерации, или аннулирования его разрешения на временное проживание в Российской Федерации (вида на жительство), или после предупреждения его о нежелательности пребывания в Российской Федерации, органы пограничного контроля и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (его территориальный орган), проставляют в документах, удостоверяющих личность иностранного гражданина, отметку, свидетельствующую о запрещении его въезда в Российскую Федерацию (подпункт "в" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 382 "О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства").

3.3. Федеральный законодатель, таким образом, исходя из конституционно значимых целей и с учетом конституционно защищаемых ценностей (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), основой которых является право на охрану государством здоровья граждан, может ограничить федеральным законом право на временное проживание в Российской Федерации иностранных граждан (а значит, и гражданина Украины Х.), инфицированных ВИЧ-инфекцией.

При таких обстоятельствах нельзя сделать вывод о том, что оспариваемые заявителем законоположения нарушают в данном случае его конституционные права, а потому его жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

4. Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР", из данной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17 (часть 2) и другими статьями, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.

С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7;статья 17, часть 1; статья 19, часть 2; статья 21; статья 38, части 1 и 2;статья 41, часть 1, Конституции Российской Федерации).

4.1. В Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (принята Генеральной Ассамблеей ООН 27 июня 2001 года) подтверждается ключевая роль, которую играет семья в уходе за лицами, затрагиваемыми и инфицированными ВИЧ/СПИДом, в их поддержке и лечении, и констатируется необходимость принятия к 2003 году соответствующего законодательства и иных мер для ликвидации всех форм дискриминации в отношении лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, для обеспечения полного осуществления ими прав человека, в частности доступа к образованию, правам наследования, трудоустройству, охране здоровья, социальным и медицинским услугам, поддержке, лечению и правовой защите при соблюдении принципов конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни, а также разработки стратегии борьбы с клеймением и социальной изоляцией, связанными с эпидемией.

В Руководящих принципах по обеспечению уважения прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом (приняты второй Международной консультацией по ВИЧ/СПИДу и правам человека, созванной Верховным комиссаром ООН по правам человека и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) в Женеве 23 - 25 сентября 1996 года) отмечается, что международное право гарантирует право на равную защиту закона и свободу от дискриминации по каким бы то ни было признакам - таким как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение; Комиссия по правам человека подтвердила, что выражение "иное положение", содержащееся в текстах международных договоров о правах человека, касающихся недискриминации, следует толковать как охватывающее состояние здоровья, включая ВИЧ/СПИД (резолюции 1995/44 от 3 марта 1995 года и 1996/43 от 19 апреля 1996 года); признанию семьи основной ячейкой общества препятствует политика, имеющая своим последствием отрицание единства семьи; при рассмотрении заявлений на въезд в страну гуманитарные соображения, такие как воссоединение семьи и необходимость в убежище, должны превалировать над экономическими.

Меры государственного принуждения и ограничения, применяемые на основании оспариваемых в жалобе гражданина Украины Х. законоположений, могут затрагивать права как самого заявителя, так и членов его семьи. Конвенция о правах ребенка возлагает на государства-участники обеспечение того, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы в силу судебного решения, принятого на основании закона, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка (пункт 1 статьи 9); в соответствии с этим обязательством заявления детей или их родителей с просьбой о въезде в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом; государства-участники обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи (пункт 1 статьи 10). Вместе с тем Конвенция допускает, что разлучение ребенка с родителями может быть следствием решения, принятого государством-участником, например при высылке или депортации (пункт 4 статьи 9).

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).

В делах о высылке ВИЧ-инфицированных иностранных граждан Европейский Суд по правам человека демонстрирует гибкость и индивидуальный подход, имея в виду возможности системы здравоохранения страны гражданства заявителя и стадию заболевания, на которой высылка заявителя из страны вступала бы в противоречие с требованиями статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, содержащей запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение (Постановление от 21 апреля 1997 года по делу "Д. против Великобритании"). Суд отмечал, что право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое не гарантируется Конвенцией, однако высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции (Постановление от 18 февраля 1991 года по делу "Мустаким (Moustaquim) против Бельгии"). Ввиду того что решения Договаривающихся государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого пунктом 1 статьи 8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, т.е. оправданной крайней необходимостью, и в особенности - соразмерной преследуемой цели (Постановление от 6 февраля 2003 года по делу "Якупович (Jakupovic) против Австрии").

4.2. Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление от 14 ноября 2005 года N 10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Из этого следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании лица, имеющего заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека, на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений.

Таким образом, положения, содержащиеся в пункте 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и пункте 13 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не исключают, что правоприменительными органами и судами - исходя из гуманитарных соображений - учитываются семейное положение, состояние здоровья ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации. При этом в любом случае данное лицо не освобождается от обязанности соблюдать предписанные в соответствии с законом профилактические меры относительно недопущения распространения ВИЧ-инфекции.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

 

определил:

 

1. Признать жалобу гражданина Украины Х. не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

 

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

 

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

 

 

 

 

 

[неофициальный перевод] <*>

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

 

ПЕРВАЯ СЕКЦИЯ

 

ДЕЛО "КИЮТИН (KIYUTIN)

ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" <*>

(Жалоба N 2700/10)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

(Страсбург, 10 марта 2011 года)

 

 

Факты

 

I. Обстоятельства дела

 

6. Заявитель родился в Узбекской ССР в 1971 году и приобрел гражданство Узбекистана после распада СССР.

7. В октябре 2002 года его брат приобрел дом с участком земли в поселке Лесной Орловской области Российской Федерации. В 2003 году заявитель, его сводный брат и их мать прибыли из Узбекистана для проживания в нем.

8. 18 июля 2003 г. заявитель женился на российской гражданке, и в январе 2004 года у них родилась дочь.

9. В августе 2003 года заявитель обратился за разрешением на проживание. Ему было предложено пройти медицинское обследование, показавшее, что он является ВИЧ-инфицированным. В связи с этим его обращение за видом на жительство было отклонено. 13 октября 2004 г. Орловский областной суд оставил решение об отказе без изменения.

10. В апреле 2009 года заявитель вновь обратился за разрешением на временное проживание. После этого обращения 6 мая 2009 г. Федеральная миграционная служба установила, что он незаконно проживает на территории Российской Федерации (нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.8 Кодекса об административных правонарушениях), и наложила на него штраф в размере 2 500 рублей.

11. Решением от 26 июня 2009 г. управление Федеральной миграционной службы по Орловской области отклонило его обращение о разрешении на проживание со ссылкой на подпункт 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который ограничивает возможность выдачи разрешений на проживание иностранным гражданам, неспособным подтвердить свой ВИЧ-отрицательный статус. В решении указывалось, что заявитель должен покинуть территорию Российской Федерации в течение трех дней во избежание депортации. Заявитель обжаловал отказ в суд.

12. 13 августа 2009 г. Северный районный суд г. Орла отклонил его жалобу, указав следующее:

"Поскольку В.В. Киютин является ВИЧ-инфицированным, суд полагает, что его заявление о разрешении временного проживания в Российской Федерации отклонено законно".

13. Заявитель подал жалобу, сославшись на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2006 г. (см. § 24 настоящего Постановления) и документы ООН о профилактике СПИДа. 16 сентября 2009 г. Орловский областной суд отклонил его жалобу в краткой форме.

14. 20 октября 2009 г. заявитель прошел медицинское обследование в Орловском областном центре по профилактике и борьбе со СПИДом. Ему были поставлены диагнозы: "прогрессирующая стадия ВИЧ", "гепатиты B и C", и назначена высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ) по жизненным показаниям.

15. 25 ноября 2009 г. Орловский областной суд отказал в возбуждении надзорного производства и охарактеризовал ранее принятые решения как законные и обоснованные, указав:

"В своей надзорной жалобе Киютин утверждал, что суды не приняли во внимание его семейное положение и состояние здоровья, принимая решение по его заявлению о разрешении на проживание, которое противоречило Определению Конституционного Суда от 12 мая 2006 г. Этот довод не является основанием для отмены судебных решений.

Действующее законодательство, регулирующее вопросы въезда и проживания иностранных граждан в Российской Федерации, не обязывает правоприменительные органы или суды определять состояние здоровья ВИЧ-инфицированных иностранных граждан или клиническую стадию их заболевания для разрешения вопроса о выдаче разрешения на проживание.

Разрешая вопрос о временном проживании ВИЧ-инфицированного лица, суды могут, но не обязаны принимать во внимание фактические обстоятельства конкретного дела исходя из гуманных соображений.

Кроме того, иностранный гражданин, обратившийся за разрешением на проживание в Российской Федерации, должен представить сертификат о его ВИЧ-отрицательном статусе, если он является ВИЧ-инфицированным, закон запрещает выдачу указанного разрешения".

 

II. Применимое национальное законодательство и практика

 

A. Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (N 38-ФЗ от 30 марта 1995 г.)

 

16. В соответствующей части преамбула к Закону устанавливает:

"Признавая, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), приобретает массовое распространение во всем мире, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества, вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения..."

17. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона государство гарантирует бесплатную медицинскую помощь российским гражданам, зараженным ВИЧ-инфекцией.

18. Пункт 2 статьи 11 Закона предусматривает, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

B. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (N 115-ФЗ от 25 июля 2002 г.)

 

19. Статья 5 предусматривает, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток.

20. Подпункт 4 и подпункт 2 пункта 3 статьи 6 Закона устанавливают, что иностранный гражданин, состоящий в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, или имеющий сына или дочь, являющихся гражданами Российской Федерации, может получить разрешение на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты.

21. Пункт 8 статьи 6 Закона и Постановление Правительства Российской Федерации N 789 от 1 ноября 2002 г. определяют перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. В числе прочих документов заявитель должен представить медицинский сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции.

22. Статья 7 содержит перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирования разрешения на временное проживание. В частности, в выдаче разрешения на временное проживание отказывают, если иностранец является больным наркоманией либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (подпункт 13 пункта 1).

 

C. Оказание медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации

 

23. Согласно Правилам об оказании медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации (Постановление Правительства N 546 от 1 сентября 2005 г.) иностранным гражданам оказывается бесплатно только скорая медицинская помощь (пункт 3). Остальные виды медицинской помощи могут быть оказаны на платной основе (пункт 4).

 

D. Прецедентная практика Конституционного Суда Российской Федерации

 

24. 12 мая 2006 г. Конституционный Суд Российской Федерации отклонил жалобу на нарушение конституционных прав гражданина Украины Х., который являлся ВИЧ-инфицированным и проживал в России со своей русской женой и дочерью (Определение N 155-О). Х. жаловался на то, что пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и подпункт 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" нарушили его право на уважение семейной жизни и право на получение медицинской помощи, а также являлись дискриминационными.

25. Конституционный Суд указал, что оспариваемые положения не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку ограничение права на временное проживание в Российской Федерации иностранных граждан, инфицированных ВИЧ-инфекцией, было установлено законодателем исходя из конституционно значимых целей и с учетом конституционно защищаемых ценностей, основой которых является право на охрану государством здоровья граждан (пункт 3.3).

26. Сославшись на Декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (принята Генеральной Ассамблеей ООН 27 июня 2001 г.), резолюции Комиссии ООН по правам человека <*> и иные международные инструменты, запрещающие дискриминацию, связанную с ВИЧ, а также на прецедентную практику Европейского Суда по делам о высылке иностранцев в целом и ВИЧ-инфицированных в частности, Конституционный Суд подчеркнул принцип пропорциональности мер, принятых при достижении конституционных целей, и отметил:

--------------------------------

<*> Вероятно, имеется в виду Международная консультация по ВИЧ/СПИДу и правам человека, упомянутая в определении Конституционного Суда Российской Федерации (прим. переводчика).

 

"Из этого следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании лица, имеющего заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека, на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений.

Таким образом, положения, содержащиеся в пункте 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и пункте 13 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не исключают, что правоприменительными органами и судами - исходя из гуманитарных соображений - учитываются семейное положение, состояние здоровья ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации. При этом в любом случае данное лицо не освобождается от обязанности соблюдать предписанные в соответствии с законом профилактические меры относительно недопущения распространения ВИЧ-инфекции" (пункт 4.2).

 

E. Уголовный кодекс Российской Федерации

 

27. Статья 122 предусматривает уголовную ответственность за сознательное заражение другого лица ВИЧ-инфекцией или заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией, которое наказывается лишением свободы на срок до одного года.

 

III. Применимые международные материалы

 

28. 27 июня 2001 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Декларацию "О приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом" (резолюция S-26/2), которая, в частности, предусматривает:

"1. Мы, главы государств и правительств и представители государств и правительств, собравшись... в Организации Объединенных Наций... для рассмотрения проблемы ВИЧ/СПИДа во всех ее аспектах, а также чтобы обеспечить глобальную приверженность укреплению координации и активизации национальных, региональных и международных усилий, направленных на ведение борьбы с нею всесторонним образом...

13. Отмечая далее, что клеймо позора, умалчивание, дискриминация и отчуждение, а также отсутствие конфиденциальности подрывают усилия по предупреждению и уходу и увеличивают воздействие эпидемии на отдельных лиц, семьи, общины и нации и что на эти проблемы также следует обратить внимание...

16. Признавая, что полная реализация прав человека и основных свобод всех людей является важнейшим элементом глобальных действий в ответ на пандемию ВИЧ/СПИДа, в том числе в области профилактики, ухода, поддержки и лечения, и что это позволяет снизить подверженность риску инфицирования ВИЧ/СПИДом и снять клеймо позора и предотвратить вытекающую отсюда дискриминацию в отношении лиц, инфицированных или подверженных риску инфицирования ВИЧ/СПИДом <*>...

--------------------------------

<*> Европейский Суд процитировал пункт 17 Декларации (прим. переводчика).

 

31. Подтверждая ключевую роль, которую играет семья в предотвращении, уходе, поддержке и лечении лиц, затрагиваемых и инфицированных ВИЧ/СПИДом, принимая во внимание, что в различных культурных, социальных и политических системах существуют различные формы семьи...

<...>

 

ВИЧ/СПИД и права человека

58. К 2003 году обеспечить принятие, укрепление и соблюдение соответствующего законодательства, положений и иных мер для ликвидации всех форм дискриминации в отношении лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, и членов уязвимых групп и для обеспечения полного осуществления ими всех прав человека; в частности, обеспечить их доступ, среди прочего, к образованию, правам наследования, трудоустройству, охране здоровья, социальным и медицинским услугам, предотвращению, поддержке, лечению, информации и правовой защите при соблюдении принципов конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни; и разработать стратегии борьбы с клеймением и социальной изоляцией, связанными с эпидемией..."

29. Комиссия ООН по правам человека впервые выступила против дискриминации и клеймления по причине наличия ВИЧ/СПИДа в Резолюции N 1995/44 ("Защита прав человека в контексте ВИЧ и СПИДа"), которая была принята на 53-м заседании 3 марта 1995 г., и в ней Комиссия, в частности, указала, что она:

"1. Подтверждает, что дискриминация на основании имеющейся или предполагаемой инфекции ВИЧ или СПИДа запрещена существующими международными стандартами в области прав человека и что выражение "или иного положения", содержащееся в положениях международных договоров о правах человека, касающихся недискриминации, может толковаться как охватывающее состояние здоровья, включая ВИЧ/СПИД.

2. Призывает все государства обеспечить в необходимых случаях, чтобы их законы, политика и практика, в том числе касающиеся ВИЧ/СПИДа, соответствовали стандартам в области прав человека, включая право на личную жизнь и личную неприкосновенность лиц, инфицированных ВИЧ или больных СПИДом, запрещали связанную с ВИЧ/СПИДом дискриминацию и не препятствовали осуществлению программ, направленных на предотвращение ВИЧ/СПИДа и оказание помощи лицам, инфицированным ВИЧ или больным СПИДом..."

Комиссия ООН по правам человека подтвердила свою позицию против дискриминации в контексте ВИЧ/СПИДа в своей последующей Резолюции N 2005/84, принятой на 61-м заседании 21 апреля 2005 г.

30. Пункт 2 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гарантирует, что "права, признаваемые в нем, осуществляются без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иных обстоятельств положения".

В своем Замечании общего порядка по вопросу о недискриминации (N 20, 2009) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам прямо указал состояние здоровья и, в частности, ВИЧ-статус, среди "иных обстоятельств", которые упоминаются в пункте 2 статьи 2:

"33. Состояние здоровья относится к физическому или психическому здоровью человека. Государства-участники должны обеспечить, чтобы действительное или предполагаемое состояние здоровья человека не было препятствием для реализации прав, предусмотренных Пактом. Охрана общественного здоровья часто упоминается государствами в качестве основания для ограничения прав человека в контексте состояния здоровья человека. Однако многие такие ограничения являются дискриминационными, например когда ВИЧ-ст

--
С уважением, Ю. Зельников

Дата публикации: 16.04.2013


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Задать вопроc:

Задать вопрос могут только авторизованные пользователи!

Войти:

Логин:

Пароль:

Новичок? Зарегистрируйтесь