С просьбой помочь приватизировать жилое помещение и оформить его в собственность несовершеннолетних детей к омбудсману обратилась их бабушка.
Она сообщила, что родители вместе с детьми были зарегистрированы и проживали на условиях социального найма в одной из калужских квартир.
В 2006 году жилье начали приватизировать на всех четверых членов семьи, но не успели: в 2007 году умер отец, а в 2016 году скончалась мать. Дети так и не смогли вступить в наследство на имущество, оставшееся после смерти родителей.
Обращение в суд с исковым заявлением о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации и в порядке наследования стало насущной необходимостью.
Напомним, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Таким образом, по ¼ доли в праве собственности на квартиру перешли к детям при приватизации, они фактически приняли наследство, оставшееся после смерти родителей, в виде долей в праве собственности на квартиру, поскольку проживали в квартире на день открытия наследства (на день смерти наследодателя) и в дальнейшем.
Уполномоченный помог детям обратиться в суд с исковым заявлением о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации и в порядке наследования.
Решением Калужского районного суда за ними признано право общей долевой собственности на квартиру.