На прошлой неделе
Юрий Зельников подтвердил информацию, а также доложил о предпринятых в связи с этим калужским Уполномоченным мерах.
Так, осужденный Х. в период содержания в СИЗО города Калуги неоднократно объявлял голодовку. Для больного диабетом это равносильно самоубийству. Однако законодательство не позволяет освобождать из-под стражи страдающих подобным заболеванием. При резком ухудшении здоровья Х. был доставлен в городскую больницу, но, несмотря на оказание медицинской помощи, вскоре умер.
Другой инсулинозависимый калужанин Р., инвалид 3 группы, за неуплату штрафа в 500 рублей по решению суда был отправлен на двое суток в местный спецприемник для административно задержанных. В период нахождения в спецприемнике его состояние резко ухудшилось. Сотрудники УМВД незамедлительно вызвали скорую помощь, которая повезла осужденного Р. для оказания соответствующей помощи в стационарное учреждение. Далее врачами двух калужских больниц он передавался с рук на руки. В конце концов, медики решили, что в госпитализации больной не нуждается, после чего Р. доставили обратно в спецприемник, где он и скончался буквально через несколько часов.
Для проведения расследования Владимир Лукин 2 ноября направил в Калугу группу своих специалистов. Вместе с Юрием Зельниковым московские гости тщательно исследовали обстоятельства дела. В том числе, они встретились с руководителями УМВД, УФСИН, Следственного комитета Следственного управления РФ по Калужской области, с министром здравоохранения Калужской области, посетили СИЗО, спецприемник для административно задержанных при УМВД Калужской области.
В настоящее время оба дела находятся на проверке в следственном комитете следственного управления. Его руководитель Владимир Ефременков заверил представителей федерального омбудсмана, что все обстоятельства будут скрупулезно проверены и виновные при их наличии понесут предусмотренную законом ответственность. Дело остается на контроле федерального Уполномоченного.
Комментарий Уполномоченного по правам человека в Калужской области Юрия Зельникова:
Калуга, к сожалению, опять скандально «прославилась на всю страну». Тщательно исследовать эту ситуацию, особенно по второму случаю, еще предстоит следственным органам. Но и сейчас уже возникает ряд горьких вопросов. Зачем было давать двое суток ареста инсулинозависимому инвалиду, когда можно было просто взыскать штраф с пенсии? Как могли врачи гонять больного друг к другу и, в конце концов, отправить его обратно в спецприемник, где, как выяснилось, не было даже глюкометра? Бездушие страшно даже тогда, когда оно проявляется у обывателей. Но оно недопустимо, когда оно коренится в людях, от которых зависит судьба и жизнь человека.