Библиотека
Марина Юрданова "20 лет под защитой Конвенции о правах ребенка"
Статья главного специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области
Положение детей – будущего всего человечества – потребовали от мирового сообщества принятия документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.
Этим документом стала Конвенция о правах ребенка Организации Объединенных Наций.
Конвенция о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября
Конвенция повлекла за собой глубокие изменения, которые сказались на отношении мирового сообщества к детям. Ратифицировав ее, страна берет на себя юридическое обязательство принять все необходимые меры для оказания помощи родителям и другим ответственным сторонам в выполнении их обязанностей по отношению к детям в соответствии с ее положениями. В настоящее время 96% детей в мире проживает в государствах, связанных обязательством защищать права детей.
Права эти всеобъемлющи. В соответствии с Конвенцией, ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (ст.1), «наилучшее обеспечение интересов» которого должно учитываться во всех ситуациях (ст.3). Конвенция защищает право ребенка на выживание и полноценное всестороннее развитие (ст.6), она содержит положения, которые подтверждают право детей пользоваться наиболее совершенными услугами системы здравоохранения (ст.24), выражать взгляды (ст.12), получать информацию (ст.13). Дети имеют право на регистрацию сразу же после рождения, на имя и приобретение гражданства (ст.7), право на игры (ст.31) и на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст.34). Конвенция о правах ребенка также содержит ряд общих руководящих принципов, затрагивающих все основные области потребностей детей.
В настоящее время Конвенция - наиболее широко признанный между-народный документ по вопросам прав человека, в том числе ребенка.Конвенция закрепляет различные права ребенка - гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в едином документе. В ней отражен компромисс между различными правовыми и философскими подходами, международными и национальными политическими интересами. Ее положения учитывают многообразие культур, традиций, религий, уровней экономического развития различных стран. Все это, а также существование механизма контроля за соблюдением положений Конвенции, делает данный документ уникальным инструментом защиты прав ребенка.
В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны«уважать и гарантировать». Таким образом, имеет место прямое указание на то, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому требует и заслуживает специальной защиты.
Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур. Именно внедрение принципа превращения ребенка в активного субъекта является одним из самых значительных вкладов Конвенции в международное законодательство по правам человека.
При разработке Конвенции был взят за основу ведущий принцип Декларации прав ребенка (
К основным принципам Конвенции также относится принцип относительности обязательств и прав в рамках Конвенции. В то время как основной смысл Конвенции заключается в том, что государства обязаны уважать и обеспечивать права каждого ребенка в пределах своей юрисдикции, их обязательства ограничены реальными возможностями их выполнения. Так, например, выполняя свое обязательство согласно ст. 3 по обеспечению защиты и заботы, необходимых для благосостояния ребенка, государства должны также принимать во внимание права и обязанности родителей ребенка или других лиц, несущих юридическую ответственность за ребенка.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа
С момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством, гражданское, уголовное, семейное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля
Во избежание негативных последствий чрезмерно широкой трактовки Конвенции и для осуществления контроля над государствами в рамках ст.ст. 44, 45 Конвенции, была установлена система отчетности, обеспечиваемая Комитетом по правам ребенка ООН, членами которого являются эксперты с опытом работы в области прав детей.
Система отчетности предусматривает представление государствами периодических докладов с информацией об эффективных мерах для обеспечения прав ребенка, гарантированных Конвенцией; о проблемах, затрудняющих выполнение их обязательств. Свой первый доклад о соблюдении прав ребенка государства представляют спустя два года после ратификации Конвенции. Впоследствии доклады подаются каждые пять лет. Эта процедура представляет собой, по сути, международный контроль за исполнением государствами принятых на себя обязательств.
Россия представила свой первый доклад о реализации Конвенции о правах ребенка ООН 16 октября
В анализе Третьего периодического доклада России Комитет с удовлетворением отметил следующие события в области законодательства: принятие в
Однако, Комитет выразил сожаление в связи с тем, что некоторые из рекомендаций, сделанных после изучения II Периодического доклада не были учтены в достаточной мере, в том числе вопросы, связанные с недопущением дискриминации в отношении детей, с их защитой от пыток и телесных наказаний, с насилием и сексуальной эксплуатацией, с беспризорностью, с контролем за помещением детей на попечение, а также с отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних.
Комитет рекомендует России принять общенациональный план действий по улучшению положения детей; разработать и регулярно проводить эффективный мониторинг положения детей в РФ; готовить специалистов, работающих с детьми и в интересах детей; знакомить население РФ с положениями и принципами Конвенции ООН о правах ребенка; принимать действенные меры по недопущению дискриминации в отношении детей, развитию альтернативных видов семейного попечения, по предотвращению пыток, бесчеловеческого или унижающего достоинство обращения; продолжить усилия, направленные на учреждение региональных бюро Уполномоченных по правам ребенка.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Вернуться к содержанию документа » Журнал "Права человека" №4 (17)
- К списку всех публикаций