Библиотека
БОРЬБА ЖЕНЩИН ЗА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2011 Автор: Филатова А.О.; ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»; Научный руководитель: Довбня А.А., к.п.н., доцент.
"Если женщина имеет право взойти на эшафот,
она должна иметь право подняться на трибуну".
Олимпия де Гуж
"Одним из наиболее важных для общего счастья
результатов прогресса человеческого разума,
мы должны считать полное разрушение предрассудков,
создавших неравенство прав между двумя полами,
гибельное даже для того, кому оно благоприятствует... "
Ж.А.Кондорсе
Тенденция усиления роли женщин в политике вплоть до избрания их президентами и премьерами в мировом сообществе становится все более частым явлением, однако типичные стереотипы, отодвигающие женский пол на второй план, все еще имеют место быть. И все же, сегодня женщины все быстрее завоевывают лидирующие позиции во многих государствах мира. Ярким примером могут служить такие «демократически развитые» страны как Германия, Великобритания, США.
Так, Германия может похвастаться тем, что ее правительство возглавляет (а кроме того еще и партию ХДС) Ангела Меркель, которую небезызвестный немецкий журнал «Forbes» назвал самой влиятельной женщиной-политиком в мире за последние 3 года.[20] В свою очередь Великобритания, еще долго не забудет свою «железную леди» Маргарет Тэтчер, и конечно же, не стоит забывать о трижды побеждавшей на выборах в Сенат от штата Мэриленд, выдвинутой от Демократической партии США, Барбаре Микульски.
Своевременно упомянуть о недавних событиях в Великобритании. В октябре 2011 года там был изменен порядок престолонаследия. Казалось бы, такая консервативная страна как Англия, а тоже увидела неравноправие между полами. изменения заключаются в том, что наследником (наследницей) трона теперь будет старший ребенок монарха независимо от того, какого он пола. до настоящего времени в Великобритании действовал Акт о престолонаследии 1701 года, согласно которому, наследования трона по мужской линии приоритетней и имеет преимущества перед женской линией, это означает, что младшие братья имеют приоритетное право на престол перед старшими сестрами.
Обязательным условием вступления в силу поправок в законе, является согласие на это и утверждение всех входящих в содружество государств, которые незамедлительно были подтверждены правительствами монархий.[7]
Однако, стоит отметить, что для того чтобы добиться сегодняшней возможности участвовать в управлении государством, женщинам достаточно длительное время (конец XIX - весь XX век) предстояло изрядно побороться за свои политические права. Здесь, несомненно, следует вспомнить об организациях суфражисток и феминисток.
Распространение движение суфражисток получило в конце XIX - начале XX века, в основном в Великобритании, США, новой Зеландии.
В начальный период женское движение, возникшее в США и Англии в середине XIX века, не было суфражистским. Оно появилось на гребне проблем с алкоголизмом. Мужчины — их мужья, отцы и сыновья — гибли на глазах жен и матерей. женщины стали требовать у правительств сокращения (или запрещения) продаж спиртного, которое до этого не имело ограничений. движение называлось трезвость и главной идеей его было открыть глаза всем на то, что алкоголь — источник коррупции, а его производство, продажа и употребление— зло. Начались демонстрации женщин в США, в 1874 г. возник Союз — WCTU (Women’s Cyristian Temperance Union), базирующийся на христианской вере. «Демон Выпивки» считался основой всех социальных бед, прежде всего насилия над женщинами и детьми. Активистки видели только один выход — заставить правительства своих стран изменить законы.[19]
Новозеландское феминистическое движение, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в суфражизме, развивалось параллельно с мировым. Поскольку правительства отказывались помогать женщинам в их настойчивых просьбах, и даже не отвечали на их требования запретить продажу алкоголя детям, было решено добиваться права голоса женщине: вот где лежат корни суфражизма. WCTU специально учредила свою новозеландскую женскую организацию (Franchise Department), которую возглавила Кейт Шепард. За период с 1887 по 1893 гг. она организовала пять общенациональных петиций, и в итоге именно в Новой Зеландии в сентябре 1893 впервые в мире женщины получили право голоса на выборах.[15]
Позже избирательное право получили женщины ряда европейских стран (в Финляндии — в 1906, в Норвегии — в 1913, в Дании и Исландии — в 1915, в России — в 1917, в Канаде — в 1918). В 1919 году права голосовать добились женщины Германии, Нидерландов, Швеции, Люксембурга и Бельгии (только для муниципальных выборов), в 1920 году— США: к ее конституции была принята специальная XIX поправка, предоставляющая избирательные права женщинам. В 1922 году — Ирландии, в 1928 году — Великобритании, в 1931 году — Испании. Следует отметить, что в большинстве современных демократически развитых странах свои избирательные права женщины получили совсем недавно. Так, в 1944 году избирательное право было предоставлено женщинам во Франции, в 1945 г.— в Италии, в 1947 г.— в Болгарии, в 1948 г. — в Бельгии (на национальном уровне) и Румынии, 1952 г. — в Греции, в 1962 г. — в Монако, в 1971 г. – в Монако, в 1974 г. – Португалии, 1984 г. – в Лихтенштейне.
Представительство женщин в структуре власти
в наше время
Путь к власти для женщин в течении XIX - XX столетий оказался достаточно не простым. Однако интересно было бы проследить, как сегодня женщины пользуются своими политическими правами и как в сравнительной перспективе выглядит представительство женщин во власти в нашей стране и в мире в целом? Женщин в мире живет свыше 3 миллиардов человек, в России, по данным Росстата, свыше 77 миллионов, что почти на 10 миллионов больше, чем мужчин. В среднем они составляют половину или немногим более половины населения любой страны. Посмотрим на данные IPU (Inter- Parliamentary - Union) о представительстве женщин в национальных парламентах зарубежных стран и России на 31.12.2007, приведенные в таблице.[22]
Представительство женщин в национальных парламентах (в % от общего числа парламентариев)
Парламент | Нижняя палата | Сенат |
Швеция | 47 | - |
Норвегия | 36,1 | - |
Дания | 38 | - |
Финляндия | 41,5 | - |
Бельгия | 35,3 | 38 |
Германия | 31,6 | 21,7 |
Австрия | 32,8 | 24,6 |
Испания | 36,3 | 23,2 |
Польша | 20,4 | 8 |
Франция | 18,2 | 18,2 |
Италия | 17,3 | 14 |
Россия | 14 | 4,7 |
Канада | 21,3 | 34,4 |
США | 16,8 | 16 |
Япония | 9,4 | 18,2 |
МУЖСКОЙ | 83, 6 % | 83,3 % | 87,6% | 80,7 % |
ЖЕНСКИЙ | 16,3 % | 16,7% | 12,4 % | 19,2% |
Из статистических данных видно, что неравенство между мужским и женским полом по представительству в политических партиях как в списке кандидатов, так и в депутатском соотношении налицо. При этом все упомянутые партии близки друг другу в этом отношении.
Давайте посмотрим, что происходит на выборах в субъектах РФ. Может быть там ситуация не столь критична и представительство женщин в регионах все-таки близко к 50 %. по данным, представленным в списках кандидатов в депутаты в Московскую Городскую Думу от 11 октября 2009 года и в Законодательное собрание Калужской области от 14 марта 2010 года получаем:
Выборы в Московскую Городскую Думу от 11 октября 2009 года
пол | Единая Россия | КПРФ | ЛДПР | Справедливая Россия |
мужчины | 83% | 80,4% | 98% | 86,2 % |
женщины | 16,9% | 19,5% | 1,9% | 13,7% |
Выборы в Законодательное собрание Калужской области
от 14 марта 2010 года
пол | Единая Россия | КПРФ | ЛДПР | Справедливая Россия |
мужчины | 70,7 % | 82,7 % | 85,1 % | 77,1 % |
женщины | 29,2 % | 17,3 % | 14, 8% | 22,8 % |
Стоит отметить, что общим как на федеральных выборах, так и на региональных, является тот факт, что представительство женщин не дотягивает даже до 30 % ни в одной из парламентских партий. Однако при сравнении списков партий на различных избирательных компаниях имеются и некоторые отличия. Так, например, ЛДПР из числа «середнячков» на федеральных выборах (12, 4 %), скатывается до «отстающих» на всех региональных (1,9 % и 14,8 % соответственно). В противовес ей, Единая Россия, наоборот, «набирает силу» в данном вопросе в регионах и устанавливает максимальных процент среди 4 партий по трем избирательным компаниям - 29 %. У КПРФ также заметна тенденция повышения показателя представительства женщин в регионах, но не намного. Также хотелось бы подчеркнуть, что наибольший процент представительства женщин в политических партиях в целом, представлен в ходе выборов депутатов Законодательного собрания Калужской области, что, скорее всего, связано с более доступной возможностью вхождения женщин в систему управления на местах. Данный факт, на мой взгляд, может рассматриваться как тенденция «постепенного» (от регионального к федеральному) полноценного включения женщин в политическую жизнь страны.
Однако, обобщая все показатели, все-таки можно сделать вывод о том, что в наши дни представительство женщин в политических партиях (а в последствии и в представительных органах) низкое, даже несмотря на тяготение женщин к решению, в первую очередь, социальных проблем и наличия у обоих полов приблизительно одинаковых показателей по уровню образованности (иногда у женщин данный показатель даже выше, что показывает анализ списков политических партий на выборах в Законодательное собрание Калужской области).
Так, в КПРФ у всех 9 женщин высшее образование, однако 5 из 43 мужчин имеют среднее профессиональное образование. В ЛДПР и Справедливой России, что мужчины, что женщины имеют преимущественно высшее образование, а вот в Единой России все кандидаты независимо от пола являются высокообразованными людьми.
Есть интересные данные, что в Калужской области среди занятых женщин высшее образование есть у более 20 % женщин (у мужчин 17 %), среднее профессиональное образование - почти у 40 % (27,7 % - мужчин).[8]
Однако женщины представлены на менее перспективных и оплачиваемых должностях.
Вопрос о представительстве женщин в политических партиях наиболее остро стоит и в законодательном органе. Так, в 2001 году в Российской Федерации была принята поправка в закон "О политических партиях", согласно которой политические партии должны "создавать мужчинам и женщинам, гражданам РФ разных национальностей, являющихся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления".[3] Однако эта норма имеет чисто рекомендательный характер и не предусматривает санкции за ее нарушение, о чем свидетельствует следующие факты.
Представленность женщин в списках кандидатов в депутаты Госдумы политических партий, принимавших участие в парламентских выборах 2003 года, не превышала 13 %, т.е. Конституция РФ и закон "О политических партиях" были нарушены. Поправка к закону нарушалась и в прошедшие парламентские выборы. Например, партия "Единая Россия" в список кандидатов в депутаты Госдумы пятого созыва включила очень небольшое количество женщин, проигнорировав указания администрации Президента исправить положение. А ведь "Единая Россия" - партия власти. Поневоле задаешься вопросом: зачем надо было принимать поправку к закону, если даже партия власти не считает нужным ее соблюдать?
Небезынтересно было бы посмотреть и на представительство женщин в системе исполнительной власти. Все тот же IPU (Inter- Parliamentary - Union) дает совсем немаленький список премьер-министров, а также президентов женского пола, осуществляющие свою деятельность в современном мире.
Но, не смотря на «немаленький» размер данного списка, редакторы IPU отмечают, что это всего лишь «капля в море» по сравнению со списком премьеров, президентов да и просто министров мужского пола в современном мире.[12]
Что касается России, также надо заметить, хоть премьер и не женщина, но портфели министров в настоящем правительстве заняли трое. Елена Скрынник (Министр сельского хозяйства РФ) стала уже третьей представительницей прекрасного пола в правительстве. Первыми стали Министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина и Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Они вошли в состав Правительства России еще при премьере Викторе Зубкове в сентябре 2007 года. Когда Зубкова сменил Владимир Путин, женщины- министры остались у руля доверенных им министерств. кроме этого, не стоит забывать и о Валентине Матвиенко, возглавлявшей высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга с 2003 по 2011, а ныне возглавившей Совет Федерации Федерального Собрания РФ.[20]
Заключение
Итак, дискриминационные моменты в отношении женщин налицо. Особо остро проблема тендерного неравенства в политической сфере стоит в России. Так, по данным ООН в «Докладе о человеческом развитии 2011», подготовленном Программой развития ООН (ПРОООН) Российская Федерация занимает 59 место в рейтинге тендерного неравенства. Не случайно сегодня можно с полным основанием утверждать, что тендерное неравенство в сфере политики является одним из самых существенных препятствий на пути демократических преобразований России.
Практика европейских парламентов показывает, что участие женщин - депутатов в работе парламентов и иных представительных органов крайне важно не только для самих женщин, но и для общества в целом, так как для женщин на первый план выходят социально ориентированные вопросы: экологии, охраны детей, здравоохранения, социальной защиты населения, находящиеся на периферии интересов мужчин. Более того, зарубежные исследователи отмечают, что для обеспечения более стабильного экономического и политического равновесия в стране, соотношение полов во власти должно достигать уровня 50% на 50%. Сегодня, многие, государства к этой цифре приближаются. Например, все скандинавские страны, Германия, Бельгия, Испания, где представительство женщин в парламентах достигло уровня одной трети и более от общего числа депутатов. при этом статистика свидетельствует, что государства, имеющие в своих парламентах и правительствах меньше 25-30% женщин, хуже справляются с проблемами охраны материнства и детства, прав ребёнка, социальной защиты и т. д.
Сегодня это проблема приобретает особенно острый характер в сложившейся ситуации - условиях резкого расслоения общества, поэтому просто необходимо стремиться к увеличению женщин во всех ветвях власти. Но для решения проблемы о том, как увеличить представительство женщин в политической структуре, для начала надо разобраться в причинах низкого уровня представленности женщин во власти.
Первая причина закономерна. На женщину издавна возложена обязанность заботиться о доме, семье и детях. Сочетание семьи и работы - насущная проблема для всех представительниц прекрасного пола. поэтому в наше время женщине всегда приходиться выбрать между успешной профессиональной карьерой или стабильностью в семье. с этим не поспоришь и этого не изменишь.
Но есть ряд других проблем, которые сегодня необходимо решать.
Во-первых, это устойчивое сохранение социально-культурных патриархальных традиций и стереотипов о том, что женщина не может управлять. Такие стереотипы надо ломать. Так, французскими социологами было проведено исследование, согласно которому одинокие женщины, занимающие руководящие посты, намного успешнее одиноких мужчин-руководителей в плане организации и сплочения коллектива, а также профессиональных качеств. Кроме того, как было изложено выше, сегодня представительство женщин в политических партиях достаточно низкое, однако образовательный уровень женщин представлен наравне с мужчинами, а в некоторых партиях даже выше. Многие исследователи видят решение такой проблемы в ужесточении антидискриминационного законодательства. для российской федерации этот момент может быть выражен в совершенствовании уже имеющихся законодательных актов. Так, для начала, было бы неплохо изменить рекомендательный характер нормы о равноправном представительстве в политических партиях мужчин и женщин в законе «О политических партиях» на императивный.
Высокая политическая активность женщин и возможность их участия в политической сфере жизни общества предопределяется прежде всего их стабильным материальным положением. Отсутствие экономической стабильности приводит к безразличию к политической обстановке в стране, когда вся деятельность человека (в данном случае женщин) направлена лишь на обеспечение материальных благ.
Сегодня, однако, для большинства стран характерен такой процесс как феминизация бедноты, в котором можно выделить целый ряд проблем.
Одной из причин тяжелого экономического положения женщин современные авторы видят в широкомасштабной профессиональной сегрегации по признаку пола, то есть в наличии «женского» рынка рабочей силы, «женских профессий», «женских отраслей экономики». женские виды работ как правило неквалифицированные и низкооплачиваемые. В «женских» отраслях, где основная рабочая сила - женщина, самая низкая заработная плата.
Далее, профессиональная сегрегация тесно связана с разрывом в оплате труда мужчин и женщин. Сегодня, в США средняя почасовая зарплата женщин составляет лишь 2/3 соответствующего показателя у мужчин.
Важным является и тот момент, что при найме на работу приоритет все-таки отдается мужчинам, а вот при увольнении ситуация обратная. В ходе опроса, проведенного в рамках мониторинга в России, работодатели признавали факт дискриминации женщин при устройстве на работу и открыто заявляли, что если у них открылась вакансия и на нее претендуют несколько компетентных женщин, они отдадут предпочтение замужним женщинам 30-35 лет, имеющих детей старше 5 лети.
Как отмечают исследователи, развивающийся процесс феминизации бедности уже имеет серьезные последствия. главное из них – рост женской преступности. Характеризуя причинный комплекс женской преступности, авторы приходят к выводу, что среди основополагающих факторов, ее детерминирующих, выступают сложившиеся в обществе социально-экономические противоречия, существующие ныне диспропорции между потребностями женщин в активном участии в труде, профессиональной деятельности и резким вытеснением их с рынка труда.
Второе, не менее важное последствие - огромный рост торговли женщинами в Западной Европе и в странах бывшего СССР, обострившийся в 1990-е гг. Основным фактором здесь опять-таки выступает феминизация бедноты: переход к рыночной экономике привел к потере рабочих мест и обострению бедственного положения населения. Работорговцы используют эту сложную социально-экономическую ситуацию, в которую попали их жертвы, обнадеживая быстрым получением доходов на Западе.
Как выйти государствам из сложившегося положения, как сократить имеющееся экономическое неравенство, как обеспечить наибольшее представительство женщин во властных структурах?
Основные рекомендации, все-таки, сводятся к «облегчению» женского труда в воспитании детей путем создания большего количества детских учреждений, выплате пособий на детей независимо от супружеского статуса, занятости или доходов, изменение налоговой системы, усовершенствование системы социального обеспечения, установление оплаты стоимости программ за счет общества в целом путем внедрения широкого прогрессивного налога.
И если политические партии считают себя современными и демократическими, главной целью которых является обеспечение справедливости и равенства прав граждан в нашем обществе (о чем постоянно «кричат» их лозунги»), то вопрос включения женщин в свои списки и предоставления им равнодействующего положения наряду с мужчинами, должен стоять на первом месте, что могло бы обеспечить им поддержку большей части населения, особенно необходимую в преддверии предстоящих выборов.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. № 2. 1997.
2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1970 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 2. 1994.
3. ФЗ №95 от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» // Российская газета. № 20. Июль, 2001.
4. Айвазова С. Женщины и политика в Западном обществе // Соц. исследования. 1999. №5. 231 с.
5. Баталов Э.Я. Политическое - "слишком человеческое" // Полис. 1995. №5. 124 с.
6. Вулф В. Олимпия Де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки» // Женские профессии. №3. 234 с.
7. Дмитриева О. Британия переписала Закон о престолонаследии // Российская газета. № 38. Октябрь, 2011. 17 с.
8. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. 435 с.
9. Лохер Б. Международные нормы и региональные политические изменения: Торговля женщинами в Европейском союзе // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.4. Государство и право. 2005. № 1. 200 с.
10. Мартышин О.В. Справедливость и право.2009. №2. 123 с.
11. Матросова М. Дискриминация женщин в сфере трудовых отношений (на примере Калужской области). // Права человека и будущее России. Выпуск 2. Калуга: из-во «Эйдос», 2010. 98 с.
12. Никовская Л. Тендерное неравенство - серьезное препятствие на пути построения социального государства // Новая политика. №3. 2009.
13. Силласте Г.Г. Трудовая дискриминация женщин как предмет
социологического анализа // Социологические исследования. 2009. №12. 324 с.
14. Синьков Д.В. преступность женщин: Состояние, причины и предупреждение // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.4. Государство и право. 2006. №1. 192 с.
15. Смирнова Е. Неоматриархат: определение. Восстановление места женщины в современной картине мира. М., 2010. 324 с.
16. Фукс В. Борьба женщин за экономическое равноправие // Государство и право. Общественные науки за рубежом. № 5. 1990. 128 с.
17. Филатова А.О. К вопросу о нарушении избирательных прав граждан // Актуальные вопросы соблюдения прав человека в Российской Федерации. Калуга: Ваш домъ, 2010. 115 с.
18. Филатова А.О. Нарушение избирательных прав российских граждан // Права человека и будущее России. Выпуск 2. Калуга: из-во «Эйдос», 2010. 98 с.
19. Шинелева JI.T. Путь в XXI век. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.). М., 1995. 231 с.
20. Шергина Н. Губернатор на шпильках // Российская газета, центральный выпуск, 16.10.2003. 18 с.
21. http: //www. Information for the World's Business Leaders - Forbes.com
22. HTTP://WWW.EPU.ORG/ENGLISH/HOME.HTM
23. http://www. Genderpolicy.ru/307
24. HTTP://WWW.ICALUGA-CITY.RU
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
- Перейти в раздел » 2011год
- К списку всех публикаций