Библиотека

Татьяна Зражевская "Защита прав граждан в области предоставления жилищно-коммунальных услуг"


Уполномоченный по правам человека в Воронежской области

ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Анализ обращений, рассматриваемых Уполномоченным по правам человека в Воронежской области, свидетельствует о том, что факты нарушений жилищных прав граждан, в том числе и в оказании жилищно-коммунальных услуг, занимают основное место в числе поступающих жалоб.

За 9 месяцев деятельности в 2011 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Воронежской области по данной теме поступило 99 жалоб, за истекший период 2012 – 160 жалоб, что составляет 20 % от общего количества.

Обращения граждан к Уполномоченному по данной проблематике содержат в себе, как правило, сообщения о фактах:

— непредоставления либо некачественного предоставления коммунальных услуг (отопления, энерго- и водоснабжения);

— несвоевременного перерасчета платежей при отсутствии услуг;

— отсутствия или несвоевременности проведения ремонта санитарного, инженерного оборудования домов;

— неполучения субсидий на оплату услуг ЖКХ.

Практически каждое обращение поступает к Уполномоченному после неоднократного направления жильцами претензий жилищно-эксплуатационным организациям, руководство которых не предпринимает никаких мер по разрешению обозначенных в них проблем.

По данным жалобам Уполномоченный в пределах своей компетенции обращался в органы власти за разъяснениями, предлагал конкретные решения, проводил мониторинг ситуации.

В частности, проверялось соответствие роста тарифов на услуги ЖКХ предельному индексу максимального роста цен при неизменном наборе и объеме потребляемых ресурсов (15%), установленному приказом Федеральной службы тарифов для Воронежской области. Установлено, что на территории Воронежской области предприятиями-поставщиками коммунальных услуг в среднем было произведено увеличение тарифов на: электроэнергию – 10%; тепловую энергию – 12%; горячее водоснабжение – 11%; холодное водоснабжение – 10%; на услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда — от 7 до 14%.

Примерами жалоб на то, что жилищные органы не принимают никаких действенных мер по обеспечению ремонта жилых помещений, может служить обращение жителей многоквартирных домов расположенных по адресу: Проспект Революции 26/28, Кирова 10. Согласно требованиям законодательства РФ, регулирующего отношения, связанные с технической эксплуатацией жилищного фонда, порядком и сроками проведения работ по текущему и капитальному ремонту жилья, а также разграничением обязанностей по выполнению ремонтных работ, данные многоквартирные дома подлежали комплексному капитальному ремонту. Финансирование работ по капитальному ремонту данных многоквартирных домов осуществлялось из различных источников, в том числе за счет средств консолидированного бюджета и средств собственников. После выполнения работ по капитальному ремонту, собственники считали, что работы выполнены некачественно, и средства, предусмотренные на выполнение данных работ, израсходованы ненадлежащим образом.

По данным жалобам Уполномоченным были направлены письменные обращения в адрес руководителя управления ЖКХ администрации городского округа город Воронеж и руководителя Государственной жилищной инспекции Воронежской области о необходимости проверки претензий собственников. Собственникам имущества в данных многоквартирных домах даны разъяснения по вопросам организации контроля с их стороны за качеством, сроками и порядком проведения работ.

Примером рассмотрения жалоб населения на качество предоставленных жилищно-коммунальных услуг и перерасчет платы за недопоставленные услуги является работа по нарушениям с начислением платы за поставленные жилищно-коммунальные услуги, предъявленные к оплате собственникам многоквартирного дома по адресу г. Воронеж, ул. К. Маркса 45. Управляющая компания ООО "УК Стройтехника" предъявила собственникам счета несоответствующие реально потребленным объемам услуг. После вмешательства Уполномоченного при помощи собственников данного дома, управляющая компания признала свои нарушения, которые были устранены, восстановлена система учета потребленных коммунальных услуг, а также проведен перерасчет платы для населения.

Достаточно типичным нарушением является ухудшение качества жизни жильцов общежитий, которые принадлежали предприятиям и организациям, прекратившим свое существование (поступившие жалобы затрагивали права примерно 90 человек). В соответствии с законодательством Российской Федерации такие общежития, являясь имуществом социального назначения, должны передаваться органам местного самоуправления, которые по разным причинам оказываются не готовыми их принять. В результате общежития не ремонтируются и приходят в аварийное состояние, которое в отдельных случаях угрожает жизни и здоровью граждан.

Так, в 2011 году в адрес Уполномоченного обратились жильцы общежития, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Пешестрелецкая, д. 54. Причиной обращения явилась невозможность реализации жителями права на жилище из-за ненадлежащего технического состояния общежития.

В результате всестороннего изучения ситуации удалось выяснить следующее: изначально общежитие находилось в собственности ОАО «Облпотребсоюз», эксплуатация его осуществлялась силами жилищно-коммунальной конторы; в 1999 году эксплуатирующая организация была преобразована в ООО «Жилищно-коммунальная контора» (на баланс которой передано общежитие) а затем в 2003 году признана банкротом; далее в соответствии с законодательством общежитие как имущество социального назначения передано органам местного самоуправления и принято на техническое обслуживание МКП "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат", которое осуществляло полномочия собственника имущества, в частности, проводило вселение и регистрацию жителей, выставляло счета на оплату жилищно-коммунальных услуг. Однако меры по завершению процесса передачи общежития в муниципальную собственность сторонами предприняты не были, что не позволяло органам местного самоуправления осуществлять капитальный ремонт, и на момент обращения жителей к Уполномоченному общежитие пришло в аварийное состояние.

В ходе проведенных Уполномоченным мероприятий с привлечением представителей администрации и прокуратуры городского округа город Воронеж было принято решение о необходимости урегулирования в судебном порядке данного имущественного спора сторон. 28.07.2011 года жителями общежития подан иск в Центральный районный суд к администрации городского округа город Воронеж об обязании принять общежитие в муниципальную собственность. 30.09.2011 года суд вынес решение об удовлетворении требований жителей общежития.

Рассмотренный и другие аналогичные случаи показывают необходимость выработки механизма обязывания собственников подобных объектов производить его документальное оформление путем государственной регистрации прав, что позволит внести определенность в вопросы эксплуатации жилищного фонда и проводить капитальный ремонт жилья за счет средств собственника.

Нарушения прав граждан происходят также в ходе реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья со стороны органов местного самоуправления, которые выражаются в отказах в проведении инструментального обследования квартир, затягивании предоставления новых жилых помещений и их неравноценности изымаемым, распределения жилья без учета состояния здоровья проживающих лиц, а также без согласования с ними их территориального расположения.

11.04.2011 года в адрес Уполномоченного поступило обращение гражданки «Х.Л.П.» по вопросу непредоставления ее семье, состоящей из 5 человек, в том числе мужа – инвалида 2 группы с ограниченной способностью к передвижению и матери – ветерана ВОВ, квартиры, отвечающей требованиям для проживания инвалида, и их фактического проживания с ноября 2010 года в расселенном аварийном доме без тепло- и водоснабжения.

            В ходе работы по заявлению Уполномоченным организован выезд в администрацию города Семилуки, направлены запросы прокурору Воронежской области, руководителю управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, организованы и проведены два рабочих совещания с руководителями всех заинтересованных структур. 30.09.2011 года между сторонами было достигнуто соглашение о приобретении определенной квартиры, расположенной в новом жилом доме в г. Семилуки.

Однако, из-за упущений, допущенных представителями администрации, сделка не состоялась, квартира, предназначенная для приобретения семье, за несколько дней до получения муниципалитетом кредитных денег, была продавцом отчуждена в пользу другого покупателя. Кроме того, руководством администрации городского поселения – г. Семилуки в течение всего периода поиска квартиры не предпринято никаких мер по переселению данной семьи из аварийного дома в резервное жилое помещение, что в совокупности с другими нарушениями привело к тому, что ее члены вынуждены уже второй отопительный сезон проводить в антисанитарных, опасных для жизни и здоровья условиях, что свидетельствует о вопиющем факте нарушения прав человека.

16.11.2011 года главе администрации городского поселения – г. Семилуки Маркову Н.Н. направлено заключение Уполномоченного с рекомендацией о решении вопроса по приобретению квартиры и по переселению данной семьи из аварийного жилья в положенную им по региональной программе переселения квартиру в срок до 01.12.2011 года, ответа на которое получено не было.

Только в феврале 2012 года после проведения вторых торгов под постоянным контролем соблюдения сроков со стороны Уполномоченного и прокуратуры области семью «Х.Л.П.» все-таки перевезли в квартиру, соответствующую необходимым требованиям.

            Анализ ситуации показывает, что причинами возникновения подобных нарушений прав человека являются нарушения жилищного законодательства со стороны органов местного самоуправления с момента начала реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья, а именно:

— не проводится должным образом предварительное обследование;

— не учитываются интересы инвалидов;

— предоставляемое жилье неравноценно изымаемому;

— не предпринимаются попытки по поиску альтернативных решений;

— затягиваются процедуры проведения торгов;

— в случаях отказа граждан от переселения не организовывается тепло- и водоснабжение в прежнем жилье;

— не предпринимаются меры по временному переселению людей из аварийных домов в резервные жилые помещения;

— не согласуется с собственниками территориальное расположение предоставляемого жилья.

Следует отметить, что по ряду из перечисленных нарушений наработана судебная практика, когда споры рассматриваются в пользу граждан.

В качестве необходимых мер для улучшения состояния защиты прав граждан в сфере ЖКХ следует:

— обеспечить информирование населения о законодательно закрепленных правах и обязанностях в отношении жилья;

— предусмотреть финансирование определенных льгот для собственников жилья (например, снижение ставки налога на землю);

— усилить контроль со стороны органов местного самоуправления за содержанием объектов жилищного фонда, а также качеством услуг предприятий жилищно-коммунального комплекса предоставляемых населению.


При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.