Библиотека

Анна Нагорных: "Как в Калужской области решается земельный вопрос многодетных семей"


«Яблоко раздора»

 

Тема предоставления многодетным земельных участков для строительства жилого дома уже стала притчей во языцех, своеобразным примером того, как можно благое намерение поддержки рождаемости и улучшения жилищных условий многодетных семей можно превратить в еще один источник социального возмущения и недоверия к властям.

Печальную славу данный вопрос приобрел во многом благодаря «чудачествам» местных чиновников: то и дело в средствах массовой информации появляется информация о том, что власти ряда российских городов и регионов предоставляют земельные участки для строительства жилья многодетным, как будто в насмешку, - в самых глухих и отдаленных территориях, без необходимых коммуникаций и дорог, да еще и без права отказаться от такого «подарка». Видимо, именно так – формально, отнеслись в некоторых субъектах России к выполнению задачи обеспечения многодетных семей земельными участками.

Как законодательно решен этот вопрос в Калужской области? Какие проблемы порождает реализации законодательства на практике? Можно ли совершенствовать региональное законодательство и как это сделать на благо многодетным семьям?

 

Как у нас? Законодательство и «больные» вопросы многодетных о земле

Возможность многодетных граждан получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) в Калужской области предусмотрена сразу двумя региональными законами: законом от 22.12.2004 № 3-ОЗ «О случаях бесплатного предоставления земельных участков» и законом от 26.04.2012 № 275-ОЗ «О случаях и порядке предоставления в Калужской области земельных участков гражданам имеющим трех и более детей». В первом случае участок предоставляется для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства в аренду с возможностью последующей передачи в собственность многодетных граждан. Во втором – сразу дается в собственность. В преамбуле этого закона указывается, что земля предоставляется для ИЖС. Ограничениями в обоих случаях является тот факт, что ранее многодетному гражданину, а также его супругу (супруге) земельные участки в соответствии с вышеназванными законами не предоставлялись. Остановлюсь подробнее на втором законе, принятом позднее – именно он еще до принятия вызвал огромное количество вопросов, активное обсуждение, а иногда – и осуждение многодетных семей. Почему?

Во-первых, для обеспечения земельным участком гражданин должны иметь трех и более детей и отвечать требованиям статьи 1 Закона Калужской области от 05.05.2000 № 8-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки». В упомянутой статье под многодетной семьей понимается семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся учебных заведений всех форм обучения любых организационно - правовых форм - до окончания обучения, а также детей, проходящих срочную военную службу по призыву, - но не более, чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.

Что получается на практике? Многодетных граждан ставят на учет в целях предоставления земельного участка и включают в Реестр граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете для бесплатного предоставления земельных участков в Калужской области. При этом, замечу, сроки обеспечения земельными участками в нормативных правовых актах Калужской области не обозначены. Время идет – дети растут. И в тот момент, когда ребенок (дети) из многодетной семьи достигают 18-летия (либо 23-летия, если учатся или служат), многодетную семью исключают из списков претендентов на землю. Получается своеобразная «естественная убыль» образовавшейся очереди из многодетных семей, желающих получить землю. Можно представить себе эмоциональное состояние многодетных родителей, надеявшихся получить от региона эту меру социальной поддержки. Просто какой-то «щелчок по носу»: по закону-то теперь семья не считается многодетной – формального статуса таковой у нее нет, а значит, извините - земля не положена. Обращений по данному вопросу к калужскому уполномоченному за последнее время было немало.

Такая ситуация вызывает справедливое возмущение у многодетных семей: почему обеспечение земельными участками ставится в зависимость от взросления детей: кто-то успеет получить земельный участок – «повезет», а кому-то нет? Ведь скорость формирования земельных участков муниципалитетами пока не позволяет одномоментно или, по крайней мере, в какой-то обозримый срок обеспечить землей всех желающих «многодеток». Таковых, кстати, по данным министерства экономического развития Калужской области по состоянию на 19 декабря 2012 было 2 194 человека.

Во-вторых, в данном законе одним из условий предоставления земельного участка является положение о том, что многодетный гражданин, а также его супруг (супруга) и дети не должны иметь земельных участков, предназначенных для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ) в границах населенных пунктов (приусадебных земельных участков), в собственности, аренде или на ином праве. В связи с этим в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калужской области поступают вопросы многодетных родителей, имеющих хоть какой-нибудь клочок земли: имеют они право на еще один земельный участок от государства или нет. Получается, что даже имеющиеся, грубо говоря, два квадратных метра под ИЖС или ЛПХ лишают многодетную семью получить землю. Многодетные родители находят такой запрет несправедливым. Замечу, что о владении землей в садоводческих товариществах в качестве ограничения для получения земельного надела в законе Калужской области ничего не сказано.

В-третьих, обращает на себя внимание несогласованность областного законодательства в отношении предоставления «базовых» мер социальной поддержки многодетных семей: земельного участка и единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. В какой части? По действующим сейчас правовым нормам многодетные семьи, получившие земельный участок для строительства жилого дома, не могут получить социальную выплату согласно ст. 7.1. Закона Калужской области от 05.05.2000 № 8-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки» (п. 2.2. Положения о порядке, условиях и определении размера предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий, утв. Постановлением Правительства Калужской области от 09.02.2012 № 65). Но не наоборот: многодетные граждане, обеспеченные социальной выплатой на улучшение жилищных условий имеют право получить земельный участок. То есть сначала – жилье, потом – земля, но не наоборот! Выходит, что те, кто знает о такой «изюминке» регионального законодательства или по счастливой случайности получил меры социальной поддержки в «правильной» последовательности, получает и выплату, и землю, а те, кто не осведомлен о таких тонкостях, право на жилищную выплату теряет. Такая «однобокая» позиция областного законодательства здесь не совсем понятна и отнюдь не логична: создается впечатление, что региональные нормативные правовые акты разрабатываются без взаимосвязи. Наверное, стоит задуматься о приведении к некоторому единому знаменателю норм об обеспечении многодетных указанными мерами социальной поддержки.

            Более того: правовая осведомленность некоторых многодетных семей стала приводить к их отказам от земельных участков в ожидании предоставления социальной выплаты на жилье. Не всегда понимая и зная мотивы этого отказа, местные чиновники, а за ними – и законодатели могут сделать ложный вывод о том, что земля многодетным не нужна...

 

Законы регионов. Несколько слов в защиту Калужской области

 

Зачастую проблемы обеспечения многодетных земельными наделом начинаются с регионального законодательства. Федеральным законом от 14.06.2011 № 138-ФЗ были внесены изменения в статью 28 Земельного кодекса РФ, благодаря которым «граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации». И началось: каждый регион начал создавать свои законы и нормы, позволяющие многодетным семьям бесплатно получить земельные участки.

Разнообразию правового регулирования земельного вопроса многодетных семей в законодательстве российских субъектов можно позавидовать: практически нет ни одного нормативного правового акта, либо отдельных положений, которые бы повторялись один в один – везде есть какие-нибудь нюансы.

Например, уже начиная с самого понятия многодетной семьи, которое используется применительно к предоставлению земельных участков: где-то в дефиниции многодетной семьи фигурируют только несовершеннолетние, где-то – учитываются дети, достигшие 18-летия, но продолжающие обучение или службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, но не более чем до 23-х лет. Напомню, что в Калужской области установлен второй вариант понятия многодетной семьи.

В некоторых регионах действует «ценз оседлости»: многодетные могут претендовать на землю только при условии определенного срока постоянного проживания на территории региона (Пермский край – не менее пяти лет до даты подачи заявления; Белгородская область – не менее трех лет и т.д.). В Калужской области «ценза оседлости» нет: многодетный гражданин может обратиться за предоставлением земельного участка независимо от времени проживания в регионе.

Большинство субъектов РФ ввели ограничения для претендентов на получение земельного участка в случае, если у членов многодетной семьи уже есть земля на праве собственности, иных правах (Пермский край, Мурманская область и др.). Как уже указывалось выше, такие ограничения действуют и в Калужской области.

Примечательно, что, например, в Московской области установлен допустимый размер земельного участка, наличие которого не помешает многодетной семье претендовать на получение еще одного земельного надела – размер такого участка должен составлять менее 0, 06 га. В то же время в Московской области действуют ограничения для получения земли многодетными: члены многодетной семьи не должны являться собственниками жилых домов (строений) на территории указанного субъекта РФ, а также – не производить отчуждение, раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0, 06 га и более со дня вступления в силу закона Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».

Аналогичные нормы о запрете отчуждения имеющейся земли установлены для членов многодетной семьи и в ряде других субъектов (например, в Пермском крае). Вполне разумный для законодателя ход закрывает одну из «лазеек» в законодательстве, которая, кстати, свойственна многим регионам, в том числе – Калужской области. Если у многодетной семьи нет земельного участка, то, следуя букве закона, она вполне может претендовать на получение земли от государства (муниципалитета). Эту особенность регионального законодательства учитывают некоторые многодетные семьи и могут воспользоваться такой возможностью: сначала продав или подарив уже имеющуюся у них землю близкому родственнику, затем обратиться за предоставлением земли.

Регионы дают многодетным семьям земельные участки «на выбор»: для ИЖС, дачного строительства, ведения ЛПХ или садоводства (Московская, Кировская, Мурманская области и др.). Калужская область определяет единственное целевое назначение земельных участков: под ИЖС.

К слову сказать, в обращениях граждан к Уполномоченному по правам человека в Калужской области содержатся вопросы о том, как можно распорядиться полученной по Закону Калужской области № 275-ОЗ землей: обязательно ли использовать ее по прямому назначению (под ИЖС), можно ли его продать? В Калужской области никаких ограничений на этот счет в указанном законе нет. Но многодетные должны помнить о том, что воспользоваться правом получения земельного участка они могут воспользоваться единожды.

 «Взросление» членов многодетной семьи также учитывается в некоторых региональных законах о земле. В частности, в законодательстве Пермского края, Тверской, Томской, Владимирской областей достижение одним или несколькими детьми многодетной семьи 18-летия уже после принятия на учет для получения земельного участка не является основанием для отказа в предоставлении многодетной семье земли. Полагаю, эту позицию, которая позволяет многодетной семье, вставшей на учет, не зависеть от возраста членов семьи, скорости формирования и предоставления земельных участков органами власти следует перенять и законодательству Калужской области.

 

Резюме

 

Практика применения Закона Калужской области «О случаях и порядке предоставления в Калужской области земельных участков гражданам имеющим трех и более детей», анализ обращений граждан, поступавших в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калужской области, а также изучение опыта регионов относительно предоставления земельных участков многодетным семьям позволяет подвести краткие итоги: что можно усовершенствовать в решении «земельного вопроса»?

Полагаю, что многодетным гражданам, уже поставленным на учет с целью предоставления земельного участка и включенным в соответствующий Реестр, не должно быть отказано в земле по причине достижения детьми 18 (либо 23-х)-летия, ведь взросление детей и формирование земельных участков происходит независимо от воли многодетных родителей.

Поэтому предлагаю внести в законодательство Калужской области (Закон Калужской области № 275-ОЗ от 26.04.2012 и другие нормативные правовые акты) изменения, согласно которым граждане, имеющие трех и более детей, вставшие на учет с целью предоставления земельного участка и включенные в Реестр граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете для бесплатного предоставления земельных участков в Калужской области, сохраняют право находиться в Реестре до обеспечения земельным участком и бесплатно получить земельный участок даже при достижении хотя бы одни ребенком 18-ти, а в случае обучения или службы по призыву в армии – 23-х лет. Другим вариантом может стать установление в региональном законодательстве срока предоставления земли многодетным (например, в течение трех или пяти лет со дня их постановки на учет или включения в Реестр).

Возможно, стоит подумать о нормативных изменениях с целью установления для многодетной семьи некоего «земельного минимума», при наличии которого она сможет претендовать на земельный участок под ИЖС согласно 275-му областному закону. В настоящее время получается, что даже при наличии у многодетной семьи нескольких квадратов земли под ИЖС или ведения ЛПХ она и дом построить на имеющемся участке не может, и получить земельный надел по закону тоже.

Также в региональном законодательстве необходимо устранить однобокость ситуации в плане предоставления семьям с тремя и более детьми мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий и земельного участка - в пользу многодетных, чтобы они имели возможность получить и земельный участок, и социальную выплату – в любой последовательности. Только тогда можно считать, что необходимые правовые условия для реального решения жилищного вопроса многодетным созданы.

 


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.