Библиотека

Сергей Гурченков: "ЖКХ:проблемы и пути их решения"


На протяжении десяти лет существования института Уполномоченного по правам человека в Калужской области безусловным лидером в общем числе обращений являются обращения, связанные с реализацией и нарушениями жилищных прав граждан, а также прав граждан в сфере предоставления и оказания жилищно-коммунальных услуг.

Это связано с тем, что одной из насущных материальных нужд человека во все времена была потребность в жилище. Как и потребность есть, пить, одеваться, эта потребность является первостепенной, поскольку без ее удовлетворения невозможна нормальная жизнедеятельность. Право на жилище имеет решающее значение для эффективной реализации большинства других прав человека. Кроме того, жилищный вопрос касается каждого, жилищные права граждан являются наиболее часто нарушаемыми.

Именно поэтому с первых дней работы на посту Уполномоченного Юрий Зельников уделяет особое значение обеспечению соблюдения жилищных прав граждан, их защите и восстановлению в случае их нарушения.

Наиболее часто граждане обращаются к Уполномоченному по следующим вопросам: нарушения прав при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, при обеспечении жильем отдельных категорий граждан (ветераны ВОВ, инвалиды, ветераны боевых действий, молодые семьи, многодетные семьи т.д.), переселении граждан из аварийного жилищного фонда, постановке и снятии с жилищного учета, приватизации жилых помещений. Жалуются граждане и на невыполнение властями решений судов о предоставлении жилых помещений, незаконное выселение из занимаемых жилых помещений, непредоставление жилья в связи со сносом дома, ведение строительства многоквартирных домов, торгово-офисных зданий и иных объектов с нарушением действующего законодательства, невыполнение или ненадлежащее выполнение обслуживающими и управляющими организациями, органами местного самоуправления своих обязательств в сфере ЖКХ (не проведение текущего и капитального ремонта многоквартирных домов, непредоставление или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, нарушения прав граждан на доступ к информации о деятельности организаций, осуществляющих деятельность по управлению и обслуживанию многоквартирных домов и т.д.). 

На фоне общей ситуации с соблюдением жилищных прав граждан на территории Калужской области выделяются сферы, где права граждан требуют особой защиты, оперативного и квалифицированного вмешательства. Проблема своевременного удовлетворения жилищных потребностей граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди (внеочередников), является одной из таких сфер.

Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1. Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).

2. Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).

До 1 января 2013 года право на получение жилья вне очереди также имели дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Калужской области нарушения прав граждан на получение жилья вне очереди со стороны органов местного самоуправления носят, к сожалению, системный характер.

В своей деятельности по защите прав внеочередников Уполномоченный использует различные механизмы, в том числе оказание помощи гражданам в защите их прав в судебном порядке. На сегодняшний день данный механизм является наиболее эффективным.

Ежегодно Уполномоченный и специалисты его аппарата готовят для граждан исковые заявления в суд о предоставлении жилья вне очереди, а также осуществляют представление их интересов в суде. При содействии калужского омбудсмана многим внеочередникам удалось добиться восстановления нарушенного права и получить положенное жилое помещение.

Следует отметить, что первоначально судебная практика по вопросам предоставления жилья вне очереди была противоречива. Некоторым гражданам суды отказывали в удовлетворении исков. И отстоять свое право на получение жилья удавалось лишь в Верховном Суде Российской Федерации.

Формированию единообразной судебной практики по вопросу рассмотрения и разрешения гражданских дел по искам граждан о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма вне очереди и защите прав граждан способствовали результаты рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации гражданского дела, юридическое сопровождение по которому, т.е. подготовка искового заявления, иных процессуальных документов, представление интересов граждан в судах различных инстанций, осуществлялось Уполномоченным и специалистами его аппарата. В Определении от 30.09.2008 № 85-В08-3 Верховный Суд Российской Федерации выразил позицию, в соответствии с которой  реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем. Указанная позиция была также обозначена в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской  Федерации за четвертый квартал 2008 года», утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта и 25 марта 2009 года.

Проблема жилищного обеспечения внеочередников была также поднята Уполномоченным по правам человека в Калужской области 16 августа 2012 года при встрече региональных Уполномоченных по правам человека с Президентом России Владимиром Путиным.

Одним из способов реагирования на системные нарушения прав граждан является подготовка специальных докладов Уполномоченного по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области.

В июле 2007 года был выпущен специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Калужской области «Обеспечение права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Калужской области».

В 2009 году был подготовлен специальный доклад «О нарушениях права граждан на доступ к информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами и их обслуживание на территории Калужской области».

Системность нарушений прав граждан на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, длительное неисполнение органами местного самоуправления решений судов о предоставлении гражданам жилья по договорам социального найма вне очереди послужили причинами для подготовки в конце 2012 года специального доклада Уполномоченного «О соблюдении органами местного самоуправления Калужской области прав граждан на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди».

Нередко Уполномоченному приходится сталкиваться с ситуациями, когда нарушения прав граждан имеют место в связи с несовершенством действующего законодательства.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на жилищный учет до 1 января 2005 года, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В апреле 2010 года в адрес Уполномоченного обратился гражданин, проживающий в Малоярославецком районе. Он сообщил, что является многодетным родителем, ветераном боевых действий. Нуждается в улучшении жилищных условий, состоит на жилищном учете в органе местного самоуправления по месту жительства с 15 января 2010 года. Обращался в орган местного самоуправления по месту жительства и министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области по вопросу обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Однако ему было отказано в удовлетворении его просьбы, поскольку он встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, поэтому обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» не подлежит.

Казалось бы, гражданину отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с действующим законодательством, следовательно, нарушений его жилищных прав не усматривается. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Проанализировав действующее законодательство РФ, принимая во внимание позицию Конституционного Суда РФ, отраженную в Постановлении от 10.11.2009 № 17-П, Уполномоченный пришел к выводу, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), которым руководствовался орган местного самоуправления и названное министерство, отказывая в удовлетворении просьбы, в той мере, в какой им ограничивается право ветеранов боевых действий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, на получение жилья за счет средств федерального бюджета, как это предусмотрено для тех, кто принят на учет до указанной даты, не соответствует ряду статей Конституции РФ. 

В целях защиты прав заявителя специалисты аппарата Уполномоченного оказали ему юридическую помощь в подготовке искового заявления и осуществляли представление его интересов при рассмотрении дела в суде.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 20 июля 2010 года, вступившим в законную силу 20 августа 2010 года, за заявителем признано право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Следует отметить, что данный судебный прецедент помог отстоять  свое право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и другим ветеранам боевых действий, оказавшимся в аналогичной ситуации.

В ходе рассмотрения обращений граждан выявляются вопросы и проблемы, разрешение которых находится в компетенции федеральных органов государственной власти. В связи с этим Уполномоченный активно использует практику обращений в адрес соответствующих структур. Один из примеров из практики Уполномоченного –переписка по обращению молодых семей по вопросу исключения их органами местного самоуправления из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с достижением супругами или одним из супругов 36 лет (несоответствием молодой семьи одному из условий участия в подпрограмме).

Немаловажное значение в деле защиты и восстановления жилищных прав граждан имеет взаимодействие с региональными органами государственной власти. За десятилетний период с положительной стороны зарекомендовало себя взаимодействие Уполномоченного с Губернатором Калужской области, Законодательным Собранием Калужской области, прокуратурой Калужской области, государственной жилищной инспекцией Калужской области, Управлением Роспотребнадзора по Калужской области, региональными министерствами и ведомствами.

Важная роль в сфере защиты жилищных прав граждан на территории Калужской области Юрием Зельниковым отводится такому направлению работы с гражданами  как правовое просвещение, которое осуществляется посредством работы официального сайта Уполномоченного. Также правовое просвещение граждан осуществляется посредством публикаций в СМИ информации по правозащитной тематике, проведения Уполномоченным и специалистами его аппарата личного приема граждан, в том числе в районах области.   

В рамках данной статьи, к сожалению, не представляется возможным отразить все стороны и формы деятельности калужского омбудсмана по защите жилищных прав граждан.  Важно другое. Подводя итог десятилетней деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области по защите жилищных прав и прав граждан в жилищно-коммунальной сфере можно сказать, что институт Уполномоченного зарекомендовал себя в данной области как необходимый и эффективный механизм защиты и восстановления их нарушенных прав.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.