Прописка ребенка – дело непростое. В этом убедился С. – отец 13-летнего Алексея. Решив зарегистрировать сына по своему месту жительства в Калуге, он никак не мог предположить, что на это у него уйдет больше трех месяцев.
Сначала паспортистка ЖРЭУ не принимала у него документы, необходимые для регистрации ребенка и объяснила это так: сын долгое время был без прописки, родители сами должны передавать документы в отдел УФМС России по Калужской области в г. Калуге. Однако принимать документы на регистрацию ребенка в ОУФМС тоже отказались - пока родители не уплатят штраф за то, что ребенок проживал без регистрации.
Несмотря на то, что родители Алексея не возражали против уплаты штрафа, мытарства отца по регистрации сына на этом не закончились: теперь документы не приняли по причине отсутствия недостающей справки из домоуправления. Четвертая по счету попытка С. заверить документы на регистрацию сына в домоуправлении с тем, чтобы передать их в миграционную службу, опять завершилась неудачей: сотрудники ЖРЭУ … просто отказались заверять бумаги по непонятным для заявителя причинам.
Отчаявшись бороться с бюрократической махиной, в апреле 2012 года С. обратился к Уполномоченному по правам человека в Калужской области Юрию Зельникову с просьбой оказать содействие в решении вопроса о регистрации сына по своему месту жительства. Вдобавок ко всему сроки поджимали – оставалось всего несколько дней до 14-летия ребенка, а, следовательно, и необходимости оформления паспорта, который без прописки не получишь.
Обращение Уполномоченного к начальнику УФМС России по Калужской области Михаилу Москаленко имело положительный результат. Спустя месяц сын, наконец-то, был зарегистрирован по месту жительства отца, вдобавок ему оформили паспорт гражданина Российской Федерации.
Казалось, чего проще: механизм заверения справок, принятия документов, иным словом, получения какой-либо услуги гражданином быть отлажен так, чтобы не доставлять лишних хлопот человеку, не гонять его по инстанциям, не отнимать массу сил, нервов и времени (в особенности – у работающих граждан). Ан, нет! Пока же система устроена так, что не помучавшись, не получишь желаемого. Нормально жить и чувствовать себя Человеком мешает «извечная болезнь России» – бюрократизм: махровый, прочно засевший в умах, вошедший в привычку и норму для многих служб, работающих с людьми. Удастся ли когда-нибудь справиться с ней или прав окажется наш земляк Виктор Обнинский, член I-й Государственной Думы Российской империи, впервые обозначивший оную болезнь публично? Хочется верить, что все будет не так грустно, как с двумя хрестоматийно известными бедами и напастями России.